Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения»
статья по коррекционной педагогике
Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет.
Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!
Как что, конечно же – районный семинар!!!
«Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_tekst_vystup.docx | 113.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре
по теме: «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения»
Подготовила: Шиваракова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас.
Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет.
Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!
Как что, конечно же – районный семинар!!!
«Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения».
Все вы уже посмотрели практическую часть нашего семинара в записи, я хочу ознакомить вас с теоретической частью, затем перейти к обсуждению и подведению итоги работы семинара.
Итак, согласно ФГОС ДО - Детский сад – базовая площадка для стартовых возможностей всех детей, посещающих ДОУ.
Демонстрация экрана Слайд 2. Стандарт дошкольного образования требует от педагогического коллектива слаженной совместной работы в решении задач основной образовательной программы детского сада.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
В нашем детском саду находятся 5 групп общеразвивающей и 1 группа комбинированной направленности, которые посещают здоровые дети, дети с нарушениями речи, дети ОВЗ, есть ребенок- инвалид.
В штатном расписании детского сада введен ряд специалистов, а именно: музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.
В связи с этим у педагогов возникла идея: используя интегративный подход, проводить интегрированные занятия с детьми совместно со специалистами.
Если рассматривать организацию совместной деятельности специалистов в дошкольных учреждениях в целом, то в детских садах коррекционного типа такая форма работы используется, а в общеразвивающих ДОО встречается крайне редко. Отсюда у педагогов появился интерес апробировать интегрированные занятия с детьми совместно со специалистами в нашем дошкольном учреждении и показать вам, что из этого получилось.
Сразу оговорюсь, данное направление мы уже начинали реализовывать и может быть кто- то из вас видел в нашем саду совместные занятия педагога – психолога и инструктора по физвоспитанию, но со сменой специалистов работа была остановлена, сейчас мы её возобновили, наши молодые педагоги приобретают опыт работы по реализации данного направления и делятся с вами своим результатом.
Слайд № 3
С этой целью нами разработана «Модель взаимодействия специалистов и педагогов МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск».
Слайд 4. Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов были выработаны следующие задачи:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Совместное изучение содержания программы и составление перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.
Предлагаю рассмотреть, как работает модель более подробно.
Слайд 5. Если дошкольное учреждение посещают дети ОВЗ или дети – инвалиды, то в основной образовательной программе дошкольного образования в обязательном порядке разрабатывается раздел программы «Содержание коррекционной работы».
Данный раздел обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- возможность освоения детьми с ОВЗ Программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.
Вносятся изменения в календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.
В содержании коррекционно-развивающей работы отражается взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.
Начнем мы с ознакомления работы по совместному взаимодействию учителя - логопеда и музыкального руководителя.
В коррекционной работе с детьми с нарушением речи положительную роль играют совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи.
Во время проведения совместных занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.
Совместные коррекционные занятия устраняют нарушенные речевые функции и развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
В процессе работы учитель-логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.
Слайд 6. Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.
Слайд 7. Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух. Музыкальный руководитель также использует в различных частях своих занятиях логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Слайд 8
Принципы построения совместных занятий:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
- Принцип системности. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Слайд 9
Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
С ними вы можете ознакомиться на слайде.
Оздоровительные | Образовательно-воспитательные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. | Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. | Развивать речевое дыхание. |
Слайд 10
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы
осуществляет развитие следующих направлений следующим образом:
- коррекционно-развивающее направление реализуется во взаимодействии с воспитанниками;
- информационно-консультативное направление реализуется во взаимодействии с педагогами и родителями воспитанников;
Далее вашему вниманию представлены формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом.
Слайд 11
Формы и виды взаимодействия
музыкального руководителя с учителем-логопедом.
