Пособие "Сова бухтит..." Колонка методиста
методическая разработка по логопедии
Игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста с волшебными вещами Совы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sova_buhtit_posobie.docx | 113.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,
ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru
ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001
Игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста с волшебными вещами Совы
Надым, 2021
Содержание
1 | Введение | 3 |
2 | Основная часть | 4 |
2.1 | Понятие сенсорной интеграции | 4 |
2.2 | Нарушение сенсорной интеграции у детей | 4 |
2.3 | Сенсорная интеграция ребенка при аутизме | 5 |
3 | Волшебные вещи Совы | 5 |
3.1 | Сенсорный гамак Совы – Соволет, описание и назначение | 6 |
3.2 | Сенсорный чулок Совы, описание и назначение | 7 |
3.3 | Утяжеленное одеяло Совы, описание и назначение | 7 |
3.4 | Яйцо Совы, описание и назначение | 8 |
3.5 | Пендалин, описание и назначение | 9 |
3.6 | Совокресло, описание и назначение | 9 |
3.7 | Доска Совы, описание и назначение | 10 |
3.8 | Скакун Совы, описание и назначение | 12 |
3.9 | Мячики Совы, описание и назначение | 13 |
3.10 | Равновес Совы, описание и назначение | 13 |
3.11 | Шар Совы, описание и назначение | 14 |
3.12 | Кочка Совы, описание и назначение | 14 |
4 | Заключение | 15 |
- Введение
Проблема
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации - 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, и с каждым годом эта цифра неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей. Так, по частоте ранний детский аутизм (далее РДА) находится на 4 месте среди различных видов патологий у детей.
Актуальность
Для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) характерны поведенческие проблемы, отсутствие коммуникации, нарушение процесса получения и правильной обработки нервной системой информации от рецепторов чувств: осязания, вестибулярного аппарата, ощущения тела. Это то, что помогает людям адекватно осознавать себя в этом мире и эффективно взаимодействовать с реальностью. Такие процессы важны не только для детей с РАС, но и для гиперактивных детей, тревожных, капризных, беспокойных, так и нормально развивающихся детей. Создав необходимые условия, применяя инновационные инструменты сенсорной интеграции (специальные предметы), появится возможность вырабатывать привычку у детей с РАС чувствовать близкий контакт, желание общаться, получать недостающий сенсорный опыт, что важно для социализации ребенка.
Новизна
В современных условиях, педагоги дошкольных учреждений должны иметь возможность широкого выбора практических, методических пособий по работе с детьми ОВЗ, наличие таких пособий позволит более результативно решать коррекционные задачи и наполнять воспитательно-образовательный процесс исходя из потребностей детей. Однако недостаточность методической литературы, а по некоторым вопросам её отсутствие, разрозненность предлагаемого материала и несомненная значимость проблемы, послужили основанием для разработки данного пособия.
В пособии подобран и систематизирован методический и практический материал по использованию специального оборудования «Волшебные вещи Совы», предложена авторская разработка игр для развития сенсорной интеграции у детей раннего и дошкольного возраста.
Адресная направленность
Пособие направлено на оказание методической и практической помощи педагогам-психологам, учителям-логопедам, специалистам Службы ранней помощи, которые ведут коррекционную работу с детьми ОВЗ. Теоритический и практический материал, собранный и систематизированный в пособии, будет полезен воспитателям, инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю, для реализации воспитательно-образовательного процесса и организации индивидуальной работы. Данным пособием могут пользоваться родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ, либо нормотипичного, для развития сенсорного опыта своих детей.
- Основная часть
- . Понятие сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция ребенка в психологии – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится. Человек одновременно принимает такие сигналы в процессе осязания и обоняния, он слышит и видит, ощущает вкус, определяет положение тела и его частей в пространстве с помощью вестибулярного аппарата – и необходимо, чтобы разнообразная информация складывалась в единую картину мира и давала адекватное представление о себе самом в этом мире. Следовательно, развитие сенсорной интеграции ребенка, которая в период дошкольного детства совершенствуется в процессе эмоционального общения малыша со взрослыми, во время игровой и иной деятельности, в ходе развития речи, – необходимое условие для дальнейшего нормального развития, овладения навыками чтения, письма, формирования логических операций, математических представлений и подготовки к решению учебных и коммуникативных задач.
