Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Путешествие к звездам"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закреплять и систематизировать знания детей о космосе, расширять и обогащать словарь по теме «Космос».Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, развивать слуховое внимание, фонематическое, зрительное и пространственное восприятие, мелкую моторику рук.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_g.tiraspol_dyrda_a.o.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Путешествие к звездам"
Учитель-логопед: Дырда А.О.
МДОУ № 49 «Золотой петушок»
г.Тирасполь
Цель: закрепление и систематизация знаний о космосе; расширение и обогащение словаря по теме.
Задачи:
1. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать любознательность, самостоятельность;
- воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества;
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
- воспитывать желание и умение работать в коллективе.
2. Коррекционно-образовательные:
- уточнять, активизировать словарь по теме «Космос»;
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
- закреплять понятие «родственные слова»;
- закреплять умение выполнять звуко-слоговой анализ слов;
- совершенствовать умение делить слова на слоги;
3. Коррекционно-развивающие:
- развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;
- развивать слуховое внимание, фонематическое, зрительное и
пространственное восприятие; логическое мышление;
- развивать внимание и память;
- развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
Оборудование: экран; видео-песенка «Ракета» про космос планеты и путешествие по солнечной системе; макет комического корабля; карта звездного неба; изображение космических объектов: планеты, черная дыра, созвездия; метеориты со слогами; наборы-магниты для звукового анализа; макет звезды для зрительной гимнастики, лазерный фонарик.
Предварительная работа.
Знакомство детей с глобусом, с картой звездного неба.
Беседы, чтение книг, энциклопедий о космосе.
Рассматривание иллюстраций, просмотр видео-презентационного материала о космосе, звездах, планетах.
Заучивание стихов о планетах солнечной системы.
Разучивание пальчиковой игры «Солнышко».
Настольная дидактическая игра «Планеты Солнечной системы».
Ход НОД
Вводная часть.
Логопед. - Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром на нашем подоконнике - показывает детям звезду (дети подходят к логопеду).
Логопед. - Это не обычная звезда, в ней - послание! А вы хотите узнать, от кого это послание? (ответы детей).
Дети смотрят видеопослание
На экране появляется Королева Звездного Неба. Она обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Я - Королева Звездного Неба. Посылаю вам свое видеописьмо, чтобы предложить отправиться в увлекательное космическое путешествие. Вас ждут новые знания, новые планеты и необычные приключения с интересными играми! Жду всех вас с нетерпением в моем Звездном Королевстве».
Основная часть.
Логопед. – Ребята, космический мир очень широк и разнообразен. Вечером мы можем рассмотреть на небе множество звезд, которые кажутся нам очень маленькими. Но на самом деле это совсем не так.
- Ребята, скажите, что такое звезды?
Дети. - Звезды – это огромные небесные светила.
Логопед. - Ребята, а какую ближайшую к Земле звезду вы знаете?
Дети. - Ближайшей к Земле звездой является Солнце.
Логопед. - А кто знает, на какой планете живем мы с вами?
Дети. - Мы живем на планете Земля.
Логопед. - Наша Земля вращается вокруг огромной звезды, огненного шара –
Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты.
- Назовите, какие планеты вы знаете.
Дети. - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Логопед. - Ну что, ребята, хотите отправиться в космическое путешествие?
Дети. - Да, хотим.
Логопед. - Но в космос могут отправиться только подготовленные и
грамотные дети. Для этого вам нужно пройти испытание – дать
правильные ответы на вопросы:
- Чем звуки отличаются от букв?
Дети. - Звуки мы говорим и слышим, а буквы видим, читаем и пишем.
Логопед. - На какие две группы делятся звуки?
Дети. - Гласные и согласные.
Логопед. - Что вы знаете про гласные звуки?
Дети. - Гласные звуки мы поем и тянем, воздух проходит свободно и не встречает преграды. Они обозначаются красным цветом.
Логопед. - Что вы знаете про согласные звуки?
Дети. – Согласные звуки бывают твердыми и мягкими и обозначаются синим и зеленым цветом. А еще они бывают звонкими и глухими. Согласные звуки произносятся с преградами.
