Нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления
методическая разработка по логопедии
В таблице представлены основные нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушения произношения звуков [с] и [ш] и методы их исправления | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения звука С и их исправление
Правильная артикуляция звука С | Нарушения произношения звука С | ||||||
Сигматизмы | Парасигматизмы | ||||||
межзубный | боковой | носовой | Губно-зубной | призубный | Шипящий | ||
губы | Не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке | Без изменений | Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия | В нейтральном положении | Нижняя губа сближена с верхними резцами | В нейтральном положении | Округлены и слегка выдвинуты вперед |
зубы | Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены | Разомкнуты примерно на 1см | Разомкнуты больше чем при правильном произношении | разомкнуты | Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены | разомкнуты | Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов |
язык | Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек | Просовывается между верхними и нижними резцами | а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов; б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии | Оттянут в глубь рта | Оттянут от нижних резцов | Сомкнут с верхними резцами | Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны |
Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка | Образует плоскую щель с верхними резцами | а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине | Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов | Опущена и слегка отодвигается назад | Сомкнута с альвеолами | Напряжена |
Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок | Желобок не образуется | а) поднимается к небу, не образуя желобка; б) правильная или левая часть образует смычку с небом | Оттянута назад | Приподнята и слегка отодвинута назад | Опущена, желобок не образуется | Напряжена, выгнута, желобок не образуется | |||
Задняя часть спинки: | Без | а) поднята к | Поднята, | приподнята | приподнята | приподнята | |||
незначительна поднята | изменений | небу; б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена | примыкает к мягкому небу | ||||||
Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам | опущены | а) не прилегают к коренным зубам, опущены б)правый(левый) край опущен | опущены | Прилегают к верхним коренным зубам | Прилегают к верхним коренным зубам | Опущены, не смыкаются с коренными зубами | |||
Мягкое нёбо | Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость | Без изменений | Без изменений | Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки | Без изменений | Без изменений | Без изменений | ||
Голосовые связки |
Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется | ||||||||
Воздушная струя | Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту | Теплая, рассеянная | а) идет по обоим края языка б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо; | Проходит через нос | Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами | толчкообразная | Растекается по всей поверхности языка | ||
Нарушения звучания | При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком | Шепелявый оттенок вместо свиста | Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру) | Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок | Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф» | Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет | Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш | ||
Предрасполагающие факторы | Различные нарушения в строении или движении органов артикуляционного аппарата | Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот) | Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка | Излишнее напряжение задней части спинки языка | Прогнатия; нарушение фонематического слуха | Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха | Прогения; снижение слуха; , нарушение фонематического слуха |
Исправление произношение звука С
Нарушения произношения звука С | |||||||
сигматизмы | парасигматизмы | ||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | ||
Подготовительный этап | При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка | Проводятся упражнения для: Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С | Даются упражнения для: Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф( при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка) | Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений | Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением произносить сочетание гласных ИЕ | Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф | Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ использ.картинок-символов;вырабатывабются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф |
Исправление произношение звука С
Нарушения произношения звука С | |||||||
сигматизмы | парасигматизмы | ||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | ||
Постановка звука | Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата | Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать длинный легкий ветерок» | Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы | Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы | Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой) | Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения(тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С | Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С |
Исправление произношение звука С
Нарушения произношения звука С | ||||||||
сигматизмы | парасигматизмы | |||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | |||
Автоматизация звука |
Последовательно вводят поставленный звук в слоги( прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь | |||||||
Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение | Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь( удерживание нижней губы пальцем) | |||||||
Дифференциация звуков | При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой | При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С и звуков-заменителей | ||||||
С-Ф | С-Т | С-Щ |
Классификация гласных
Место и степень подъема языка |
Ряд | ||||
передний | средний | задний | |||
Подъем: верхний | И |
Ы | У | ||
Средний | Э | О | |||
Нижний |
|
А | |||
Лабиализация | Нелабиализованные |
Лабиализованные |
Классификация согласных
Ротовое или носовое резонирование | Степень участия голоса и шума | Место образования. Способ образования | Губные | Язычные | |||||||||||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Язычно-зубные | Язычно-альвеолярные | Язычно-передненёбное | Язычно-средненёбное | Язычно- задненёбные | |||||||||||||
тв | мяг | тв | мяг | твер | мягк | твер | мягк | твер | мягк | твер | мягк | твер | мягк | ||||||
Ротовые | Шумные | звон | Смычные | Б | Б’ | - | - | Д | Д’ | - | - | - | - | - | Г’ | Г | - | ||
глух | П | П’ | - | - | Т | Т’ | - | - | - | - | -- | К’ | К | - | |||||
звон | Щелевые | - | - | В | В’ | З | З’ | - | - | Ж | - | - | Й j | - | - | ||||
глух | - | - | Ф | Ф’ | С | С’ | - | - | Х | Х’ | - | ||||||||
звон | Смычно-щелевые | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
глух | - | - | - | - | Ц | - | - | - | - | Ч’ | - | - | - | - | |||||
Носовые |
Соноры | Дрожащие | - | - | - | - | - | - | Р | Р’ | - | - | - | - | - | - | |||
Смычно-проходные | Л | Л’ | |||||||||||||||||
Соноры | Смычно-проходные | М | М’ | - | - | Н | Н’ | - | - | - | - | - | - | - | - |
Нарушение звука Ш и их исправление
Правильная артикуляция звука Ш | Нарушения произношения звука Ш | |||||||
Сигматизмы | Парасигматизмы | |||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | Свистящий | ||
губы | Округлены и слегка выдвинуты вперед | Без изменений | Один из углов рта может быть слегка опущен или оттянут | Занимают нейтральное положение | Нижняя губа поднята к верхним резцам и образует с ними щель | Занимают нейтральное положение | Округлены и слегка выдвинуты вперед | Без напряжения растянуты, как при легкой улыбке |
зубы | Сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны | Разомкнуты примерно на 1 см | Может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо | Разомкнуты | Нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены | Незначительно разомкнуты | Разомкнуты, видны верхушки резцов | Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены |
язык | кончик | Просовывается между резцами | А) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов; Б) опущен за нижние резцы | Опущен вниз и оттянут в глубь рта | Опущен, слегка оттянут от нижних резцов | Смыкается с альвеолами за верхними резцами | Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны | Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек |
Передняя часть спинки: Широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но, не касаясь его, а образует с ним щель | Просовывается между резцами, образует с ними плоскую щель | А) образует смычку с альвеолами; Б) левая(правая) половина образует смычку с альвеолами, правая(левая) половина опущена | Опущен вниз и оттянут в глубь рта, не образует щель с нёбом | Опущена и слегка отодвинута назад | Сомкнута с альвеолами | напряженна | Широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желебка |
1
2
Средняя часть спинки: опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно ковшика) | Опущена, но не прогибается книзу | а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку; б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с небом, правая (левая) половина опущена | Оттянута назад | Приподнимается и слегка оттягивается назад | Опущена, желобок не образуется | Напряжена, выгнута, желобок не образуется | Опущена, посередине ее образуется продольный желобок | ||||||||
Задняя часть спинки: Приподнята и оттянута (напоминает заднюю часть ковшика) | Опущена | а) поднята б) левая (правая) поднята, правая(левая)опущена | Поднята вверх соединяется с мягким небом | приподнята | Становится более выпуклой | приподнята | Незначительно поднята | ||||||||
Боковые края: Прижаты к верхним коренным зубам(напоминает по форме боковые края ковшика) и не пропускает по бокам выходящую струю воздуха | Прилегает к коренным зубам | а) опущены б) опущен левый (правый) край языка | опущены | Прилегают к верхним коренным зубам | Прилегают к верхним коренным зубам | Опущены, не смыкаются с коренными зубами | Плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам | ||||||||
Мягкое нёбо | Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость | Без изменений | Без изменений | опущено | Без изменений | Без изменений | Без изменений | Без изменений | |||||||
Голосовые связки | Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется | ||||||||||||||
Воздушная струя | Сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту | Слабая, рассеянная | а) выходит по обоим краям языка б)идет вбок вправо(влево) | Идет через носовую полость | Более узкая и холодная | толчкообразная | Растекается по всей поверхности языка | Узкая, холодная, идет по средней линии языка | |||||||
Нарушения звучания | При правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука Ш или его замена другим звуком | Шепелявый оттенок | Хлюпающий оттенок | Звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий Х с носовым оттенком | Звук Ш заменяется звукомФ; шапка-фапка, машина-мафина | Звук ш заменяется звуко Т; шапка-тапка, машина-матина | Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш: Ш’апка,м’ашина,душ’ | Звук Ш заменяется звуком С; шапка-сапка, машина-масина, душ-дус./ | |||||||