- Нарушение сенсорной интеграции у детей
Сигналы, которые поступают в центральную нервную систему от разных органов чувств, могут восприниматься и обрабатываться некорректно. Особое значение имеют в этом плане осязательные импульсы, подаваемые вестибулярным аппаратом сигналы и ощущение положения частей своего тела в пространстве и относительно друг друга (так называемое чувство проприоцепции). Если координация этих и иных сигналов нарушается, отмечается дисфункция сенсорной интеграции ребенка.
Можно выделить нарушение сенсорной интеграции, связанное с тем, что малыш испытывает трудности с определением положения тела и его частей в пространстве. Такое нарушение бывает нескольких видов.
Виды расстройств | Симптоматика |
Расстройство праксиса Неспособность осуществлять координацию левой и правой стороны тела, планировать ряд движений, следующих друг за другом (незначительное нарушение проприоцептивной, тактильной сферы и обработки сигналов вестибулярного аппарата) | Ребенку трудно поймать мячик, сложно выполнять одинаковые движения левой и правой рукой или ногой |
Сложности с ощущением собственного тела и его возможностей | С трудом удерживает карандаш и пользуется им, с трудом застегивается, завязывает шнурки, надевает одежду |
Расстройство сенсорной модуляции Повышенная степень реакции на сигналы, поступающие от вестибулярного и проприоцептивного аппарата | Боится упасть, совершая движения по наклонной поверхности, прыжки, преодолевая даже незначительные препятствия; реагирует приступами головокружения или тошноты на перемещения и передвижения |
Пониженная степень реакции на сигналы, поступающие от органов чувств | Не замечает прикосновений к телу, не ощущает боли при порезах |
- Сенсорная интеграция ребенка при аутизме
Аутизм – это расстройство, вызванное отклонениями в развитии головного мозга и проявляющееся как отказ от взаимодействия с окружающим миром.
Знакомство ребенка-аутиста с различными ощущениями и его сенсомоторное развитие – обязательная часть коррекционной программы работы с такими детьми. Многие игры и упражнения, рассмотренные ниже, будут благотворно влиять и в случае выявления расстройств аутистического спектра.
В ходе исследований установлено, что сенсорная интеграция аутистов дает заметные результаты: ребёнок приобретает новые навыки, что является стимулом для активизации речевого и интеллектуального развития.
Сенсорное развитие ребенка и сенсорная интеграция – одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Если у родителей, медиков или воспитателей возникли подозрения о наличии проблем координации в сенсомоторной сфере, необходимо внимательнее отнестись к малышу-дошкольнику и не отказываться от диагностики и терапевтической помощи. Чем раньше мы начнем помогать маленькому человечку, тем успешнее он будет в дальнейшем в процессе социализации.
- Волшебные вещи Совы
Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного урбанизированного социума.
Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. То есть ощущения, которые приходят из окружающей среды, а также реакции на них, заставляют детский мозг развиваться. Желаемые реакции в результате терапии появляются естественным образом, в качестве последствия деятельности нервной системы.
На помощь педагогам, для сенсорной интеграции детей дошкольного возраста и восполнения недостающего сенсорного опыта призваны волшебные вещи Совы: утяжелённое одеяло, гамак, балансир, совокресло, пендалин… Использование специальных вещей Совы полезно для реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, для игр и развития нормотипичных детей.
Вот неполный список ситуаций, при которых данное оборудование может быть полезным и даже незаменимым:
- Агрессивное поведение
- Аутизм и синдром Аспергера, СДВГ
- Аутизм и расстройства аутистического спектра
- Бессонница и беспокойный сон
- Биполярное аффективное расстройство
- Болезнь Альцгеймера
- Болезнь Паркинсона
- Боли различной этиологии
- Деменция
- Детоксикация
- Детский церебральный паралич
- Дисфункция сенсорной интеграции
- Мании
- Синдром Дауна и синдром Ретта
- Напряженность и стресс
- Нарушение обработки сенсорной информации
- Обсессивно-компульсивное расстройство
- Паранойя
- Посттравматический шок
- Психозы и тревожные расстройства, шизофрения
Подробнее остановимся на каждом из имеющихся в арсенале элементах сенсорного оборудования.
