Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Путешествие к звездам"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Закреплять и систематизировать знания детей о космосе, расширять и обогащать словарь по теме «Космос».Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, развивать слуховое внимание, фонематическое, зрительное и пространственное  восприятие, мелкую моторику рук.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_g.tiraspol_dyrda_a.o.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Путешествие к звездам"

                                                                         Учитель-логопед: Дырда  А.О.

                                                                         МДОУ № 49  «Золотой петушок»

                                                                         г.Тирасполь

Цель: закрепление и систематизация знаний о космосе; расширение и обогащение словаря по теме.

Задачи:

1. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать любознательность, самостоятельность;

- воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества;

- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

- воспитывать желание и умение работать в коллективе.

2. Коррекционно-образовательные: 

- уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»;

- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

- закреплять понятие «родственные слова»;

- закреплять умение выполнять звуко-слоговой анализ слов;

- совершенствовать умение делить слова на слоги;

3. Коррекционно-развивающие:

- развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;

- развивать слуховое внимание, фонематическое, зрительное и

  пространственное  восприятие; логическое мышление;

- развивать внимание и память;

- развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.

Оборудование: экран; видео-песенка «Ракета» про космос планеты и путешествие по солнечной системе; макет комического корабля; карта звездного неба; изображение космических объектов: планеты, черная дыра, созвездия; метеориты со слогами; наборы-магниты для звукового анализа; макет звезды для зрительной гимнастики, лазерный фонарик.

Предварительная работа.

Знакомство детей с глобусом, с картой звездного неба.

Беседы, чтение книг, энциклопедий о космосе.

Рассматривание иллюстраций, просмотр видео-презентационного материала о космосе, звездах, планетах.

Заучивание стихов о планетах солнечной системы.

Разучивание пальчиковой игры «Солнышко».

Настольная дидактическая игра «Планеты Солнечной системы».

                                                Ход НОД

Вводная часть.

Логопед. - Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на нашем подоконнике - показывает детям звезду  (дети подходят к логопеду).

Логопед. - Это не обычная звезда, в ней - послание! А вы хотите узнать, от кого это послание? (ответы детей).

                              Дети смотрят видеопослание

На экране появляется Королева Звездного Неба. Она обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Я - Королева Звездного Неба. Посылаю вам свое видеописьмо, чтобы предложить отправиться в увлекательное космическое путешествие. Вас ждут новые знания, новые планеты и необычные приключения с интересными играми! Жду всех вас с нетерпением в моем Звездном Королевстве».  

Основная часть.

Логопед. – Ребята, космический мир очень широк и разнообразен. Вечером мы можем рассмотреть на небе множество звезд, которые кажутся нам очень маленькими. Но на самом деле это совсем не так.

- Ребята, скажите, что такое звезды?

Дети.  - Звезды – это огромные небесные светила.

Логопед.  - Ребята, а какую ближайшую  к Земле звезду вы знаете?

Дети.  - Ближайшей к Земле звездой является Солнце.

Логопед.  - А кто знает, на какой планете живем мы с вами?

Дети.  - Мы живем на планете Земля.

Логопед. - Наша Земля вращается вокруг огромной звезды, огненного шара –

                    Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты.

                 - Назовите, какие планеты вы знаете.

Дети.  - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Логопед. - Ну что, ребята, хотите отправиться в космическое путешествие?

Дети.  - Да, хотим.

Логопед. - Но в космос могут отправиться только подготовленные и

                     грамотные дети. Для этого вам нужно пройти испытание – дать

                     правильные ответы на вопросы:

                  - Чем звуки отличаются от букв?

Дети. - Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем.

Логопед.  - На какие две группы делятся звуки?

Дети. - Гласные и согласные.

Логопед.  - Что вы знаете про гласные звуки?

Дети. - Гласные звуки мы поем и тянем, воздух проходит свободно и не встречает преграды. Они обозначаются красным цветом.

Логопед. - Что вы знаете про согласные звуки?

Дети. – Согласные звуки бывают твердыми и мягкими и обозначаются синим и зеленым цветом. А еще они бывают звонкими и глухими. Согласные звуки произносятся с преградами.

