Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ЗПР 2022-2023
учебно-методический материал по логопедии
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_2022-2023_rebyonok_s_zpr.docx | 73.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Горный ДС»
_______________ Н.В. Суравешкина
Приказ №_______ от «___» ______ 20__г.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с ОВЗ (задержка психического развития),
воспитанника старшей группы комбинированной направленности
МБДОУ «Горный ДС» на 2022-2023 учебный год (первый год обучения)
Составители: - старший воспитатель Н.В. Суравешкина - учитель-логопед Н.А. Новолодская - педагог-психолог А.И. Высотская - учитель-дефектолог А.И. Высотская - воспитатель Л.Н. Литвинова - воспитатель |
Согласовано с родителем (законным представителем)
Подпись____________________________
Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.
- Общие данные
Ф.И.О. ребенка | Саша |
Дата рождения | 13.12.2016г. |
Дата поступления в учреждение | 15.08.2019г. |
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп.сведения) | |
Домашний адрес: | |
Воспитатели (ФИО): | Литвинова Любовь Николаевна |
Специалисты: Учитель-логопед: Педагог-психолог, учитель-дефектолог: | Новолодская Наталья Андреевна Высотская Анна Ивановна |
Группа здоровья | 1 |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полный день (12 часов), пятидневная неделя. |
Заключение ПМПК от 18.10.2022г. №87(1) | По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребёнок: - имеет особенности в психическом развитии; - имеет особенности в физическом развитии; - не имеет отклонений в поведении; - нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; - является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Рекомендации ПМПК | Форма получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность Образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: Пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого; использование специальных методов, приемов и средств, способствующих, как общему развитию ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа |
Организация психолого-медико-педагогической помощи: | Учитель-логопед: - обогащение и активизация словаря; - развитие фонематических процессов; - коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков); - развитие лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи. Педагог-психолог: - коррекция и развитие произвольной регуляции деятельности, компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы Учитель-дефектолог: - коррекция и развитие способов и приёмов познавательной деятельности - восполнение пробелов в освоении программы с ориентацией на индивидуальные возможности обучающегося |
Цель на 2022-2023 учебный год | Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП МБДОУ «Горный ДС» для детей с ЗПР |
Задачи: | 1. Создание благоприятных условий развития ребенка с ОВЗ (ЗПР) в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром. 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ЗПР. 3. Формирование у ребенка способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. 4. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям ребенка с ЗПР. |
- Создание специальных условий
Направление | Содержание | Ответственный |
Специальные условия для получения образования | Соблюдение охранительно-педагогического режима: - обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья); - создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.); - предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.); - отдых не менее 10 минут между НОД; - особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид); - соблюдение норм санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» | Воспитатели, все специалисты |
Специальные методы и приемы обучения: - учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; - чередование видов деятельности; - использовать коротко и четко сформулированные задания; - при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; - дозированная помощь; - пошаговость в предъявлении материала; - использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности; - опора на субъективный опыт ребенка; - использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). | ||
Методическое обеспечение | 1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. Н.В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». 2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под редакцией Л.Б. Баряевой, К.А. Логиновой | |
Оценка особенностей развития ребенка с ЗПР с целью определения индивидуальных планируемых результатов Заключение по результатам комплексной диагностики воспитателя, педагога-психолога, логопеда, дефектолога | ||
