ООД по развитию лексико-грамматического строя речи "Зима"
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Цель: уточнение и расширение словарного запаса по лексической теме «Зима».
Задачи:
- Уточнить, обобщить и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в зимнее время года;
- активизировать словарь по теме занятия, развивать грамматический строй и связную речь:
- совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать существительные с прилагательными, местоимениями и числительными;
- формировать у детей умение изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения;
- учить правильно строить и использовать в речи предложения;
- развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
- развивать логическое мышление, внимание и память;
- продолжать развивать умение координировать речь с движением (развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики);
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, самостоятельность, наблюдательность.
- закреплять навык звукового и слогового анализа слов, анализа предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_zima.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР.
Тема: «Зима».
Учитель – логопед:
Мазуренко О.А.
5.12.2022 г.
Цель: уточнение и расширение словарного запаса по лексической теме «Зима».
Задачи:
- Уточнить, обобщить и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в зимнее время года;
- активизировать словарь по теме занятия, развивать грамматический строй и связную речь:
- совершенствовать умение образовывать имена существительные ед. и мн. числа в Р. п., образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать существительные с прилагательными, местоимениями и числительными;
- формировать у детей умение изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения;
- учить правильно строить и использовать в речи предложения;
- развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности;
- развивать логическое мышление, внимание и память;
- продолжать развивать умение координировать речь с движением (развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики);
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, самостоятельность, наблюдательность.
- закреплять навык звукового и слогового анализа слов, анализа предложения.
Оборудование: демонстрационный материал по теме занятия, мяч, бутылочки, коктейльные трубочки.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых гимнастик, стихотворения.
Ход занятия.
- Сюрпризный момент. Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам в гости залетел гость. Кто это? (Снегирь). Какая птица? (Зимующая). Снегирь принес для нас конверт. Давайте посмотрим, что в нем? В конверте письмо от снегиря:
Здравствуйте, ребята!
Я – снегирь. Прилетел к вам в город из леса, зимовать. В конверте для вас много интересных заданий, они написаны на снежинках.
Снежинка №1:
Снег идёт, под белой ватой,
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята.
Снова к нам пришла… (Зима)
Я еще совсем маленький и ничего не знаю о зиме. Вы мне, ребята, расскажите? А я вам буду помогать.
- Основная часть.
Логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о времени года - зима.
Снежинка № 2. Пальчиковая гимнастика «Лепим, лепим снежный ком»
Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Встанем, сядем, встанем и прыжок.
Продолжаем наш урок.
Снежинка № 3. Артикуляционная гимнастика "Зимние забавы Язычка"
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа –снег,
Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселился (упр-ие « Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки ( сильно надуть щёки)
Друг на друга положил ( надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (мигаем левым глазом)
И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево).
Логопед:
- После какого времени года наступает зима? Сколько месяцев у этого времени года? Назовите первый месяц, второй, третий. Скажите, пожалуйста, какое лишнее слово в этом ряду? (декабрь, январь, зима, февраль).
Упражнение «Хлопни, если услышишь»:
Логопед: Я буду называть разные слова, если это зимнее словечко, надо хлопнуть в ладоши (снег, мороз, трава, тюльпаны, санки, снеговик, сачок, бабочка, валенки, сандалии, шарф, варежки, лужа, кораблик, Дед Мороз, Снегурочка, Новый год, коньки, самокат…).
- Молодцы, ребята. Зима - прекрасное время года.
Снежинка № 4. Снегирь предлагает нам подумать, вспомнить, какая может быть зима, что происходит зимой, вспомним все зимние признаки. Для это пройдем за столы.
Составление рассказа о зиме.
Логопед: О чем мы можем рассказать, когда говорим о времени года? (О погоде, про небо, про осадки, чем покрыта земля, что происходит с деревьями, птицами, животными, как одеваются люди на улицу зимой, о зимних забавах). Предлагаю вам назвать каждый зимний признак по очереди, красивым предложением. А я превращусь в художника и зарисую.
+ Упражнение «Скажи какой, какая, какое?».
-Какое солнце осенью? (тусклое, греет слабо…). День становится коротким, а ночь длинной.
- Небо какое? – пасмурное, хмурое, снеговое, если идет снег. А если нет снега? Небо ясное, светлое.
- Земля покрыта снегом. Снег какой? (белый, пушистый, холодный, блестящий…) Если выпало много снега, получаются сугробы.
- Погода какая? (пасмурная, морозная, серое).
- Деревья стоят голые. Почему деревья голые? (Нет питания. Корни деревьев не пьют. Земля замерзла. Сок по стволу и веточкам не течет. Дерево спит). Как называются деревья, с которых облетели листочки? (Лиственные) А с какие деревья зимой такие зеленые, как и летом? (Ель, сосна). Как называются деревья с иголками, с хвоей? (Хвойные).