Логопед. - Ну, что, в путь, отправимся в путешествие к звездам! На чем же мы полетим?

Дети. - На космическом корабле, на ракете, на спутнике, на летающей тарелке!

Логопед. - Мы отправимся сегодня в путешествие на космическом корабле

                   (обращаю внимание детей на макет космического корабля).

- Получите билеты и займите свои космические кресла в соответствии с количеством звездочек (дети считают звездочки на билетах и рассаживаются  в космические кресла).

                                    Упражнение «Техосмотр»

Логопед.-  Пристегните ремни! (переплетают и скрепляют  пальцы обеих   рук).

 - Проверим ракетные насосы! (вдох – руки на животе; выдох – с-с-с-с-с-с)

- Раскачаем рычаги! (соединяем пальцы поочередно с большими: да-да-да-да, та-та-та-та, постепенно ускоряем ритм).

                            Игра «Запуск космического корабля»

Логопед.-  К запуску космического корабля приготовиться! (вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. - Есть, приготовиться ! (повторяют движения логопеда)

Логопед.-  Включить контакты! (соединяет большие пальцы рук)

Дети. - Есть, включить контакты! (повторяют движения логопеда)

Логопед.-  Завести мотор! (круговые движения кулачками одинвокруг другого и одновременно произносить звук «р»)

Дети. - Есть, завести мотор! (повторяют за логопедом)

Все.  - 5,4,3,2,1 - ПУСК! (сомкнутые руки вверх)

                На экране появляется  видеопесенка – «Ракета»

(Кукутики - Песня мультфильм про космос планеты и путешествие по солнечной системе)

                                     Игра «Четвертый лишний»

Логопед.-  Ребята, вот мы с вами и очутились в космосе, но кажется у нас возникла одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем комическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

- Солнце, сон, солнечный, солнышко (сон)

- Космос, косматый, космонавт, космический (косматый)

- Планета, планетарий, план, планетный  (план)

Логопед.  - А какие слова остались? (ответы детей)

                  - Как мы называем эти слова? (слова-родственники)

 Логопед.-  Правильно. Это родственные слова.

                                      Игра «Семейка слов»

Логопед.-  Давайте подберем слова-родственники к слову «Звезда».

Дети. -  Звездочка, звезды, звездолет, звездопад, звездочет, созвездие,

               звездный.       

                     Зрительная гимнастика – «Полярная звезда»

Логопед.-  Ребята, вы заметили в космосе самую яркую звезду? Как она

                    называется?

Дети. -  Полярная звезда. Она очень яркая.

Логопед.-  Эта звезда освещает нам путь. Давайте глазами проследим этот путь. Следите за ее лучами (дети следят за движением лазерного фонарика).

                                          Игра «Раздели слово»

Логопед.-  Дорогие космические путешественники, на нашем пути появляются созвездия. Давайте назовем их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь. Дракон. Лев. Пегас. Геркулес. Медведица. Кит. Рыбы. – созвездия по мере называния появляются на экране)

Дети. -  (делят слова на слоги).

Логопед.-  Ну что ж, половину пути мы уже пролетели и нам необходим отдых. Отстегните ремни и становитесь на космическую зарядку!

                               Физкультминутка «Созвездия»

Над Землею ночью поздней,       (руки вверх, в стороны, вниз)

Только руку протяни,  (потянулись, руки вверх)

Ты ухватишься за звезды:  (руки сжать в кулачки)

Рядом кажутся они.  (руки перед глазами)

Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)

Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)

Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)

Покачаться на Весах (ноги на ширине плеч, руки в стороны, покачаться)

Над Землею ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)

Если бросить в небо взгляд (потянутся вверх, руки вверх)

Ты увидишь, словно гроздья,

Там Созвездия висят (руками берем созвездия).

Логопед.-  Наши силы пополнены и мы можем отправляться дальше.

                 - Ой, ребята, на нашем пути…. отгадайте что…

Все комета облетела,

Все комета осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это черная…

Дети.  - Дыра!

                             Звуковой анализ слова «Дыра»

Логопед.-  Чтобы нас не затянуло в эту дыру , давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (анализ слова «дыра»)

Логопед.-  Сколько звуков в слове  «дыра»?