Воспитатель | Социально-коммуникативное развитие: Саша спокойный, добрый мальчик. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении с взрослыми и сверстниками. Ребенок малообщительный, в отношения со сверстниками вступает тяжело, но агрессивности не отмечено. Всех ребят в группе знает по именам, называет. Понимает обращенную речь, выполняет инструкцию воспитателя, но только при не однократном обращении к нему. В хороводные, подвижные и сюжетные игры играет с помощью направляющей помощи педагога. На сегодняшний день у мальчика сформированы культурно-гигиенические навыки и умения. Ребенок умеет самостоятельно мыть руки и умываться, пользоваться столовыми приборами, самостоятельно кушать. Знает местоположение своего полотенца, шкафчика, места за столом, но недостаточно хорошо сформированы навыки самообслуживания. Одевается и раздевается с помощью сверстников или взрослого. Речевое развитие: Словарный запас у ребенка ниже нормы, что не соответствует возрастным особенностям. Предмет или игрушку описать самостоятельно не может. На вопросы отвечает одним словом, либо кивает головой. По предлагаемому образцу предложение из двух, трех слов составить не может. Мальчик затрудняется в определении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), основных цветов (синий, желтый, зеленый, красный). Познавательное развитие: К занятиям по познавательной деятельности проявляет интерес, но не всегда усидчив. Воспринимает инструкцию педагога после показа. Быстро утомляется. Знает свои имя и фамилию, имена родителей. В определении диких и домашних животных испытывает затруднения. Группировать предметы по цвету, размеру, форме не умеет. Правильно определить количественное соотношение двух групп предметов не может. Понимает смысл обозначения: вверху-внизу, но затрудняется в определении впереди-сзади, слева-справа. Художественно-эстетическое развитие: К продуктивной деятельности проявляет интерес, когда получается и в основном, под контролем педагога. Ведущая рука правая, недостаточная координация пальцев. Навыки работы с ножницами, карандашами развиты недостаточно. Ребёнок не может продолжительное время удерживать инструмент, наблюдается утомляемость, недостаточный нажим при закрашивании. В аппликации создает сюжет из готовых фигур только с помощью взрослого. По настроению проявляет интерес к музыкальным произведениям, часто отвлекается. Музыкально - ритмические движения выполняет, но не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе. Физическое развитие: На физкультурных занятиях пытается повторять упражнения за сверстниками. Основные движения старается выполнять самостоятельно, иногда с небольшой помощью взрослого. Моторно неловок при беге и движениях под музыку. Снижена двигательная память и внимание. | |
Педагог-психолог | Качество контакта: продуктивный в течение 10-15 мин. Границы: соблюдает не всегда. Поведение: адекватно ситуации. Негативизм и агрессию не проявляет. Эмоциональные реакции: соразмерные, адекватны ситуации. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, радость, повышение результативности. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудачи обращается за поддержкой к взрослому. Преобладающее настроение без оттенков. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, помощь взрослого эффективна. Способность к волевому усилию недостаточная, не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях. Характеристики деятельности: мальчик достаточно активен, мотивирован, проявляет интерес к заданиям, справляется с направляющей помощью взрослого. Инструкции: инструкцию понимает, но не всегда сохраняет до конца задания. Критичность: критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи). Темп деятельности: средний. Зрительное восприятие: без нарушений оптического гнозиса. Слуховое восприятие: в пределах нижней границы возрастной нормы. Пространственно-временные представления: сформированы частично. Внимание: испытывает затруднения при распределении и переключении внимания. Объем - в пределах нижней границы возрастной нормы, концентрация – на среднем уровне, переключаемость – не затруднена, распределение - в пределах нижней границы возрастной нормы. Память: объем - недостаточный, запоминание – механическое, воспроизведение – не всегда полное. Мышление: сформировано недостаточно. Двигательные функции: не нарушены. Игровая деятельность: играет в кругу сверстников, не проявляет инициативу. Психологическое заключение: психическое развитие ниже границы возрастной нормы. | |