Логопед. - Ну, что, в путь, отправимся в путешествие к звездам! На чем же мы полетим?
Дети. - На космическом корабле, на ракете, на спутнике, на летающей тарелке!
Логопед. - Мы отправимся сегодня в путешествие на космическом корабле
(обращаю внимание детей на макет космического корабля).
- Получите билеты и займите свои космические кресла в соответствии с количеством звездочек (дети считают звездочки на билетах и рассаживаются в космические кресла).
Упражнение «Техосмотр»
Логопед.- Пристегните ремни! (переплетают и скрепляют пальцы обеих рук).
- Проверим ракетные насосы! (вдох – руки на животе; выдох – с-с-с-с-с-с)
- Раскачаем рычаги! (соединяем пальцы поочередно с большими: да-да-да-да, та-та-та-та, постепенно ускоряем ритм).
Игра «Запуск космического корабля»
Логопед.- К запуску космического корабля приготовиться! (вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. - Есть, приготовиться ! (повторяют движения логопеда)
Логопед.- Включить контакты! (соединяет большие пальцы рук)
Дети. - Есть, включить контакты! (повторяют движения логопеда)
Логопед.- Завести мотор! (круговые движения кулачками одинвокруг другого и одновременно произносить звук «р»)
Дети. - Есть, завести мотор! (повторяют за логопедом)
Все. - 5,4,3,2,1 - ПУСК! (сомкнутые руки вверх)
На экране появляется видеопесенка – «Ракета»
(Кукутики - Песня мультфильм про космос планеты и путешествие по солнечной системе)
Игра «Четвертый лишний»
Логопед.- Ребята, вот мы с вами и очутились в космосе, но кажется у нас возникла одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем комическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
- Солнце, сон, солнечный, солнышко (сон)
- Космос, косматый, космонавт, космический (косматый)
- Планета, планетарий, план, планетный (план)
Логопед. - А какие слова остались? (ответы детей)
- Как мы называем эти слова? (слова-родственники)
Логопед.- Правильно. Это родственные слова.
Игра «Семейка слов»
Логопед.- Давайте подберем слова-родственники к слову «Звезда».
Дети. - Звездочка, звезды, звездолет, звездопад, звездочет, созвездие,
звездный.
Зрительная гимнастика – «Полярная звезда»
Логопед.- Ребята, вы заметили в космосе самую яркую звезду? Как она
называется?
Дети. - Полярная звезда. Она очень яркая.
Логопед.- Эта звезда освещает нам путь. Давайте глазами проследим этот путь. Следите за ее лучами (дети следят за движением лазерного фонарика).
Игра «Раздели слово»
Логопед.- Дорогие космические путешественники, на нашем пути появляются созвездия. Давайте назовем их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь. Дракон. Лев. Пегас. Геркулес. Медведица. Кит. Рыбы. – созвездия по мере называния появляются на экране)
Дети. - (делят слова на слоги).
Логопед.- Ну что ж, половину пути мы уже пролетели и нам необходим отдых. Отстегните ремни и становитесь на космическую зарядку!
Физкультминутка «Созвездия»
Над Землею ночью поздней, (руки вверх, в стороны, вниз)
Только руку протяни, (потянулись, руки вверх)
Ты ухватишься за звезды: (руки сжать в кулачки)
Рядом кажутся они. (руки перед глазами)
Можно взять перо Павлина, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Тронуть стрелки на Часах, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Покататься на Дельфине, (присесть, руки вперед)
Покачаться на Весах (ноги на ширине плеч, руки в стороны, покачаться)
Над Землею ночью поздней, (руки вниз, поднять голову вверх)
Если бросить в небо взгляд (потянутся вверх, руки вверх)
Ты увидишь, словно гроздья,
Там Созвездия висят (руками берем созвездия).
Логопед.- Наши силы пополнены и мы можем отправляться дальше.
- Ой, ребята, на нашем пути…. отгадайте что…
Все комета облетела,
Все комета осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это черная…
Дети. - Дыра!