Дети.  -  В слове «дыра» четыре звука.

- Первый звук – [д], он согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

- Второй звук - [ы], он гласный, обозначаем красным цветом.

- Третий звук - [р], он согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим

цветом .

- Четвертый звук - [а], он гласный, обозначаем красным цветом.

Логопед.-  Сколько слогов в слове «дыра»?

Дети.  -  В слове «дыра» два слога.

- Первый слог – «ды».

- Второй слог – «ра».

Логопед.-  Благополучно пролетели мимо Черной дыры!

                              Игра «Метеоритный дождь»

Логопед.-  Внимание! Опасность! Мы попали в зону метеоритов! Чтобы преодолеть ее мы должны включить противо-метеоритную защиту!

- Ребята, сложите осколки метеоритов. Каждый метеорит имеет свой цвет. Сложите их по цвету и прочитайте, что у вас получилось. (дети берут картинки-осколки метеоритов с написанными на них слогами и составляют слова).

                              Игра- загадка «Планеты солнечной системы»

Логопед.-  Ребята, вы уже знаете, что вокруг Солнца вращаются планеты.

                    Сколько их?

Дети. -  Девять планет.

Логопед.-  Как все это вместе называется?

 Дети. - Солнечная система. (на экране появляется карта звездного неба)

Логопед.-  Расскажите, что вы знаете о планетах солнечной системы.

 (один ребенок загадывает загадку о планете, остальные отгадывают ее название. На экране появляется изображение планет)

Меркурий  - На этой планете такая жара,

                      Что там оказаться опасно, друзья.  (Саша)

Плутон -      А эту планету холод страшный сковал,

                      Теплом ее солнечный луч не достал.  (Даша)

Земля  -        А эта планета нам всем дорога,

                      Нам жизнь подарила планета Земля. (Артем)

Венера, -      К планете Земля две планеты близки,

Марс            А ну, имена их скорей назови!  (Илья)

Юпитер -     А эта планета гордится собой,

                      Поскольку считает себя слишком большой.  (Аня)

Сатурн -      Планета вся кольцами окружена

                      И этим от всех отличилась она. (Коля)

Уран -           А ты не поверишь, что эта планета,

                      Что эта планета – зеленого цвета! (Саша)

Нептун -       Царь морской названье той планете дал

                       И именем своим ее назвал.  (Максим).

                                    Сюрпризный момент

              На экране появляется Королева Звездного Неба.

Королева Звездного Неба.  - Дорогие космические путешественники! Вы сегодня много интересного узнали о космосе и справились со всеми космическими испытаниями, поэтому, я не могу вас отпустить на планету Земля без награды. Я хочу подарить вам на память о космическом путешествии эти значки-эмблемы с изображением планет Солнечной системы. Буду ждать вас в гости. До свидания, до новых встреч!

              (Логопед прикрепляет детям  значки-эмблемы)

Итог НОД.

Логопед.-  Ну что, ребята, наше космическое путешествие подошло к концу, запас космического топлива на исходе  и нам пора возвращаться на свою планету Земля. Пристегните ремни! Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1!

                На экране появляется  видеопесенка – «Ракета»

(Кукутики – Песня- мультфильм про космос, планеты и путешествие по солнечной системе)

Логопед.-  Ну вот мы и вернулись на нашу планету Земля.

- Ребята, вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего?

- Какие трудности встречались у вас на пути?

- Какие новые знания вы приобрели? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.

Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе гроуппе для детей с ОНР, проведенного воспитателем и учителем-логопедом "Космос. Звук Р"....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР На тему: «Русская матрешка».

Цель занятия - познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой....

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «К нам пришла весна»

Цели: коррекционно-образовательная: -учить детей составлять  рассказ по опорным предметным картинкам;коррекционно-развивающие:-развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилаг...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР по теме: «Звуки [к] – [к’] и [х] – [х’]. Буквы К – Х»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект ООД для детей с ФФНР.Тема: «Звуки [к] – [к’] и [х] – [х’]. Буквы К – Х» Задачи:учить детей дифференцировать звуки [к] – [к’] и [х] – [х’...