3.1. Сенсорный гамак Совы – Соволет, описание и назначение
Соволёт – это специальный сенсорный гамак из очень эластичного материала – лайкры. Забираясь в него, ребенок чувствует себя примерно так, как когда-то чувствовал себя в животике у мамы, плавая в околоплодных водах. Ощущение невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности в мягких, но надежных «объятиях» гамака. Зачем это нужно? Соволет предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и при практически любом мыслимом положении тела. Тем самым он эффективно тренирует и тонко настраивает вестибулярную систему ребенка. Но это еще не все. Соволет замечателен тем, что весь вес малыша преобразуется в нем в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Это давление дает богатую «пищу» проприоцептивной системе ребенка, способствует формированию так называемой «схемы тела» – картинки в нашей голове, которая показывает, где в данный момент находятся наши руки-ноги, и чем они сейчас заняты. А точная схема тела – это ведь не только моторная ловкость, это еще и залог будущих успехов в учебе! Ну, и, наконец, Соволет – это просто потрясающе весело. Соволет - это инструмент для занятий по улучшению сенсорной интеграции ребенка в окружающую среду.
Рекомендации для игр и занятий с Соволетом.
Предложите ребёнку самому забраться в Соволёт. Наиболее удобный
способ в этом случае такой: нужно повернуться спиной к гамаку, оттянуть ближний край ткани к себе и вниз, сесть в гамак, развернуться спиной к одному из концов и закинуть в гамак ноги. Теперь Cоволёт закрепите в метре над полом. Забраться в него уже не так просто. Предложите найти способ. Для начала «под рукой» может оказаться надёжная ступенька, например, мягкий модульпрямоугольной или квадратной формы. Затем ступенькой может стать менее стабильная опора, такая как цилиндрический модуль или фитбол. В этом случае взрослый страхует ребенка и при необходимости помогает ему забраться в гамак.
- Сенсорный чулок Совы, описание и назначение
Чулок сшит из качественной эластичной лайкры. Посередине – удобный разрез - вход, через который юный исследователь попадает внутрь. Так как материал, из которого сделан Чулок, достаточно плотный (но через него хорошо всё видно), но при этом он прекрасно тянется, плотно облегает тело, которое передаёт максимальное количество сигналов в мозг и тем самым тренирует эту связь. Эластичные стенки Чулка создают давление — дополнительное воздействие на проприоцептивную систему.
Чулок развивает мышцы. Действует на вестибулярную и тактильную системы, делая тело гибким, подвижным и быстро реагирующим на внешние и внутренние раздражители. Оказывает глубокое давление на руки и ноги и заставляет ему сопротивляться — стимулирует проприоцептивную систему, иными словами, улучшает ощущение положения тела в пространстве. А это крайне важно для умственного развития ребёнка.
В разных странах для восполнения проприоцептивного опыта у детей и взрослых уже более 10 лет применяют очень эффективную методику контактной терапии, как Сенсорный Чулок. Этот вид сенсорной терапии стал неотъемлемой часть сенсорной интеграции для детей.
Рекомендации для игр и занятий с волшебным мешком.
Предложите ребёнку самому забраться в чулок, наиболее удобным для него способом. Взрослый обязательно страхует ребенка и при необходимости помогает ему забраться в чулок.
- Утяжеленное одеяло Совы, описание и назначение
Утяжеленное одеяло состоит из нескольких сотен кармашков, в каждый из которых помещена точно отмеренная порция утяжеляющего материала — Шариков Совы или лузги гречихи. В дополнение к одеялу у существует удобный и красивый чехол из хлопка, который легко чистится, стирается в стиральной машине.
Сенсорные одеяла можно использовать с трехлетнего возраста. И то при выборе изделия нужно следить, чтобы у ребенка во время сна не возникало трудностей, и он в любой момент смог самостоятельно откинуть одеяло.
Одеяло Совы работает как сенсорный тренажёр: увеличивает поступление в мозг информации от рецепторов прикосновения и давления, которые находятся на поверхности и внутри нашего тела. Иными словами, оно улучшает связь между двумя важными типами рецепторов и мозгом. Медики говорят — усиливает проприоцептивную обратную связь.
Утяжеленное одеяло эффективно при широком круге проблем, вызванных или связанных с нарушением взаимодействия между мозгом и телом. Наша психика тесно связана с телом. Если мозг не получает от рецепторов информации о том, где сейчас находится тело и чем оно занято, это приводит к перевозбуждению, неврозам, нарушению сна, тревожным и другим расстройствам. Восстановление надежного “канала связи” между телом и мозгом ведёт к быстрым положительным изменениям.
Эффективность утяжеленного одеяла как средства терапии при депрессиях и многих других расстройствах психики многократно подтверждена клиническими испытаниями. Их рекомендуют не только при депрессии, но и при тревожности, бессоннице, биполярном аффективном расстройстве, психозах, маниях, гиперактивности, дефиците внимания, нарушении обработки сенсорной информации — и еще при целом ряде нарушений восприятия и адаптации.
Безусловно, сенсорное одеяло не является панацеей при лечении различных заболеваний и расстройств, но его применении в качестве сенсорной помощи повышает эффективность терапии.
Рекомендации для игр и занятий с утяжелённым одеялом.
Одеяло можно использовать во время дневного сна, а можно с ним играть, точнее использовать его в качестве оборудования во время игр с детьми.
- Яйцо Совы, описание и назначение
Яйцо Совы — Это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в безопасности как в тёплом домике. Можно перекатываться, кувыркаться, брыкаться — делать всё, что хочется!
Оно развивает одновременно 3 важные для полноценного развития ребёнка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержание равновесия, тактильную — управляет кожной чувствительностью и проприоцептивную — регулирует ощущение собственного тела в пространстве.
«Скорлупа» Яйца состоит из 5 слоев. Внутренний и наружный слой — нежная, приятная для тела смешенная ткань (70% хлопок, 30% полиэстер). Средние слои (второй, третий, четвёртый) — качественный холлофайбер. Каждый из слоёв отдельно простеган для дополнительной прочности.
Попасть в Яйцо можно через удобный вход. Сбоку к Яйцу крепко пришиты надёжные ручки, с помощью которых Яйцо превращается в гамак, качели, мешок для прыжков или папину гирю.
Рекомендации для игр и занятий с яйцом Совы
Благодаря специальным ручкам, за которые можно подвешивать Яйцо с «птенцом» внутри, оно превращается в неисчерпаемый источник разнообразных удовольствий. В Яйце можно кататься как на качелях. Дремать как в гамаке. Испытывать себя на центрифуге как перед полётом в космос. Устраивать весёлые командные забеги «в мешке», держась за удобные ручки. Папа и вовсе может подкачать мышцы — как на силовом тренажёре.
- Пендалин, описание и назначение
Пендалин - это физический маятник, состоящий из специального утяжелённого мячика, который подвешивается к потолку за петельку.
Заполнен Пендалин полиуретановыми гранулами. Пендалин комплектуется полиамидным прочным шнуром с механизмом регулирования длины. Крепление должно обеспечивать свободное движение тренажёра в пространстве по принципу «маятник». Длина тренажёра настраивается передвижением вверх-вниз регулировочной пуговицы. В комплект входит стойка с деревянными брусками, что служит статичными мишенями. Движение в пространстве такого маятника зависит от того, какой импульс сообщил ему ребенок. Пендалин это тренажёр для мозжечковой стимуляции и сенсорная игрушка.
Для ребенка пендалин является точным индикатором, показывающим результат его действий. Эта обратная связь позволяет ему устанавливать взаимоотношения между визуальной, двигательной, аудиальной системами, обучает контролю над глазами, руками и телом. Более эффективный инструмент сенсорной интеграции сложно придумать!
Малышей пендалин знакомит с законами механики окружающего мира, помогает осознать причинно-следственные связи в нем, выработать понимание базовых концепций пространства, времени и энергии. — Это тот фундамент, на который через 5-7 лет прочно ляжет теория алгебры и физики в школе.