Слайд 12
Основные этапы взаимодействия включают:
- План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
- Журнал взаимодействия.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Педагогические задачи | Логопед | Музыкальный руководитель |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом. | Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики | Массаж лица. | Развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце. |
Развитие голоса | Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба | Хоровое пение. |
Развитие фонематического слуха | Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. | Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. |
Развитие артикуляции | Упражнения с зеркалом. | Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Разучивание текстов песен. Драматизация. |
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | Пополнение словаря музыкальной терминалогоией. |
Развитие диалогической речи | Формирование навыков составления диалога | Драматизация. |
Развитие монологической речи | Развитие у ребенка желания говорить. | Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Участие детей в музыкальных представлениях. |
Далее я хочу остановиться на том, как основано взаимодействие педагога – психолога и инструктора по физическому воспитанию в коррекционной работе с дошкольниками.
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физическому воспитанию в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.
Поэтому здесь тоже важно сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.
Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.
Поэтому инструктор по физическому воспитанию, опираясь на рекомендации психолога, использует в своей деятельности психогимнастику, включающую в себя игры, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии, умение использовать выразительные действия, жесты и мимику.
Ознакомьтесь с моделью.
Слайд 13
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ В ДО
Инструктор по физвоспитанию совместно с педагогом-психологом собрали картотеку, где подобрали игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов, которые включают в образовательную и досуговую деятельность.
Слайд 14 Пример игры - игра «Зеркало» (на умение использовать жесты и мимику).
Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один участник с помощью мимики и пантомимики передает разное настроение. Задача другого участника «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
Далее остановимся на основах взаимодействия учителя – логопеда и инструктора по физическому воспитанию в коррекционной работе с дошкольниками.
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить детей основным движениям. А что, если соединить эти задачи? Мы обратились к двигательно-речевым играм.
Слайд 15. Что такое речевая игра? Это стихи, в которых есть сюжет и действие. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
Таким образом, решаются следующие задачи:
- коррекция звукопроизношения;
- упражнение детей в основных движениях;
- становление координации общей моторики;
- умение согласовывать слово и жест;
- воспитание умения работать сообща.
Были подобраны речедвигательные игры для детей 5 лет, в которых можно закрепить какое – либо основное движение.
Таким образом, логопед, используя эти игры на своих занятиях, автоматизирует определённый звук и одновременно закрепляет основное движение. Инструктор по физвоспитанию, работая над определённым основным движением, знает, какой звук он может закрепить.
Проанализировав ООП ДО по разделу «Физическое воспитание» (старший возраст), выделила основные движения, которые можно закрепить в игре. Создали базу таких игр на разные звуки. Таким образом, в каждой двигательно-речевой игре закрепляется тот или иной звук и одновременно совершенствуется какое - то основное движение, определённое программой.
Слайд 16. Например, при закреплении звука «Р» проводится игра «Буратино» (основное движение: ходьба с высоким подниманием колен). При автоматизации звука «Ж» - игра «Ёжик» (основное движение – бег с ускорением темпа).
Автоматизируя звук «Ш» - «Вот лягушка по дорожке» (основное движение: прыжки, ноги врозь). При закреплении звука «Л» или дифференциации звуков «Р-Л» - игра «Пугало» (упражнение в равновесии, прыжки на одной ноге с продвижением вперёд), «Уж» - (ползание) и т.д.
Слайд 17. В заключении хочется отметить, что эффективность коррекционной работы с детьми, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и совместной деятельностью всех участников образовательных отношений. Совместными действиями специалистов вокруг ребенка создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.
Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия, повысить эффективность работы всех участников образовательного процесса, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повысить качество образовательного процесса.
Мы очень надеемся, что наш семинар прошел в творческой, продуктивной атмосфере, с пользой для присутствующих.
Сегодня, вы открыли для себя, что то новое, интересное.
Мы желаем вам, уважаемые коллеги, новых творческих идей.
Не говорим до свиданья, а говорим до новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»...
Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения ст...
городской семинар!!! « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения».
городской семинар!!! « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»....
Круглый стол на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»
Круглый стол на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходекоррекционной работы»...
Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»
Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»
Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»
laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».Наш проект долгосрочный, ра...