Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 476 города Челябинска»
Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
учитель-логопед Ибатуллина Н.Г.
г. Челябинск
2022
Ведущим видом деятельности ребенка является игра. Приоритет игровой деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольников отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является создание развивающей образовательной среды; осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.
Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии, являющиеся составной частью педагогических технологий.
В научной литературе существует несколько подходов классификации образовательных технологий. Ученые Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые.
Целью использования игровой технологии в логопедической работе с детьми с ОНР является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие эмоционально-волевой сферы, творческого потенциала детей.
Для реализации данной цели учителю-логопеду необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать литературу по данной теме.
- Изучить методы и приемы игровой технологии в логопедической работе.
- Подобрать методические пособия по данной теме.
- Создать и пополнять картотеку словесных игр, игрушек.
- Написать конспекты занятий в игровой форме.
- Осуществлять методическую помощь воспитателям по ведению коррекционной работы с детьми с ОНР использованием игр.
- Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.
Функции игр на логопедических занятиях:
- диагностическая;
- обучающая
- коррекционная;
- развлекательна;
- коммуникативная.
На коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОНР используются дидактические, настольно-печатные, словесные, коррекционно-развивающие, подвижные, сюжетные-ролевые игры, игры-драматизации.
Данные игры служат для развития всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи, способствуют формированию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.
1. Игры для коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза
1. «Забавный поезд»
Цель игры: умение определять месторасположение звука в слове.
Задачи: формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки на определенный звук, дидактическое пособие «Паровозик»
Ход игры: Логопед предлагает ребенку взять картинку, рассмотреть её, назвать, что на ней изображено. Определить месторасположение звука в слове (в начале, середине, конце). Если звук живет в начале слова, то картинку нужно поместить в первый вагончик, если звук живет в середине слова, то картинку нудно поместить в средний вагончик и если звук живет в конце слова, то эта картинка отправиться в путешествие в последнем вагончике.
2. «Рыбалка»
Цель: умение определять первый, последний звук в слове
Задачи: учить определять звуки в начале и в конце слова, развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: игрушечные ведра разных цветов (красного, синего, зеленого), удочка с магнитом, маленький тазик, рыбки с картинками.
Ход игры: Ребенок ловит рыбку, называет картинку на обратной стороне и определяетю, какой звук живет в начале (конце) слова. Если гласный звук, то рыбка помещается в ведро красного цвета, если согласный твердый, то рыбка помещается в ведро синего цвета и если в начале слова согласный мягкий, то рыбка помещается в ведро зеленого цвета.
3. «Пароходы»
Цель: умение делить слова на слоги.
Задачи: учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, дидактическое пособие «Пароходы»
Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается на пароход с одной палубой, если 2 слога на пароход с двумя палубами, если 3 слога, то на трехпалубный пароход.
4. «Слоговой домик»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Задачи: учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, дидактическое пособие «Домик»
Ход игры: Логопед напоминает детям о том, что слова состоят из частей — слогов, и предлагает поучиться делить слова на части — слоги. Если в слове 1 слог, то картинка помещается в окно с цифрой -1, если 2 слога, то картинка помещается в окно с цифрой -2, 3 слога - в окно с цифрой 3
5. «Заполни таблицу»
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Оборудование: предметные картинки, таблицы.
Ход игры: Ребенок должен внимательно слушать и выкладывать в таблице на буквы С и Ш (Л и Р) картинки с символами звуков. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея. Таким образом, должен получиться узор, образец которого подготовлен заранее в виде таблицы и после выполнения задания предъявляется ребенку для сравнения
6. «Звуковые лабиринты»
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи, развитие речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Оборудование: предметные картинки с изображениями лабиринтов.
Ход игры: Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р – «Заведи мотор», звук Рь – «Спортивный свисток», звук Л – пароход, Ль – «Колокольчик», звук С- «Холодный ветерок», звук Сь –«Маленький насосик», звук З – «Песенка комарика», звук Зь – «Не разбуди малыша», звук Ш – «Змейка», звук Ж – «Пчелка жжужит», звук Ц – «Не разбуди Катю», звук Ч – «Паровозик», звук Щ – «Почистим дорожку»
7. «Собери бусы»
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Оборудование: предметные картинки с отверстиями для шнурка.
Ход игры: Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов с заданным звуком.
8. «Выбери домик»
Цель: развивать фонематический слух.
Задачи: учить различать смешиваемые звуки на слух и правильно употреблять их в собственной речи, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Оборудование: емкость с фасолью и фигурками, дидактическое пособие «Домики»
Ход игры: В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.
9. «Засели Домики»
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи: учить различать твердые и мягкие согласные, развивать речевой слух, внимание и память, мыслительные процессы (сравнение).
Оборудование: предметные картинки, дидактическое пособие «Домики»
Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, какой звук живет в начале слова - мягкий или твердый и помещает соответственно в синий или зеленый домик.
11. «Подбери слово к схеме»
Цель: умение определять месторасположение звука в слове Задачи: формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки на определенный звук, схемы слов к данным картинкам.
Ход игры: Ребенок берет картинку называет ее и определяет, позицию звука в слове и помещает ее к соответствующей схеме-слова.
2. Игры для совершенствования лексико-грамматического строя речи
«Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай 1-5»«Из чего сделано?»,
«Мой, моя, моё?», «Чья мама?», «Чей хвост?», «Кошки-мышки», «Скажи наоборот»
3. Игры для развития связной речи:
«Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин»,
«Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры-драматизации, игры-инсценировки.
4. Игры для развития высших психических функций
«Четвертый лишний» или «Что лишнее»
«Найди отличия»,
«Что спрятано?»,
«Лабиринты»,
5. Игры на знакомство с буквами
«Допиши букву»
«Найди такую же букву»
«Найди букву»
«Буквы спрятались
«Ребусы»
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников с ОНР более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей д...
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по развитию лексико-семантической стороны речи
В своей работе с детьми по формированию и расширению семантических полей мы используем систему дидактических игр, включающих блоки, соответствующие трем этапам обучения....
Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...
"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"
В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с ОНР. Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...
Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"
Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...
Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультация музыкального руководителя для воспитателей...