Рекомендации для игр и занятий с пендалином
В пендалин можно играть и одному, но настоящее веселье начинается, когда в дело вступает хотя бы один из родителей или друзья.
Все игры можно разделить на две большие группы. В первой участники перебрасывают друг другу мешочек, касаясь его только строго определенной частью тела: кистью руки, кулаком, плечами, локтями, головой, ногами и т.д
Чем более жесткие ограничения на способ касания мы закладываем в правила, тем эффективнее пендалин помогает выстраивать “схему тела” — находящуюся в голове карту того, где находятся те или иные части тела и чем они заняты. Поэтому по мере освоения этого инструмента можно вместо правила “касаемся только головой” устанавливать правила типа: “касается только лбом”, “только подбородком”, “только правой стороной головы”, “только левой стороной головы” — и т.д.
- Совокресло, описание и назначение
Совокресло - это такой балансировочный стул ,который специально спроектирован так, чтобы на нем можно было РАСКАЧИВАТЬСЯ. Он стимулирует работу вестибулярной и проприоцептивных сенсорных систем, оказывает тонизирующее воздействие на работу нервной системы в целом. Применяется как вспомогательное средство для улучшения концентрации внимания на выполнении заданий, требующих длительной работы за партой или письменным столом, в школе, кабинете психолога или дома.
Рекомендации для игр и занятий с совокреслом
Люди не созданы для того, чтобы сидеть долгое время неподвижно. Движние – это наша естественная природная потребность. Совокресло позволяет детям и взрослым все время двигаться, оставаясь во время сидения в контакте со своим телом.
Что это дает? Во-первых, это помогает вам оставаться во время работы внимательными и сфокусированными. Вы думаете, почему многие дети раскачиваются на стульях в школе? Обычно взрослые запрещают им это делать, но такое радикальное решение вопроса отнюдь не идет на пользу успеваемости.
Во-вторых, раскачивающийся стул – это отличное решение проблемы гиподинамии. Способ оставаться активным во время работы, сохраняя тонус мышц, гибкость суставов… свое здоровье! Наконец, возможность свободно двигаться, сидя на раскачивающемся стуле, дает удивительное ощущение раскованности и свободы на рабочем месте. О нем сообщают почти все люди, рискнувшие заменить свое обычное офисное кресло на совокресло. Но и это еще не все. Возможность крутиться вокруг своей оси и качаться относительно точки опоры превращает банальный табурет в потрясающую игрушку и оригинальный сенсорно-интегративный тренажер, от которого дети без ума.
Ну, а если добавить, что совокресло помогает поддерживать правильную осанку и не сутулиться, то станет ясно, что всё это слишком хорошо, чтобы быть правдой! Наличие у совокресла трех степеней свободы позволяет занять при сидении максимально физиологичное и удобное для позвоночника положение. Правильное положение корпуса способствует формированию стереотипа нормальной осанки и «брюшного» дыхания. Покачивающие движения оказывают расслабляющее и тонизирующее воздействие на мышцы поясницы, живота, ног, обеспечивают профилактику застойных явлений кровеносной системы в области малого таза. Помимо этого, совокресло может использоваться в качестве спортивно-игрового тренажёра, развивающего навыки координации и владения своим телом.
Совокресло будет полезно как детям и подросткам, так и взрослым.
- Доска Совы, описание и назначение
Доска Совы — изогнутая особым образом деревянная доска, которая помогает детям развивать вестибулярную систему и систему, отвечающую за распознавание положения тела в пространстве (проприоцептивную).
Эти умные слова важны для нас, взрослых. А детям Доска Совы просто дарит яркие ощущения полёта и управления своим телом. Ух, как это здорово! Устали резвиться? Переворачиваем Доску — вуаля! Комфортный шезлонг к вашим услугам!
Очень здорово, что Доска Совы запросто выдерживает и двух проказников! Несколько детей, каждый со своей Доской, способны сооружать целые деревянные замки. Как использовать несколько изогнутых досок, дети придумают на раз. Выходит, одна доска — хорошо, а несколько — ещё лучше?
