Ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь].
электронный образовательный ресурс по логопедии (старшая группа) на тему
Представлена методика работы по коррекции ротацизмов у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rotatsizmy_.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НОРМАЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ Положение губ и зубов зависит от следующих гласных звуков, при изолированном произношении губы свободно раскрыты. Кончик языка расслаблен и под напором воздуха вибрирует у альвеол. Язык занимает положение ложечка аналогично положению чашечка-передняя часть спинки языка поднята,средняя часть спинки языка опущена , задняя часть спинки языка поднята. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость . Голосовые складки сомкнуты и вибрируют «Р»
«Р ’ » Положение губ и зубов зависит от следующих гласных звуков, при изолированном произношении губы свободно раскрыты. Язык продвинут вперед ,поэтому вибрация происходит у верхних резцов.Язык занимает положение ложечка аналогично положению чашечка-передняя часть спинки языка поднята,средняя часть спинки языка опущена и имеет дополнительный подъем , задняя часть спинки языка поднята. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость . Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
ВИДЫ РОТАЦИЗМОВ 1.) Губной ротацизм Язык активного участия не принимает, активно работают губы звучание среднее между [ву]
Кучерский вариант Язык участие не принимает, активно работают губы, вибрирующие под напором воздушной струи, звучание похоже на звук, который произносит кучер для того, чтобы остановить лошадь
2.) Одноударный ротацизм Органы артикуляции занимают верное положение ,но вибрация не происходит, кончик языка один раз ударяется об альвеолы и слышатся призвуки [рд]. Такой вид ротацизма в речи не заметен.
3.) Картавый ротацизм а.) Увулярный ротацизм(французский вариант) Язык участия не принимает вибрирует маленький язычок –увула
б.)велярный ротацизм Язык участия не принимает ,вибрирует вся небная занавеска, по звучанию это резкий хрип.
4.)Боковой ротацизм Кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к внутренней поверхности верхних резцов, а боковые края языка опущены либо с одной стороны, либо с обеих ,что приводит к дополнительной утечке воздуха.
5.) Носовой ротацизм Язык стремится занять положение заднеязычных звуков,мягкое небо опускается,появляется гнусавый оттенок звучания средний между [нг]
ПАРАРОТАЦИЗМЫ Параротацизмы до 5 лет физиологическая замена на звуки «й» , «л’»,«л»,после 5 лет является патологической. Всегда патологической является замена на звуки «д», «в», «н», «г», «ы» ,«э», «у»
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения языка вверх, вниз слабость мышц языка неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения нарушения фонематического слуха
1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звуков Работа идет по нескольким направлениям: Развитие фонематического слуха Формирование точных движений артикуляторного аппарата Формирование направленной воздушной струи Развитие ручной моторики Отработка опорных звуков
РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА Ребенку утрированно произносят звук, который на первых парах соотносится с неречевой ассоциацией(напр.песенка тигренка или моторчика)
После выработки неречевой ассоциации ребенка обучают слушать звук и выделять его на фоне слогов, слов, предложений и текстов . При этом исключаются слоги и слова со сходными акустическими и смешиваемыми в произношении звуками(искл. звуки й,л,л`). При этом ответ выражается двигательной реакцией. Подними руку ( или «хлопни в ладоши», если услышишь песенку моторчика
РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА Упражнения для губ Этот комплекс будет необходим в случае изолированного дефекта(напр. кучерский) Упражнения для языка(упражнения на распластывание языка) « Качели» «Часики» «Помоем зубки» «Идем в гости к носу» «Посчитаем зубки» «Ступеньки» «Орешек» «Маляр» «Лошадка » «Грибок» «Пулемет»
На выработку центральной воздушной струи(при боковом ротацизме) На растягивание подъязычной связки Все упражнения на поднятие кончика языка + «Гармошка»
2 ЭТАП ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [ Р ] И [ Р ’ ] Цель: добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений артикуляторного аппарата и создание артикуляторной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ От упражнения пулемет (барабанщик), на длительном выдохе ребенку предлагается произносить [ д-д-д ] . Во время выполнения этого упражнения логопед производит быстрые горизонтальные многократные движения зондом (шпателем с соской) под кончиком языка. ПОСТАНОВКА ОТ ЗВУКА [ Ж ] ИЛИ [ З ] Ребенку предлагают поднять широкий язык за верхние зубы и продолжительно произнести звук [ Ж ] или [ З ] , в это время логопед деревянным шпателем под кончиком языка производит частые колебательные движения. Р
Р ’ Во время выполнения упражнения делается сильный выдох. ОТ УПРАЖНЕНИЯ ГРИБОК ПО ПОДРАЖАНИЮ Эффективен в том случае, если у ребенка хорошо развита артикуляционная моторика. Р ПО ПОДРАЖАНИЮ После автоматизации звука [ Р ] по подражанию ставится мягкий вариант.