Учитель-логопед | Анатомическое строение органов артикуляции. Неправильные форма и расположение зубов: зубы редкие, кривые, кариозные, с большими щелями между зубов, верхние передние резцы разные по размеру. Строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое нёбо без особенностей; мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей. Состояние артикуляционной моторики. Моторика слабо развита. Движения воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движения артикуляционных органов: трудности в подъёме языка вверх, удержании и переключении поз, кончик языка не выражен, язык в нижнем распластанном состоянии не удерживает, наблюдаются содружественные движения. Состояние просодической стороны речи. Голос тусклый, сиплый, назализованный, дыхание поверхностное, речь маловыразительная, монотонная. Состояние слоговой структуры слова. Наблюдаются замены, пропуски, повторения, перестановки звуков и слогов; ритмический рисунок слова воспроизводит с ошибками. Нарушения носят вариативный характер. Звукопроизносительная сторона речи. Разборчивость речи снижена. Нарушено произношение свистящих звуков (замены, искажения) [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц], нарушено произношение шипящих согласных (замены, искажения) [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] и соноров [Л], [Ль], [Р], [Рь] (замены, пропуски), наблюдается вариативность нарушений. Фонематические процессы. Ребёнок не дифференцирует звуки речи, смешиваемые в произношении; не определяет наличие гласного и согласного звука в слове, не выделяет ударный гласный в начале слова, не подбирает слова с заданным звуком. Состояние лексического строя речи. Понимание речи развито недостаточно, объём пассивного словаря несколько снижен, трудности в понимании грамматических конструкций, в запоминании и выполнении сложных инструкций. Словарный запас ограничен бытовой лексикой, ребёнок владеет обиходным словарным запасом, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, незнание основных цветов, неточное употребление слов, употребление лепетных слов (яйцо – «коко»), выявляются трудности актуализации слов. Неточное понимание и употребление обобщающих понятий. Связная речь развита очень слабо. Пересказ сводится к перечислению действий с аграмматизмами. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Наблюдаются смысловые неточности. В речи употребляет простые предложения с аграмматизмами. Состояние грамматического строя речи. У мальчика резко ограничен набор грамматических средств: предлоги употребляет только самые простые на, у, в (иногда пропускает) неправильно употребляет окончания существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях; нарушено согласование прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность процессов словообразования и словоизменения. Логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи 3 уровня. |
- Психолого-педагогическое сопровождение
Ответственный: Воспитатели
Область | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Социально - коммуникативное развитие | Развитие общения и игровой деятельности. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т. ч. моральным). Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Формирование первичных трудовых умений и навыков. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. | Рекомендуемые подвижные игры: «Дождик», «Капуста», «Садовник», «Журавли учатся летать», «За грибами», «Игра в стадо», «Медведь», «Зимние забавы», «С Новым годом», «Старый клен», «Летучая рыба», «Солнышко»; «Ловля парами», «Бег с горящей свечой», «Бег сороконожек», «Рак пятится назад», «Запятнай соседа», «Совушка», «Погоня», «Кап-кан», «Двенадцать палочек», «Волки во рву», «Кто сделал меньше прыжков», «Лягушки и цапля», «Прыжки в приседе», «Жаба», «Перекати мяч», «Защита укрепления», «Меткий удар», «Подвижная цель», «Охотники и лисицы». Рекомендуемые настольно-печатные игры: лото «Два и пять», «Кто где живет?», «Скоро в школу», «Мы любим спорт»; домино «Садовые ягоды», «Птицы», «Полевые цветы»; игры-ходилки, «Любимые сказки», «Путешествие Колобка» и другие. Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Хозяюшки», «В кафе», «В прививочном кабинете», «На приеме у врача», «Айболит», «Пограничники», «Перекресток», «На стройке», «Моряки» и др. Рекомендуемые виды игр и упражнений по театрализованной деятельности: игра- пантомима, театрализованная игра, инсценировка, драматизация. | Осваивает внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и проявляет готовность к внеситуативно-личностному общению; Проявляет готовность и способность к общению со сверстниками; способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации; Оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов; Способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Проявляет способность к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности; произвольная регуляция поведения; Обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет; Овладевает основными культурными способами деятельности; Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; Стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого; Проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником. |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | Рекомендуемые игры и упражнения: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино», «Составь слоника», «Как Белоснежка считала гномов», «Как лягушонок научился считать», «Найди домик», «Где больше треугольников», «Кто хочет быть первым?», «Самый короткий маршрут», «Какие фигуры спрятались в точках?», «Сложные паутинки», «Чем отличаются треугольники?», «Где наша улица?», «Дорожные знаки», «Разложи