Как помогает детям Доска Совы?
- Делает их сообразительнее! Ребёнок совершает движение, которое перемещает его тело с одной стороны на другую. Он как бы пересекает «среднюю линию», которая находится посередине «центра управления» правым и левым полушарием. Привычное повторение таких движений улучшает связь между полушариями детского мозга. Это способствует гармоничному и всестороннему развитию ребёнка.
- Делает их внимательнее! Ребёнок на Доске совершает движения, для которых нужна нешуточная координация. Таким образом он делает «зарядку для мозга». Это улучшает его способность обрабатывать разную внешнюю информацию и умение сосредотачиваться.
- Делает их здоровее и счастливее! Доска помогает укрепить мышцы ребёнка, способствует профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Она учит детей осознавать себя в пространстве — лучше понимать своё тело и чувствовать его границы. Это помогает вашему ребёнку расти крепким, здоровым и счастливым!
Доска Совы отлично подходит для игр и занятий в любых условиях. Дома, в парке, на даче, в детском развивающем центре. Она станет любимой забавой для всей семьи. Да-да, вес взрослого Доска тоже прекрасно выдерживает!
Использовать Доску Совы можно несколькими способами т.к. у нее есть шесть отверстий с каждой стороны. Они позволяют превратить обычную Доску Совы в необычную качель . Причем уровень сложности снаряда можно регулировать: чем ближе расположены отверстия, в которые продета веревка, тем сложнее будет усидеть на Доске. Также можно сделать асимметричный подвес, используя отверстия, расположенные по диагонали с каждого конца Доски. Такой способ подвески снаряда придаёт ему дополнительную неустойчивость, обеспечивая необычную стимуляцию вестибулярных и проприоцептивных сенсорных систем.
Существуют также меры предосторожности при играх и занятиях:
- По возможности проводите игровые занятия в хорошо освещённом, проветриваемом и просторном помещении; позаботьтесь о том, чтобы окружающее пространство было безопасным.
- Рекомендуем выполнять упражнения на доске без обуви - это обеспечит большее стимулирующее воздействие и исключит скольжение.
- При использовании в подвешенном состоянии система крепления точек подвеса должна гарантировать полную безопасность эксплуатации изделия.
- Напольное покрытие должно обеспечивать безопасность ребенка в случае падения. - Рекомендуем покрыть пол спортивными или гимнастическими матами.
- Проверяйте целостность снаряда, верёвок, надёжность петель и узлов на верёвках, а также карабинов: их муфты должны находиться в закрытом положении.
- Будьте особенно внимательны при выполнении ребёнком подвижных упражнений на подвесном оборудовании.
Рекомендации для игр и занятий с Доской Совы
Доска Совы предназначена для развития чувства равновесия, координации, концентрации внимания, формирования навыков социального взаимодействия, вовлечения ребёнка в игровую деятельность.
Игры и упражнения, выполняемые с помощью Доски Совы, помогают укрепить опорно-двигательную систему ребёнка, развивают мышцы, способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Они учат детей осознавать своё положение в пространстве, лучше понимать своё тело и чувствовать его границы.
Доска Совы выдерживает вес взрослого человека, поэтому пользу от выполнения упражнений на доске могут получить не только дети, но и взрослые.
Скакун Совы, описание и назначение
Скакуны Совы - особые мячики, которые отскакивают от разных поверхностей со звонким цоканьем.
Зачем они нужны? Пять-десять минут регулярного стучания об пол или стену развивают чувство ритма, улучшают зрительно-моторную координацию. Также упражнения со Скакунами помогают бороться с неприятными эффектами дислексии, дисграфии, гиперактивности, дефицита внимания. Все упражнения включают ритмичное перекладывание или перебрасывание из руки в руку (свою или партнера) особых мячиков, которые при ударе о пол издают звонкий щелчок, напоминающий цоканье копыт племенного арабского жеребца по мраморной брусчатке.
Рекомендации для игр и занятий со скакунами.