- Дикие животные поменяли шубки (белка и заяц), сделали запасы (белка), впали в спячку (медведь и еж).
- Перелетные птицы улетели в теплые страны. Почему? (Не могут найти себе корм. Нет теплого оперения).
Остались зимующие птицы + Разрезные картинки. Каких вы знаете зимующих птиц? (Голубь, снегирь, синичка, ворона, воробей, сорока). Как люди могут помогать птицам зимой? (Смастерить кормушку, кормить хлебными крошками, семечками, зернышками, салом).
- Люди одевают теплую одежду (шубы, теплые куртки, штаны, шапки, шарфы, теплую зимнюю обувь).
- О зимних развлечениях мы знаем пальчиковую гимнастику.
Снежинка № 5. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Мы во двор пошли гулять
Один, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Снежинка № 6. Упражнение «Снеговик»:
Логопед: Мы с вами в начале занятия на артикуляционной гимнастике слепили снеговика. Вот он. Поиграем в игру «Я начту, а ты закончи»:
- Мы решили слепить …. (снеговика).
- Мы приделали морковку… (снеговику).
- Мы показали друзьям нашего… (снеговика).
- Мы долго играли со … (снеговиком).
- Мы рассказали маме о…. (снеговике).
Упражнение «Один-много»:
Одно облако - много облаков,
Одна снежинка – много снежинок,
Одно дерево – много деревьев…
Упражнение «Сосчитай до 5»:
Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.
Один сугроб, два сугроба….
Логопед: Отлично, ребята. У нас получился целый рассказ. Какое ему можно придумать ему название? (Зима. Зимние признаки. Зимушка-зима). Кто сможет полностью пересказать рассказ о зиме? (Пересказ рассказа одним ребенком).
Снежинка № 7. Физ. минутка «Снег».
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом в игру. На нашей зимней картине мы изобразили все предметы живые и неживые маленькими. А на самом деле все большое.
Упражнение «Назови ласково»:
Снежинка – снежиночка,
Санки-саночки,
Елка-елочка,
Снеговик – снеговичок,
Снег – снежок,
Зима – зимушка,
Лед – ледок…. и т.д.
Упражнение «Жадина» со местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ.
МОЙ заяц, МОИ санки, МОЕ солнце….
Дыхательная гимнастика «Ветерок»:
Снежинка № 8. Загадка.
Что зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная … (Метель)
Логопед: Метель или вьюга – это сильный ветер со снегом. Набрали воздух носом, подняли руки вверх (ветки деревьев). Выдохнули со звуком УУУУУ ртом. Ка вы думаете, ребята, любой снег вьюга может закружить, завертеть? Только если он легкий и рассыпчатый. А если по снегу уже походили люди или проехали машины, ветер сможет такой снег поднять? Конечно. Нет! Он стал тяжелым, слипшимся. Мы с вами сейчас это проверим.
Дутье в бутылочки с пенопластом. Сравнить с бутылочкой, в которой вата!
Логопед: Вы отлично справились с этой игрой. Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, ребята, какое еще задание приготовил для нас снегирь? Это «Найти место звука в слове» или «Сделай схему слова»?
Снежинка № 9. Упражнение «Сделай схему слова».
ЗИМА
Логопед: Сначала запишем слово на доске. Что мы пишем? Вспомним правило: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем».
- Сколько букв в слове?
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый, второй…
- Назовите только гласные звуки?
- Назовите мягкий согласный?
- Назовите твердый согласный?
-Разделите свое слово на слоги (отхлопали). Вспомним правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
- Придумайте предложение со словом «ЗИМА».
- Сколько слов в предложении?
- Начертим схему предложения. Три полоски первая с галочкой, т.к. начало предложения пишется с большой буквы. В конце поставим точку.
Молодцы! Справились с трудным заданием!
- Стихотворение «Снежок» Николая Некрасова.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
В саду, где пели зяблики
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
3. Итог занятия.
Логопед: Я думаю, что снегирю у на очень понравилось и он многое узнал о зиме. Ребята, что вам больше всего понравилось, что было самым трудным, что больше всего запомнилось? Снегирь приготовил для вас небольшие подарочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".
Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...
ДОСУГ по физическому развитию и развитию лексико – грамматического строя речи в старшей группе (ТНР). «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»
ДОСУГ по физическому развитию и развитию лексико – грамматического строя речи в старшей группе (ТНР).«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....
Образец самоанализа подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей 6-7 лет с ОНР (третий-четвертый уровень речевого развития)
В публикации представлен образец самоанализа подгрупповго логопедического занятия по теме "В поисках книги Здоровья" (лексическая тема "Человек и его здоровье"), которое было предс...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...