Звуковой анализ слова «Дыра»
Логопед.- Чтобы нас не затянуло в эту дыру , давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (анализ слова «дыра»)
Логопед.- Сколько звуков в слове «дыра»?
Дети. - В слове «дыра» четыре звука.
- Первый звук – [д], он согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
- Второй звук - [ы], он гласный, обозначаем красным цветом.
- Третий звук - [р], он согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим
цветом .
- Четвертый звук - [а], он гласный, обозначаем красным цветом.
Логопед.- Сколько слогов в слове «дыра»?
Дети. - В слове «дыра» два слога.
- Первый слог – «ды».
- Второй слог – «ра».
Логопед.- Благополучно пролетели мимо Черной дыры!
Игра «Метеоритный дождь»
Логопед.- Внимание! Опасность! Мы попали в зону метеоритов! Чтобы преодолеть ее мы должны включить противо-метеоритную защиту!
- Ребята, сложите осколки метеоритов. Каждый метеорит имеет свой цвет. Сложите их по цвету и прочитайте, что у вас получилось. (дети берут картинки-осколки метеоритов с написанными на них слогами и составляют слова).
Игра- загадка «Планеты солнечной системы»
Логопед.- Ребята, вы уже знаете, что вокруг Солнца вращаются планеты.
Сколько их?
Дети. - Девять планет.
Логопед.- Как все это вместе называется?
Дети. - Солнечная система. (на экране появляется карта звездного неба)
Логопед.- Расскажите, что вы знаете о планетах солнечной системы.
(один ребенок загадывает загадку о планете, остальные отгадывают ее название. На экране появляется изображение планет)
Меркурий - На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья. (Саша)
Плутон - А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал. (Даша)
Земля - А эта планета нам всем дорога,
Нам жизнь подарила планета Земля. (Артем)
Венера, - К планете Земля две планеты близки,
Марс А ну, имена их скорей назови! (Илья)
Юпитер - А эта планета гордится собой,
Поскольку считает себя слишком большой. (Аня)
Сатурн - Планета вся кольцами окружена
И этим от всех отличилась она. (Коля)
Уран - А ты не поверишь, что эта планета,
Что эта планета – зеленого цвета! (Саша)
Нептун - Царь морской названье той планете дал
И именем своим ее назвал. (Максим).
Сюрпризный момент
На экране появляется Королева Звездного Неба.
Королева Звездного Неба. - Дорогие космические путешественники! Вы сегодня много интересного узнали о космосе и справились со всеми космическими испытаниями, поэтому, я не могу вас отпустить на планету Земля без награды. Я хочу подарить вам на память о космическом путешествии эти значки-эмблемы с изображением планет Солнечной системы. Буду ждать вас в гости. До свидания, до новых встреч!
(Логопед прикрепляет детям значки-эмблемы)
Итог НОД.
Логопед.- Ну что, ребята, наше космическое путешествие подошло к концу, запас космического топлива на исходе и нам пора возвращаться на свою планету Земля. Пристегните ремни! Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1!
На экране появляется видеопесенка – «Ракета»
(Кукутики – Песня- мультфильм про космос, планеты и путешествие по солнечной системе)
Логопед.- Ну вот мы и вернулись на нашу планету Земля.
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего?
- Какие трудности встречались у вас на пути?
- Какие новые знания вы приобрели? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.
Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе гроуппе для детей с ОНР, проведенного воспитателем и учителем-логопедом "Космос. Звук Р"....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР На тему: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
открытое занятие для родителей с их участием...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР На тему: «Русская матрешка».
Цель занятия - познакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой....
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы
Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «К нам пришла весна»
Цели: коррекционно-образовательная: -учить детей составлять рассказ по опорным предметным картинкам;коррекционно-развивающие:-развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилаг...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР по теме: «Звуки [к] – [к’] и [х] – [х’]. Буквы К – Х»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект ООД для детей с ФФНР.Тема: «Звуки [к] – [к’] и [х] – [х’]. Буквы К – Х» Задачи:учить детей дифференцировать звуки [к] – [к’] и [х] – [х’...