Пять-десять минут регулярного стучания об пол или стену вместе с родителями – это не только развитие чувства ритма, улучшение зрительно-моторной координации и рост уверенности в себе вашего малыша. Самое главное – это возможность для вас и вашего ребенка ощутить себя настоящей семьей, потрясающе провести вместе время за увлекательнейшим занятием – укрощением строптивых Скакунов Совы.
Скакуны помогают даже при ДЦП и после инсульта и неразрывно связаны с именем американца Билла Хуберта и разработанной им системы Bal-A-Vis-X, что расшифровывается как «Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения» (“Balance – Auditory – Visual – eXercises”). В этой системе более 300 упражнений, которые автор методики рекомендует выполнять стоя на балансировочной доске.
Заниматься со Скакунами можно как отдельно, так и стоя на Равновесе или Доске Совы.
- Мячики Совы, описание и назначение
Мячики Совы — наполненные специальными полимерными гранулами мешочки из прочной, но эластичной ткани. Для чего они?
Мячик Совы — это идеальный фиджет, специальная вещь, предназначенная для того, чтобы занять руки. Тактильная сенсорная стимуляция, получаемая с помощью Мячика Совы, помогает детям, подросткам и взрослым сосредоточиться во время выполнения учебного задания, снимает стресс, тревогу и напряженность.
«Жамкать» в руках Мячик Совы можно практически бесконечно, это очень приятное и затягивающее занятие. Представители какой профессии никогда не обращаются к психиатру? — Жонглеры! Жонглирование действительно удивительным образом гармонизирует внутренний мир и дарит душевный покой.
Рекомендации для игр и занятий с мячиками Совы.
Мячики Совы — отличная сенсорная игрушка. Разбросайте их по полу и предложите ребенку попрыгать по “кочкам на болоте”. Постройте вместе с малышом башенку из “мягких кирпичиков”. Поиграйте с ним в “снежки”. Походите по комнате, положив один или два Мячика на голову. Слишком просто? Добавьте еще по Мячику на плечи!
Мячики Совы прекрасно подходят для выполнения развивающих упражнений на подбрасывание, передачу мяча и жонглирование. Когда дети манипулируют Мячиком таким образом, их руки и фокус внимания сотни и тысячи раз за каждую игровую тренировку пересекают среднюю линию тела, настраивая механизмы межполушарного взаимодействия.
- Равновес Совы, описание и назначение
Равновес Совы - балансирная доска с регулируемым уровнем сложности балансирования. Применяется в развивающих и терапевтических занятиях с детьми по методикам мозжечковой стимуляции.
Упражнения, выполняемые на балансирной доске, эффективны при гиперактивности, нарушениях внимания, устной и письменной речи, при проблемах с успеваемостью в школе и моторной неловкости.
Рекомендации для игр и занятий с равновесом.
Совершенно не важно, какие упражнения выполняет на балансирной доске ребенок. Важно, чтобы выполнение задачи ребенком требовало от него сосредоточенности, внимания, ловкости, полного включения в процесс. Усложнение задач достигается поворотом и углом наклона доски и усложнением упражнений.
Манипулирование мячами, мешочками, подушечками, выполняемое на неустойчивой поверхности, включает в процесс многие функции организма: вестибулярную, проприоцептивную, зрительную, слуховую, тактильную системы, а также моторную ловкость и координацию движений.
При регулярном повторении тренировок с постепенно возрастающей сложностью в головном мозге интегрируется (связывается воедино) информация от различных сенсорных систем. В результате этого у ребенка формируется схема тела.
Очень важно, что во время упражнений предмет, которым ребенок манипулирует, или его конечности, постоянно пересекают среднюю линию тела, перемещаясь слева направо и обратно.
Это многократно повторяющееся пересечение средней линии тела на каждой тренировке приводит к улучшению межполушарного взаимодействия, что приводит к согласованной работе обеих половинок головного мозга.
«Обучение» и приучение мозга с помощью многократных повторений и упражнений к выполнению каких-то задач приводит к формированию устойчивых нейронных связей. И тогда эти задачи выполняются легче и быстрее.
Упражнений с равновесом Совы очень много. Они могут включать подбрасывание вверх, перебрасывание партнеру или перекладывание из руки в руку мешочков с песком, бросание вниз и ловлю Скакуна и др.
