Фонематическое восприятие и способы его совершенствования у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)
В статье рассматривается понятие фонематического восприятия и этапы его формирования. Кроме этого, приводятся некоторые приемы совершенствования данного умения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fv_yanvar.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое фонематическое восприятие и почему так важно его развивать у детей? Фонематическое восприятие – это слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.
Если у ребенка нарушено фонематическое восприятие, он будет плохо различать звуки речи и их последовательность в словах. Так в высказываниях детей появляются пропуски, замены звуков. Нарушение слоговой структуры слов. Именно это, а не дефекты звукопроизношения. Позже становятся причиной появления стойких ошибок при написании слов.
Примечательно то, что фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в возрасте от 1 до 4 лет. В этот период очень полезны игры для развития слухового восприятия на основе неречевого материала:
- «Где звенит колокольчик?»
- «Узнай музыкальный инструмент / спецсигнал машины»
- «Отхлопай ритм / простучи на барабане» (по образцу).
В то же время на речевом материале мы формируем пространственно-временные представления: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Здесь с успехом могут быть использованы сюжеты сказок, например, можно разыгрывать «Репку», а в процессе игры ребенок ответит на вопросы: «Кто тянул репку первым?», «Кто стоял за внучкой?», «Кто был последним?» и т.д.
На этапе совершенствования фонематического восприятия и работы над слоговой структурой слова применяется принцип усложнения. Сначала берется игра с отдельными звуками и сочетаниями звуков, затем происходит переход на уровень слога и слова.
Варианты игровых упражнений:
- «Скажи «А» столько раз, сколько точек на кубике / сколько раз я хлопну в ладоши» (задается любой звук);
- «Эхо»: пропой песенку вслед за мной (сначала берем сочетания гласных, например, «АУ», «ИАУ», «ИАУО», затем - то же с выделением ударного звука);
- «Гусеница»: скажи на один слог больше, чем я «са-со…» Одновременно выкладываем на стол кружочки, собирая гусеницу.
- «Скажи наоборот»: игра с мячом «ТА-АТ, КУ-УК»…
- «Собери башенку»: деление слов на слоги с одновременным нанизыванием колец на стержень;
- «Рассели животных по домам»: учитываем количество слогов в слове (одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса, трехэтажный – корова);
- «Послушай и исправь ошибку» (мотокло, коломо);
- «Договори словечко», закончив стихотворение;
- «Определи первый / последний звук в слове».
Данные игровые приемы и методы , применяемые систематически, будут способствовать совершенствованию фонематического восприятия и слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2007. - 96 с.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста
Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их пр...
Степ-аэробика как средство формирования потребности в физическом совершенствовании у детей дошкольного возраста
Одним из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста стали занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольник...
2021 год.Инновационный педагогический опыт "Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия,звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Аттестационный материал....
Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, пос...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...
Степ-аэробика как средство формирования потребности в физическом совершенствовании у детей дошкольного возраста.
Степ-аэробика как средство формирования потребности в физическом совершенствовании у детей дошкольного возраста....