Презентация «Инновационные игровые технологии в коррекционной работе с детьми с РАС»
презентация по коррекционной педагогике

Садыкова Елена Викторовна

Работа с детьми с РАС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Инновационные игровые технологии в коррекционной работе с детьми с РАС» Садыкова Е.В., старший воспитатель г . Гусев 2020 год

Слайд 2

В настоящее время установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4: 1. В силу специфики данного нарушения развития необходимы особые принципы обучения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа с такими детьми направлена , главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, а это, в свою очередь повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и важным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, сталкивающихся с такими детьми, а также их родителей

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ Дети с РАС никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице

Слайд 4

Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними

Слайд 5

Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы . По характеру и содержанию отношения этих увлечений можно выделить две группы: - оторванность от действительности (сочинение бессмысленных стихов, «чтение» книг на непонятном языке) - связанные с определенными сторонами действительности, направленные на продуктивную деятельность (интерес к математике, языкам, шахматам, музыке) – что может привести к дальнейшему развитию способностей

Слайд 6

Основные признаки РАС Одним из основных признаков РАС является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 3 варианта нарушений речи при РАС: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением . 2. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «я» и других личных местоимений в первом лице. 3. Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, «неологизмам». Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий , частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

Слайд 7

Другим признаком РДА являются трудности формирования целенаправленного поведения аутичных детей Остановимся на многочисленных жалобах родителей о расторможенности, несобранности, отвлекаемости таких детей. Поставленная взрослыми цель, просьба не регулируют поведение ребенка, он не может отвлечься от непосредственных впечатлений окружающего, эти впечатления разрушают организующее влияние взрослых . Подобное поведение называется «полевым». Наблюдая за свободным поведением аутичного ребенка можно увидеть, что не ребенок обращает внимание на предмет, а предмет как бы притягивает к себе его внимание. Вот ребенок пассивно перемещается, «мотается» по комнате, притягиваясь, то к одним, то к другим объектам, трогает, не глядя, толкает мяч, ударяет по ксилофону, включает свет, бежит по длинному коридору. Если взрослый не учитывает степени порабощения ребенка этими внешними влияниями, если он не чувствует сам направления действия этих сил и его требования постоянно идут вразрез с ними, контакт со взрослым становится мучительным для ребенка

Слайд 8

Существуют так же и другие жалобы родителей аутичного ребенка. Так, если ребенок и сосредоточен на каком - либо занятии, его трудно научить чему - либо новому даже в русле этого интереса. Дело не в том, что родители сомневаются в его умственных способностях. Такие дети очень изобретательны в действиях со своими игрушками, сами осваивают устройство домашних приборов. Характерно, что они до всего предпочитают доходить сами, действовать своими способами и не принимают предложения взрослых. Кажется, что само взаимодействие со взрослым ребенку трудно и неприятно. Возникает недоумение, почему ребенка, который все схватывает « на лету», трудно чему- либо научить, внести что-то новое, трудно приспособить к быту, обучить навыкам самообслуживания. При ручной ловкости в своих излюбленных занятиях дети крайне неловки, когда надо действовать по образцу, по инструкции. В условиях произвольной деятельности все их умения как бы распадаются. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение. В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация.

Слайд 9

Аутические страхи основаны на сверхчувствительности детей и их отрицательном, неудачном опыте контакта с окружающим. Страх может выражаться как общая тревога, пугливость, а может быть направлен на определенные предметы, людей. Содержание страха часто сложно установить. Предметом страха могут быть обычные бытовые явления, с которыми справляется любой здоровый ребенок: гудение водопроводных труб, шум спускаемой воды в туалете, замкнутое пространство , летящие бабочки или птицы, яркий крючок у входной двери. И др. Объектами страха часто становятся дети или животные. Накоплению страхов способствует то, что, раз испытанные, они могут оставаться актуальными очень надолго.

Слайд 10

Современные коррекционные технологии в работе с детьми с РАС

Слайд 11

Центральное направление в работе с детьми с РАС – эстетопсихотерапия

Слайд 12

музыкальная

Слайд 13

Театральная

Слайд 14

танцевальная

Слайд 15

танцевальная

Слайд 16

ЭВРИТМИЯ Ц ель – предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он мог бы реализовать свои возможности, которые для нормального младенца являются естественным видом коммуникации, и таким образом создать паттерн диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон

Слайд 18

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ – выработка у ребенка способов поведения (деятельности) и адекватного решения задач посредством оперантного обусловливания с использованием подкреплений (как позитивных, так и негативных). Основная цель - необходимость наибольшего приближения аутичного ребенка к возможностям обучения нормальных детей

Слайд 19

фото

Слайд 20

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ - аутичные дети обучаются вместе с нормально развитыми детьми (вариант интегрированного обучения). Основная идея – соответствие групповой норме и имитация выбранной модели поведения. Главный принцип – это формирование у ребенка «ритма жизни» методом слияния с групповыми процессами. Основная часть этого ритма ощущается физически . Цели : стабилизировать детскую эмоциональную сферу, которая находится в ослабленном состоянии, что предлагает поддержку ребенка ритмом группы, принимающей его как себе подобного, улучшить физическое развитие и навыки самообслуживания ребенка через подражание группе, нормализовать интеллектуальное развитие через высоко структурированные и имитационные повторения различного рода шаблонов

Слайд 22

МЕТОД ВЫБОРА A.S. KAUFMAN - Предусматривает работу с аутичным ребенком один на один в течение всего дня. Этот метод не является чем-то принципиально новым, а вытекает из длительного опыта Kaufman (1950) обучения своего собственного аутичного сына с высоким уровнем интеллекта. Состоит этот метод из двух частей: • первая направлена на изменение точки зрения родителей и учителей на ребенка, • вторая предполагает влияние этого нового отношения к ребенку на поведение родителей и учителей таким образом, что сам ребенок тоже начинает изменяться

Слайд 24

УДЕРЖИВАЮЩАЯ ТЕРАПИЯ Сущность метода состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, так как именно отсутствие связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Назначение: пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на начальное отторжение

Слайд 25

Все эти и многие другие варианты могут быть использованы в работе с аутичными детьми. Однако, основным является выбор того подхода, который соответствует реальным возможностям ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Педагогом представлен опыт работы  с детьми дошкольного возраста по использованию  здоровьесберегающих технологий....

Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности

Игровые инновационные технологии представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, сюжетных игр, имитационных упражнений, решение практических ситуаций и задач. Использование н...

Презентация "Роль игровых технологий в коррекционной работе с особым ребёнком"

Материал для родителей об особенностях работы работы с детьми через игру....

«Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми по речевому развитию»

Что является основной формой работы с детьми дошкольного  возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу не...

Презентация «Использование игровых технологий в работе с детьми разновозрастной группы»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...

Презентация "Адвент - календарь, как инновационная игровая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста "

Адвент - календарь - это календарь ожидания, которыйй помогает детям вести отсчет до необходимой им даты....

Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ."

Дети с ОВЗ — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучени...