Педагогический совет "Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности"
методическая разработка по теме
Педагогический совет в форме деловой игры с целью обобщения знаний педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_docx.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет № 2
Тема: «Формирование звуковой культуры речи у детей в процессе учебной деятельности»
Вид деятельности | Ответственный |
Подготовка к педсовету | |
1. Семинар «Развитие звуковой культуры речи дошкольников» | Ст. воспитатель Анищенко Н.В. |
2. Тематическая проверка «Состояние работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп» | Ст. воспитатель Анищенко Н.В. |
3. Просмотр открытых занятий по развитию звуковой речи. | Воспитатели |
4. Домашнее задание для педагогов: изготовить игровое пособие «Речевой куб» | Воспитатели всех возрастных групп |
Повестка дня | |
1. Деловая Игра «Вспомнить все!» | Ст. воспитатель Анищенко Н.В. |
2. Проверка домашнего задания: игровое пособие «Речевой куб» | Воспитатели |
3. Итоги тематической проверки «Состояние работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп» | Ст. воспитатель Анищенко Н.В. |
4. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета. | Завед. МДОУ № 3 Решетова В.Н. |
Деловая игра «Вспомнить все!»
Педагоги делятся на 2 груп пы.
Жюри конкурса: заведую щий ДОУ, воспитатель по ФИЗО, воспитатель по ИЗО, пе дагог-психолог (выполнение каждого задания оценивается по 5-балльной системе).
Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»
1-е задание — «Зарядка для языка»
1-й команде — показать ком плекс артикуляционных упраж нений (для произношения свис тящих звуков).
2-й команде — показать ком плекс артикуляционных упраж нений (звук Ipl).
2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий. Веду щий поочерёдно задаёт вопросы командам.
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)
- Какие артикуляционные органы участ вуют в образовании звуков? (Язык, губы, зу бы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосо вые связки, носовая полость.)
- Как образуется голос? (Воздух прохо дит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)
- Работа органов речи —губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков.(артикуляция)
-Единица речи, представляю щая звуковое выражение от дельного предмета мысли. (слово.)
-Способность выражать мысль словами, умение гово рить. Один из признаков, отли чающих человека от животных. (речь.)
-Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интона цией. (фраза.)
-Манера говорить, произно сить слова.(произношение.)
-Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)
-Звучащая речь, произноси мые кем-либо слова.(голос.)
Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»
1-е задание — «Придумайте рифму к слову».
На мольберте выставлены перевёрнутые обрат ной стороной предметные картинки. Пред ставитель каждой команды выходит к моль берту, поочерёдно переворачивает картин ки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка - калитка, корзина - кар тина, жучок - паучок и т.п.)
2-е задание «Подберите слово к схеме». На моль берте выставлены варианты схем слов, состо ящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным. Команды долж ны подобрать к этим схемам как можно боль ше слов - названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)
3-е задание «Подберите слово с наибольшим ко личеством букв». Командам раздают чис тые листы бумаги и маркеры. Нужно вспом нить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничто жение, газонокосилка и т.п.)
4-е задание «Определите место звука в слове». Ве дущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потя нитесь; если в середине - поставьте руки на пояс; если в конце - наклонитесь и поставь те руки на колени». (Лампа, кулак, стол, кол ба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.)
Конкурс «Работа над звуком»
1-й команде — раскрыть эта пы работы по звуковой культу ре речи детей.
2-й команде — раскрыть ме тоды и приемы формирования звуковой культуры речи.
Этапы работы над звуком
- Подготовка артикуляцион ного аппарата.
- Уточнение произношения изолированного звука.
- Закрепление звука в сло гах, словах и фразовой речи.
1. Подготовительный этап.
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель в игровой фор ме уточняет с детьми опреде ленные движения и положения органов артикуляционного ап парата, которые необходимы для правильного произнесения звука.
2. Этап появления звука.
Уточнение звука или его вызывание по подражанию.
Воспитатель использует спо собность ребенка к подражанию.
Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответ ствующие данному звуку, воспи татель закрепляет произнесе ние звука с теми детьми, у кото рых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, кото рые его еще не произносят, фик сируя внимание ребенка на зву чании и артикуляции звука.
3. Этап усвоения звука.
Уточнение правильного произношения звука.
Звук уточняется в словах, фра зах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выбороч но, по усмотрению воспитателя.
Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи
Формы работы:
- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- игры-драматизации;
- праздники и развлечения;
— артикуляционная гимнастика;
—дидактические игры;
- шутки-скороговорки.
Методы:
- игры (дидактические, под вижные, хороводные игры с текстом);
- упражнения («Подуем на пу шистики»);
Приемы:
- образец педагога;
- объяснение;
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;
- оценка, исправление;
- образная физкультурная пауза.
Решение педагогического совета:
- Отслеживать динамику звукопроизношения детей во всех группах (начало и конец года). Представлять соответствующую документацию в методический кабинет.
Ответственные — вос питатели всех возрастных групп;
Срок — постоянно.
- Систематизировать и офор мить в виде картотеки речевой материал (комплексы артикуля ционной, дыхательной гимнасти ки, чистоговорки, потешки, загад ки и др.).
Ответственные — воспитатели всех возрастных групп;
Срок — до 30.03.2010 г.
- Продолжать взаимодействие детского сада и семьи по вопросам развития речи детей, используя разнообразные формы работы.
Провести родительские собрания, семинары практикумы, тренинги и т.п. для родителей.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп, ст. воспитатель
Н.В. Анищенко
Срок — до 30.03.2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобшение и распростронение педагогического опыта. "Формирование звуковой культуры речи у детей-логопатов".
Учитывая важность и сложность задачи по воспитанию звуковой культуры речи, постоянно изучаю методические пособия и рекомендации, парциальные программы, обобшаю опыт других педагогов, анализирую свою р...
Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"
Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...
Выступление на педагогическом совете: "Звуковая культура речи у детей младшего возраста"
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем дошкольном возрасте.Речь младших дошкольников характеризуется стремлением ...
Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...
Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет в педагогической практике"
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой куль...
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в педагогической практике
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...