в мешки», «Что мы купим?». «Где гремит?», «Что звучит?», «Погреми так же», «Что как звучит?», «Волшебный мешочек», «Обведи пальчиком», «Узнай на ощупь», «Разрезные картинки», «Собери пупса», «Пес и щенок», «Петушок», «Лиса и мышка», «Чайник», «Бабочка и цветок», «Алешка». Рекомендуемые темы опытов и экспериментов: «Полярное сияние», «Автомобиль будущего», «Парашют», «Ткань — стекло — бумага», «Разноцветная пластмасса», «Пляшущие человечки» 168, «Определение возраста рыбы», «Установление способности растения к поиску света», «Звезды светят постоянно», «Замерзшая вода двигает камни», «Из каких цветов состоит солнечный луч». Рекомендуемые игры и упражнения: «Разложи фигуры», «Шарики и кружки», «Кубики и квадратики», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные домики» (группировка предметов по определенному признаку), «Сложи квадрат», «Сложи круг» (2—4 части), «Логические цепочки» (для самых маленьких), «Большой и маленький», «Дорожки» (длинный и короткий), «Разноцветные шарфики» (широкий и узкий), «Домики для кукол» (высокий и низкий), «Угости зайчат», «Накорми цыплят», «Веселые путешественники» (уравнивание двух множеств), «Слушай внимательно», «Заводные игрушки» (воспроизведение заданного количества движений), «Составь картинку», «Разные картинки» (ориентировка на плоскости), «День и ночь», «Разноцветные шарики», «Геометрическое лото», «Вкусное печенье», «Где курочки?». Занимательные задания и упражнения: «Домики и дорожки», «Сложи узор», «Медведь и пчелы», «Кто быстрее?», «Гаражи», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Смотай ленту», «Собери бусы», «найди такой же», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Сложи листик», «Насос», «Когда это бывает?», «Большие и маленькие», «Зверята», «Разноцветные кораблики». | Повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира; Улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности; Возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации; осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения; Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности; У ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени; Ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность. |
Речевое развитие | Развитие речевого общения с взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи детей. Лексическая сторона речи. Грамматический строй речи. Произносительная сторона речи. Связная речь (диалогическая и монологическая). Практическое овладение нормами речи. Формирование целостной картины мира посредством слушания и восприятия литературных произведений. Развитие литературной речи и творческих способностей. Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. | Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Поймай и раздели», «Подскажи словечко», «Помоги Незнайке», «Веселый повар», «У кормушки», «Кто спрятался в джунглях?», «Подбери слова», «Повтори за мной», «Что лишнее?», «Расставь по загонам». Рекомендуемые картины: «На заводе», «На ткацкой фабрике», «На границе», «Летчики», «Птицеферма», «В ателье ремонта обуви», «Машинист», «Зима в городе», «На капитанском мостике», «Мы рисуем», «Играем в театр», «В парикмахерской», «На приеме у стоматолога», «На прививку», «На уроке». | Стремится к речевому общению; участвует в диалоге; Обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями; Осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество; Умеет строить простые распространенные предложения разных моделей; Может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта; Умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения; Владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой; Знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи. |
Художественно – эстетическое развитие | Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству. Самостоятельная творческая деятельность. Развитие музыкально-художественной деятельности. Приобщение к музыкальному искусству. | Рекомендуемая художественная литература. Русские народные потешки, песенки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки. Русские народные сказки «Теремок», «Царевна- лягушка», «Кот, петух и лиса», «Семь Симеонов — семь работников», «Василиса Прекрасная»; белорусская народная сказка «Легкий хлеб», сказки А. Пушкина; Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Слон»; К, Ушинский «Спор деревьев», «История одной яблоньки»; С. Одоевский «Мороз Иванович»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В. Гаршин «Лягушка- путешественница»; И. Гурвич «Малька и Милька»;В Осеева «На катке»; С. Маршак «Кошкин дом», «Как рубанок сделал рубанок»; В. Бианки «Птичий год — осень»; К. Паустовский «Кот- ворюга»; сказки К. Чуковского; С. Михалков «От трех до десяти»; А. Барто «За цветами в зимний лес»; Л. Пантелеев «Буква ТЫ»; Е. Чарушин «Кабан-секач», «Рысь», «Носорог», «Бегемот», «Лев»; Б, Житков «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина»; С. Воронин «Моя береза. Осенью», «Моя береза. Зимой», «Моя береза. Весной», «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Добрая раковина», «Девять белых лебедей»; А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Драгунский «Денискины рассказы»; В. Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей», Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква», «Белый гриб», «Волнушка», «Опенок осенний»; В. Сутеев «Под грибом», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка», «Елка»; С. Сахарнов «Морские сказки»; В. Сухомлинский «Весенний ветер»; Дж. Родари «Чиполлино»; Бр. Гримм «Храбрый портной», «Г оспожа Метелица»; Ш. Перро «Спящая красавица». стихотворения А. Пушкина , А. Плещеева, Н. Рубцова, А. Блока, Ф. Тютчева, Е. Благининой, А. Барто, Р. Сефа и др. | Музыкальное развитие: - способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; - способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества; - проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности. Художественное развитие: - ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; - у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал); - использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством. |
Физическое развитие | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Развитие двигательных качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. | Рекомендуемые игры: Игры с бегом: «Бездомный заяц», «Горелки», «Палочка-выручалочка», «Эстафета по кругу». Игры с прыжками: «Волк во рву», «Классы», «Не попадись», «Охотник и зайцы». Метание: «Городки», «Школа мяча», «Бабки», «Серсо». Лазание: «Ловля обезьян», «Перелет птиц», «Ключи», «Паук и мухи», «Совушка». Игры с пластмассовой тарелкой: «Тарелка по кругу», «Попади в круг», «Снайперы», «Поймай тарелку», «Встречная эстафета». Словесные игры: «Кого нет», «Маланья», «Наоборот», «Чепуха». Игровые поединки: «Сумей увидеть», «Бой подушками», «Водоносы», «Поймай рыбку», «Пушинка». | У ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму; Подвижен, владеет основными движениями, их техникой; Может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений; Обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.); Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма; Проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям. |
Ответственный: педагог-психолог
Направления деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Коррекция и развитие произвольной регуляции деятельности | Развивать концентрацию внимания. Обучать доводить начатое до конца. Учить контролировать свои движения. Научить снимать мышечное напряжение. Научить контролировать свои эмоциональные проявления. Расширить поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. | Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля. | Ребенок может концентрировать внимание. Доводит начатое до конца. Контролирует свои движения. Научился снимать мышечное напряжение, контролировать свои эмоциональные проявления. Расширен поведенческий репертуар во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. |
Коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы | Формирование адекватной самооценки, уверенности в себе. Преодоление замкнутости, скованности, нерешительности. Осознание своего эмоционального состояния. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Формирование адекватных форм проявления эмоций | Игры: «Волшебные дорожки», «Никто меня не любит», «Тренируем эмоции», «Превращения», «Классификация чувств», «Настроение и походка», «Оживи картинку», «Я-разведчик», «Азбука настроений», «Возьми себя в руки», «Сбрось усталость», «Глаза в глаза» Телесно-ориентированные упражнения «Лимон, Палуба, Слон», «Похлопаем, потопаем», «Стойкий солдатик» Рисование на тему: «Мое настроение», «Автопортрет», «Чудо-кактус» | У ребёнка сформированы базовые знания об эмоциях и чувствах радости, грусти, злости, страха, удивления, интереса, гордости. У ребёнка сформировано умение передавать различные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства. Ребёнок умеет находить в своём опыте различные эмоциональные состояния. Ребёнок умеет определять эмоциональное состояние другого человека. |
Ответственный: учитель-дефектолог
Направления деятельности | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Коррекция и развитие способов и приемов познавательной деятельности | Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них. Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Расширить и обобщить представления об окружающем мире. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. | Игра «Что я вижу?» «Что для чего?» «Наведи порядок на столе» Упражнение «Солнечный зайчик» Игра «Угадай на ощупь» «Отгадай, где я была», «Найди отличия», «Чем я дотронулась?», «Найди тень», «Повторял-ка», «Зоркий глаз», «Кто работает в детском саду?», «Кому, что нужно для работы?», «Угадай по звуку», «Угадай мою профессию», «Третий лишний» Задание «Воображаемая картина» Игра «Что лишнее?», «Повторял-ка», «С какого дерева листик», «Что пропало?», «Зоркий глаз», «Найди тень», «Продолжи ряд», «Найди тень», «Опиши предмет», «Повторял-ка», Игра «Что изменилось?», «Зоркий глаз», «Найди тень», «Опиши предмет», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Найди тень: ягоды», «Что изменилось?», «Опиши предмет», «Продолжи ряд», «Собери грибы», «Найди тень: грибы», «Что изменилось?», «Дополни», «Я говорю, а ты делай», «Четвёртый лишний», Беседа с ребёнком на тему: «Моя семья» Игра «Кто чем занят?», игра-рисовалочка «Моя семья», «Семья и их чувства», «Что для чего нужно?», «Продолжи ряд», «Зоркий глаз: мебель», «Найди тень», «Что для чего нужно?», «Я поставлю на стол?», «Зоркий глаз: посуда», «Найди тень: бытовые приборы», «Поставь пальчик», «Признаки зимы», «Собираемся на прогулку», «Найди тень: времена года», «Сочини сказку», «Бусы для ёлочки», «Украшаем ёлки», «Подарок от Деда мороза», «Чем дотронулся дед Мороз?», «Снежки», «Едут санки и коньки», «Слепи снеговика», «Снежки», «Найди отличия: снеговик», «Звуки животных», «Найди тень», «Чей малыш?», «Необычное животное», «Найди тень», «Найди лишний». Словесная игра «Мамы и малыши», «Что для чего надо?», «Что для чего нужно?». | Повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; Задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира; • улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности; Возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации; Осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); Может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения; Осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности; У ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени. |
Ответственный: учитель-логопед
Область | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Развитие просодической стороны речи | Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. | Элементы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой Дыхательные упражнения; «Фокус», «Пароход гудит», «Загнать мяч в ворота», «Задуй свечку», «Футбол», «Кучер». | Объём дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. |
Развитие артикуляционной моторики | Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию шипящих и сонорных звуков. Закрепить умение поднимать язык вверх. | Артикуляционная гимнастика Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбка», «Хоботок», «Бублик», удержание и чередование. Упражнения для языка «Лопаточка». «Иголочка», «Чашечка», «Качели», «Грибок», «Пароход», «Парус», «Часики», «Конфетка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк». | Выполняет артикуляционные упражнения, поднимает язык вверх. |
Коррекция произноси тельной стороны речи | Сформировать правильные уклады свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]. Сформировать правильные уклады шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и сонорных звуков [Л],[Ль]. Дифференцировать в речи свистящие-шипящие звуки. Автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. | Проговаривание звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах. Стихи «Сани», «Самокат», «Киска», «На кокосы», «Цыплятки», «Зоя и зайка», «Тише, тише», «Маша пишет», «Белый снег», «Всё бело», «Жук жужжит», «Дождик», «Ёжик», «Дятел», «Пила», «Шишки у мишки». | Поставленные звуки автоматизированы, дифференцированы и введены в речь. |
Работа над слоговой структурой слова | Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. | Упражнения и игры: «Телеграф» на деление слова на слоги. | Знает понятие «слог», умеет делить слово на слоги, умеет различать длинное и короткое слово |
Совершенст вование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза | Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. | Игры: «В каком вагончике едет слово?» - слова, где заданный звук стоит в начале, в середине и в конце слова, «Хлопни, когда услышишь» различение на слух звуков, слогов, слов, «Назови первый звук» выделение первого звука в слове, «Красный-синий» различие гласных и согласных звуков, «Назови слово» подбор слов на заданный звук | Знает и оперирует понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук». Выделяет начальный ударный гласный из слов. Различает на слух и дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. |
Развитие мелкой моторики | Совершенствование движений мелкой моторики рук | Пальчиковый игротренинг, упражнения с предметами (массажные мячи, прищепки и др.), массаж и самомассаж, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур | Мелкая моторика достаточно развита |
