Конспект логопедического занятия в старшей группе(5-6лет) по лексической теме «Зимние забавы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе(5-6 лет)
по лексической теме «Зимние забавы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_leksicheskoy_teme_zimnie_zabavy.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе(5-6лет)
по лексической теме «Зимние забавы»
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Актуализация словаря по теме “Зимние забавы».
- Уточнить и активизировать словарь по теме, закреплять умения подбирать слова-признаки и слова-действия, однокоренные слова, образовывать относительные прилагательные.
- Развивать навыки связной речи: составлять предложения по картинкам.
Коррекционно-развивающие.
- Развитие речевого дыхания, голоса, ручной моторики, укрепление артикуляционного аппарата.
- Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям зимним играм и развлечениям. Формирование навыка сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки с изображением детей играющих зимой, пазл –снеговик, муляж «снежок» . Искусственные снежинки.
Ход занятия.
Дети входят, здороваются, становятся в круг, логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное.
Логопед: «Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой « Пришла зима».
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной, старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Знакомство с темой.
Логопед: « Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?»
(Ответы детей)
Логопед: «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима, выставляю картинку с изображением зимы)
- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).
- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.
(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)
- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
(Логопед: - Я люблю зиму потому, что мне нравится кататься на коньках.)
(Выслушиваются ответы детей.)
Образование относительных прилагательных.
Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты:
- Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
Логопед: - Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?
А будет после зимы?
- Назовите зимние месяцы!
- А сейчас у нас какой зимний месяц?
(Ответы детей, дети садятся за столы)
Логопед:- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил.... Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки — угольки, ручки — сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)
- Правильно, ребята, к нам сегодня должен был в гости прийти Снеговик, но поднялся сильный ветер, и он разлетелся на куски…. Метелица собрала и прислала нам снеговика в конвертах, и для того чтобы собрать его нам придется выполнить задания из каждого конверта. Вы готовы? –
Вот у меня эти конверты, их 4.
-Берем первый конверт! (конверт№1)
Конверт №1
Игра « Рассказать о зиме».
Логопед - Ребята, посмотрите, снеговик принес в конверте картинку!
-Обратите внимание, какое время изображено на картине?
-Чем заняты дети?
-Что делают дети на горке?
-А что ещё делают дети (лепят снеговика, играют в снежки)
-Как вы думаете, нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?
(ответы детей).
Логопед - Придумайте свой рассказ по картине.
Расскажите, какой был день, когда дети вышли на прогулку.
Расскажите, как они играли.
Подумайте, где дети гуляли.
Рассказы детей.
Упражнение «Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед: « Молодцы, у вас получился красивый танец снежинок».
Логопед: «Ребята, давайте посмотрим с вами, какое задание нас ждет в следующем конверте?»
Конверт №2 «Зимние забавы» Загадки
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед читает:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек – Этот пух зовется… (Снег)
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
Логопед: « Ну, а теперь, ребята, назовите в какие игры можно играть зимой?»
Ответы детей: кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы.
Давайте поиграем с нашими пальчиками, они превратятся в снежок.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»:
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
И снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ -
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? сжать кулаки
Куда? разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. Потетреть ладошки др об друга
Игра «Исправь ошибку». Послушайте внимательно и исправьте ошибки.
Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.
И еще одно задание на внимательность «Что лишнее» зимой:
Когда услышите лишнее слово, хлопните в ладоши!
Снег, снежинка, снегопад, мороз, метель, жара, холод, стужа, велосипед, санки, снегокат, коньки, шапка, панамка, шуба, валенки, варежки, сандалии, лыжи, лед.
Логопед:- Молодцы, ребята!
Открываем следующий конверт№3
Конверт №3
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
Санки - (саночки)
Ветер - (ветерок)
Снеговик - (снеговичок)
Снежки-(снежочки)
Ком -(комочек)
Коньки –(конёчки)
А сейчас давайте поиграем на зимней полянке, и слепим снеговика:
Артикуляционная гимнастика:
«Снежный ком» (надуваем щеки, по очереди)
Прибежала лошадка полюбоваться на снеговика.
«Лошадка» ( цокаем языком)
«Болтушка» Дети стали водить хоровод вокруг снеговика. И вдруг свершилось чудо - снеговик ожил от тепла детских рук, запел, заплясал.
Увидел снеговик, что дети решили построить горку и тоже принялся за дело. «Горка»
А потом снеговик посмотрел на дворника и решил помочь ему, ведь столько снега намело, одному ему не убрать все. «Маляр»
Зима. Холодно. Птички голодные летают. И им решил помочь, вместе с детьми кормушку смастерил. «Молоток» (постучали язычком за верхние зубки: д-д-д-д.)
Устал снеговичок, друзья позвали его попить вкусного холодного чая с конфетами и вареньем.
«Чашечка»
«Конфетка» (язык толкает щеку внутри по очереди)
«Вкусное варенье» облизали губки по кругу.
Дети, у нас остался последний конверт.
Конверт №4
Игра« Одинаковые слова».
Образование родственных слов самостоятельно.
Задание: Подобрать похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Игра «Один много»
Снежинка(снежинок), ком(комков), санки(санок), лыжи(лыж), конёк(коньков)
Логопед: «Молодцы ребята. Вот мы и собрали все части картины. Давайте с вами посмотрим, какой получился снеговик?»( дети собирают пазл снеговика)
Снеговик вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работой.
Итог и окончание занятия.
Логопед: « Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос"
Задачи:Коррекционно-образовательные:· Уточнить и расширить знания детей о космосе;· Активи...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...
Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»
Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...
Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»
Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Зима. Зимние забавы"
Обобщение знаний по лексической теме "Зима.Зимние забавы"...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зимние забавы"
Конспект занятия в старшей группе на тему "Зимние забавы"...