Предрасполагающие факторы | Различные нарушения с строении или движениях органов артикуляционного аппарата | Укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка ук нёбу, высокое узкое твердое небо | Боковой открытый прикус, слабость мышц одной половины языка | Излишнее напряжение задней части спинки языка | Прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха | Закрытый прикус; снижение слуха нарушение фонематического слуха, | Прогения; снижение слуха; нарушение фонематического слуха, | Снижение слуха, нарушение фонематического слуха |
3
4 Исправление произношения звука Ш
Правильная артикуляция звука Ш | Нарушения произношения звука С | |||||||
сигматизмы | парасигматизмы | |||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | свистящий | ||
Подготовительный этап | При отсутствии звука Ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка | Проводятся упражнения для: подъема кончика и передней части спинки языка за верхними зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук Т; требующий подъема кончика языка за верхние зубы | Проводятся упражнения для: укрепления боковых краев языка; равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются звуки Т и С | Вырабатываются умения: удерживать широкий распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка(сдувать ватку с кончика носа); различать на слух звучание Ш при носовом и ротовом произношении; отрабатываются звуки Т,С | Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Ф, используя картинки-символы; проводятся упражнения для: отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх | Вырабатываются умения: сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Т, используя картинки-символы, различать на основе тактильных ощущений звуки Ш-Т по воздушной струе( при Ш-длительная, при Т- толчкообразная); проводятся упражнения для выработки: длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук С | учат сопоставлять и различать на слух звуки Ш-Щ, используя картинки-символы, вырабатываются умения: поднимать шир.края передний край языка К бугоркам за верхними резцами; чередоватьдвижения шир.кончика языка от основания верхних резцов к передней части тв.нёба(вперед-назад) | сопоставлять и различать на слух звуки С-Ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей возд.струе при произнесении Л звуков С Ш(при С-холодная струя, Ш-теплая);отрабатывают движ.шир.языка вверх,к передней части тв.нёба; добиваются чередования движ.шир.язык то за верхние, то за нижние зубы; чередования движ. губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед |
5 Исправление произношения звука Ш
Правильная артикуляция звука Ш | Нарушения произношения звука С | |||||||||||
сигматизмы | парасигматизмы | |||||||||||
межзубный | боковой | носовой | губно-зубной | призубный | шипящий | свистящий | ||||||
Постановка звука | Используя прием подражания и обращая при этом на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука Ш | Ребенку предлагается: при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук , ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка | Используя механическую помощь (плоскую, узкую, выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад-к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), прося ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук С (передние зубы все время видны) | Ребенку предлагается: при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук Р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной подъязычной уздечке, останавливают вибрацию передней части языка-будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания Ш. если нет звука Р, ставят звук Ш от звука С с мех.помощью | Ставят звук Ш по подражанию используя зрит.контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы(придерживать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Ставить звук Ш от звука С с мех. помощью, обращая внимания ребенка на правильное положение органов арт.аппарата | Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильн. произнош. зв Ш | Ребенку предлагается длительно произносить звук С. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю, часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук Ш | Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильную артикуляц, добиваются правильного произношения звука Ш | ||||
Автоматизация звука | Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь | |||||||||||
Дифференциация звуков | При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы Ш другой фонемой | При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука Ш и звука заменителя: | ||||||||||
Ш-Ф | Ш-Т | Ш-Щ | Ш-С |
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'
В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...
Теоретические основы и практические приёмы коррекции нарушения произношения звуков [р],[р\'].
Не всегда есть возможность обратиться к специалисту. Данный материал поможет справиться с проблемой самостоятельно....
Исправление нарушений произношения звука "р"
Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...
Нарушение произношения звука Л, Ль и приемы его постановки
Данный материал адресован Учителям логопедам и родителям...
Таблица нарушения произношения звуков
Название нарушенияПричины нарушенияУпражнения (АГ)ПостановкаНарушения звукопроизношения свистящих звуковЗамена: 1) Губно-зубной [з],[с]=[ф][з]=[в] 2) Призубный:[с]=[т][з]=[д][ц]=[с],[...
Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь].
Представлена методика работы по коррекции ротацизмов у детей....
Исправление нарушений произношения звука [Р]
Целью данного матеиала служит постановка звука [Р]. Задачи:Коррекционно-образовательные:-формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука [Р];-развивать кинетические и кин...
- Мне нравится (1)