Развитие словаря | Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей во время автоматизации поставленных звуков. Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Обогащать активный словарь относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления, используя в речи слова-синонимы и слова-антонимы. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. | Игры: «Запомни-повтори» повторять ряд слов за педагогом, «Скажи слово» игра в мяч кидаем и называем слова на заданную тему, «У кого кто?» называем детёнышей животных, «Кто что делает?» употребление глаголов, «Наоборот» употребление слов-антонимов, «Как похожи» употребление слов-синонимов, «Скажи одним словом» употребление обобщающих слов, «Что лишнее?» умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова | Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; знает понятие «слово»; употребляет простые предлоги, слова-антонимы и слова-синонимы. |
Формирование и совершенст вование грамматического строя речи | Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи некоторых форм словоизменения и словообразования. Научить образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им. | Игры: «Посчитай-ка» согласование числительных и существительных; «Скажи ласково» словоизменение, употребление уменьшительно-ласкательных слов; «Чего не стало?» словоизменение, употребление слов в родительном падеже; «Один-много» словоизменение в единственном и множественном числе «Чья, чьё, чьи?» словообразование притяжательных прилагательных «Из чего? Какой?» словообразование относительных прилагательных; «Составь предложение», «Кто где?» употребление предлогов, «И я тоже» употребление глаголов в прошедшем времени. | Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных. |
Развитие связной речи и речевого общения | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. | Рассказ «Сосна», «В саду», «Новая машина», «Волчья семья», «Лось», «Хотела галка пить», «Кошка и мышка», «Ежик». | Ребенок контактен, слушает и понимает речь педагога, слышит собственные ошибки, пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, и по плану; составляет рассказ по составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи. |
IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»
Исследуемые параметры | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | ||
Уровень освоения | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | |
Познавательное развитие | |||||
Речевое развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Физическое развитие |
Приложение 1
Индивидуальный учебный план
образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2022/2023 учебный год
Образовательная область | Базовый вид деятельности (НОД) | Периодичность в неделю |
Физическое развитие | Физическая культура в помещении | 2 |
Физическая культура на воздухе | 1 | |
Познавательное развитие | Математическое развитие | 2 |
Основы науки и естествознания | 1 | |
Развитие речи | Основы грамотности | 2 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 1 |
Лепка/аппликация, ручной труд | 1 | |
Музыка | 2 | |
Социально-коммуникативное развитие | В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности | Ежедневно |
ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 12 5 часов | |
Коррекционно-развивающее направление | Учитель-логопед | 2 |
Педагог-психолог Учитель-дефектолог | 2 2 | |
ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 6 2 ч 30 мин |
Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):
- Чтение художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Общение при проведении режимных моментов.
- Прогулки.
Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).
Оздоровительная работа (ежедневно):
- Утренняя гимнастика.
- Комплексы закаливающих процедур.
- Гигиенические процедуры.
Приложение 2
Расписание занятий
(в групповой и индивидуальной форме) на 2022/2023 учебный год
Группа/ День недели | Расписание групповых занятий воспитателя
| Расписание индивидуальных занятий с специалистами |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1. Основы науки и естествознания | Учитель-логопед |
09.00-09.25 | 09.30-09.55 | |
2. Музыка | Учитель дефектолог | |
10.00-10.25 | 17.00-17.25 | |
ВТОРНИК | 1. Математическое развитие | Педагог-психолог |
09.00-09.25 | 15.30-15.55 | |
2. Физическая культура в помещении | ||
10.00-10.25 | ||
3. Рисование | ||
15.30-15.55 | ||
СРЕДА | 1. Развитие речи/основы грамотности | Учитель-логопед |
09.00-09.25 | 10.30-10.55 | |
2. Музыка | ||
10.00-10.25 | ||
3. Художественно-эстетическое (лепка/аппликация, ручной труд) | ||
15.30-15.55 | ||
ЧЕТВЕРГ | 1. Математическое развитие | Педагог-психолог |
09.00-09.25 | 15.30-15.55 | |
2. Физическая культура (на прогулке) | ||
10.30.-10.55 | ||
ПЯТНИЦА | 1. Развитие речи/основы грамотности | Учитель дефектолог |
09.00-09.25 | 16.50-17.15 | |
2. Физическая культура в помещении | ||
10.00-10.25 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.
Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.
Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП), сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ФФНР
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ТНР
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с тяжелым недоразвитием речи...
Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.
Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...