- Шар Совы, описание и назначение
«Шар Совы»- огромный подвесной мяч. Шар Совы предназначен для развития чувства равновесия, разработки вестибуляторного аппарата, координации, концентрации внимания.
Рекомендации для игр и занятий с шаром Совы.
Специалисты могут использовать «Шар Совы»в качестве самостоятельного или вспомогательного инструмента для занятий по методу сенсорной интеграции, нейродинамической гимнастике.
Может использоваться в качестве необычной качели, боксерской груши, в активных сенсорных играх, а также для подвижных игр с детьми.
- Кочка Совы, описание и назначение
«Кочка Совы» - это отличная вещь как для дома, так и для специалиста, работающего с детьми.
«Кочка Совы» наполнена мягкими кубиками из вспененного полиэтилена. За счет неоднородной структуры Кочки лежащий на ней ребёнок получает дополнительную тактильную стимуляцию.
На «Кочке Совы» можно прыгать, лежать, использовать ее как кресло - список ограничен только вашей и фантазией ребенка!
В игре «Кочка Совы» может стать «болотной кочкой», «островком», «спиной кита», которые поставят перед вестибулярной и проприоцептивной системами ребёнка непростую задачу удержать равновесие и сделать следующий шаг.
Рекомендации для игр и занятий с кочкой Совы.
Специалисты могут использовать «Кочку Совы»в качестве самостоятельного или вспомогательного инструмента для занятий по методу сенсорной интеграции, нейродинамической гимнастике, сенсомоторной-коррекции и другим коррекционно-развивающим технологиям.
- Заключение
Наблюдая и анализируя результаты работы наши педагоги отмечают, что при использовании волшебных вещей Совы у детей повышается интерес к занятиям, происходит повышение общего тонуса, развитие крупной моторики, настраивание вестибулярной системы ребёнка, формирование «схемы тела», совершенствование произвольного поведения, внимания, памяти. Немаловажным является и повышение эмоционального фона занятия. У детей повысилась речевая активность. Отмечается улучшение координации речи с движением.
Предполагаемый риск активного использования специального оборудования в работе с детьми не подтвердился. Дети с большим желанием выполняли упражнения с волшебными вещами Совы.
Высокая эффективность в том что:
- не наносит вред, а при правильном и длительном применении наступает выраженный эффект;
- безопасность использования многократно в течении дня, включая различные режимные моменты в условиях ДОУ;
- включение игр и упражнений со специальным оборудованием в любую образовательную деятельность (физкультминутки);
- простота и легкость в использовании и выполнении упражнений;
- проводится в игровой форме, что вызывает интерес детей.
Эта здоровьесберегающая технология настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимание педагогов, родителей, специалистов коррекционной службы и службы ранней помощи.
Способы трансляции опыта
Распространение опыта по сенсорной интеграции детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с волшебными вещами Совы планируется через:
-участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
-участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольная книга методиста ДОУ.
В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения.Книга предназначена для методистов, воспитателей и руководите...
ЭССЕ "Миссия методиста"
Эссе "Тяжела ты, шапка методиста" была написана на областной конкурс "Методист года" ...
Семинар для методистов района "Внедряем ФГТ"
25 сентября в МАДОУ 37 "Журавлик "прошёл семинар для старших воспитателей Орехово-Зуевского района Московской области по теме «Психолого-педагогический аспект разработки и реализации основной об...
Номенклатура методиста ДОУ в соответствии с ФГТ
Данный материал помог мне, как начинающему зам.зав. по ВМР, структуировать рабочую документацию согласно новым требованиям...
циклограмма деятельности методиста
Еженедельный план работы методиста ДОУ...
Авторская разработка из опыта работы методического пособия для воспитателей и методистов "Перспективное планирование работы с родителями с учетом адаптационного периода в младшей группе"
Предлагаю перспективное планирование в работе с семьей с учетом ФГТ. Очень сложно работать с родителями когда не налажен контакт и начался адаптационный период вновь набранной группы. Большую помощь в...
Анализ работы методиста
Самоанализ методической работы в период с 2006 по 2013 год. Основные моменты работы, достигнутые результаты, поставленные задачи....