3 ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи Содержание работы: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, стихи, рассказы, в самостоятельную речь ребенка
3.1 Автоматизация звука [ Р ] в слогах В прямых слогах – РА РЫ РО РУ В обратных слогах – АР ЫР ОР УР В слогах со стечением согласных- РПА РМА АТР и т.д. (берутся согласные звуки, которые не нарушены у ребенка ) Автоматизация в слогах производится в форме игровых упражнений: «Здравствуй ,пальчик» «Игра на пианино» «Пирамида» «Закончи слово»
3.2 Автоматизация звука [ Р ] в словах 1)В начале слова: рак, роза, рама 2)В середине слова: баран, ворота, пирог 3) В конце слова: ковер, сахар, забор Чтобы автоматизация прошла успешно, ребенку должно быть предложено 60-90 картинок. На каждое положение звука в слове подбирается 20-30 картинок. За одно занятие дается 10-16 слов, каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизированного звука [Р].
РАК РОГА РОТ РУКА РОБОТ РОЗЫ СЫР БОР МИР СОР ПАР СОР
3.3 Автоматизация звука [ Р ] в предложениях Проводится на базе отработанных слов. Логопед показывает картинку, придумывает предложение, а ребенок повторяет. Далее по наводящим вопросам ребенок придумывает продолжение. До р ога п р иведёт р ебят в го р од. Р ома и Тама р а смот р ели на р адугу. Ю р а не боится мо р оза. В ого р оде р астёт го р ох. Ма р уся соби р ает помидо р ы и огу р цы. Р ома пода р ил Ма р усе ко р обку ка р андашей.
3.4 Автоматизация звука [ Р ] в потешках, чистоговорках , стихах РА-РА-РА – высокая гора РО-РО-РО- новое перо РУ-РУ-РУ- скачет кенгуру РЫ-РЫ-РЫ- много детворы АР-АР-АР-мы купили самовар АР-АР-АР- в небе вьётся белый пар ОР-ОР-ОР- вырос в поле мухомор ОР-ОР-ОР- это Ромин мухомор ИР-ИР-ИР- Рома любит пить кефир ЁР-ЁР-ЁР- дети в поле жгут костер ЁР-ЁР-ЁР- на стене висит ковёр
Скороговорки Бобр добр до бобрят. Пекарь Пётр пёк пирог. Три вороны - на воротах, три сороки – на пороге. На горе Арарат рвёт Варвара виноград. На горе, на горке горько ревёт Егорка. Крута гора, в горе - дыра, в дыре – кротовая нора. На дворе – трава, на траве – дрова; не руби дрова на траве двора. Баран барабанит в барабан. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тридцать три трубача трубят тревогу.
На горе, на горке, На крутом пригорке Стройная рябинка, Будто на картинке. . Такой мороз трескучий, Такой мороз! Такой мороз! Берет за нос, дерет до слез, Пристал, пристал, прискучил. Такой мороз! Такой мороз! Укроешь нос, к бровям прирос. Такой мороз здоровый! Идет, хрустит дорогой!
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет , Он бежит себе в волнах На раздутых парусах (А.С.Пушкин) Крикливые чайки над морем кружат, Крикливые чайки громко кричат. Нравятся чайкам морские просторы, О море они и ведут разговоры. Такой мороз трескучий,
Автоматизация звука [ Р ] по рассказам Логопед читает рассказ, насыщенный данным звуком, потом задает вопросы, просит ответить полными предложениями, предлагает пересказать текст.
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть, Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Быстро-быстро уплыла.
ЗВУК [ Р'] Вызывается путем подражания после автоматизации звука [Р]. Длительный раскатистый звук Р последовательно соединяется с гласными РИ-РИ-РИ РЯ-РЯ-РЯ РЕ-РЕ-РЕ РЮ-РЮ-РЮ Автоматизируется по той же схеме, что и Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'
В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...
Теоретические основы и практические приёмы коррекции нарушения произношения звуков [р],[р\'].
Не всегда есть возможность обратиться к специалисту. Данный материал поможет справиться с проблемой самостоятельно....
Исправление нарушений произношения звука "р"
Как правило, неправильное произношение звука "р" наиболее распространённая проблема у детей дошкольного возраста. Именно на невыговаривание этого звука чаще всего жалуются родители. В презентации пока...
Нарушение произношения звука Л, Ль и приемы его постановки
Данный материал адресован Учителям логопедам и родителям...
Таблица нарушения произношения звуков
Название нарушенияПричины нарушенияУпражнения (АГ)ПостановкаНарушения звукопроизношения свистящих звуковЗамена: 1) Губно-зубной [з],[с]=[ф][з]=[в] 2) Призубный:[с]=[т][з]=[д][ц]=[с],[...
Cтатья: "Причины нарушения произношения звука [Р]"
Консультация для родителей...
Ротацизм - нарушение произношения звуков [р] [рь]
Нарушение может выражаться в искажении звуков, отсутствии их или замене другими звуками....