МНЕМОТЕХНИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В статье рассматривается одна из набирающих популярность логопедических технологий – мнемотехника: описываются основные виды мнемотехники, а также приведены конкретные авторские примеры стихотворений, которые можно использовать на логопедических занятиях.
Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Ключевые слова: логопедия, автоматизация звука, мнемотехника, логопедическая технология.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МНЕМОТЕХНИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Опираясь на современные требования к образованию, педагоги, в первую очередь, должны учитывать индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворять особые потребности каждого ребенка. В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного
развития любого человека, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более раннем возрасте и с помощью соответствующих методов и приемов [10; 11].
У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер – помимо речевых проблем у ребенка наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием и много других им сопутствующих проблем, что еще раз доказывает необходимость комплексной работы с дефектом [4]. В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.
Многие логопеды согласятся с тем, что автоматизация звука – это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если детям постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в любое логопедическое занятие [1].
Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) [2; 12].
Всем известно, что слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно, тем более детям с ОВЗ (в автоматизации подбираются слова, показывающие разное место звука в слове, и они не всегда соответствуют словарному запасу ребенка). Если такое слово «заучить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Многим детям данный способ и вовсе не доступен.
Для прочного и одновременно лёгкого запоминания, слово наполняется содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. У детей с ОВЗ это может быть опора на сохранный анализатор (если говорить о сочетанных дефектах).
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство
– исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и
непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.
Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в логопедической практике объясняется тем, что технология:
- открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя- логопеда;
- гармонично вписывается в работу по развитию индивидуальных способностей каждого, использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;
- способствует более качественной автоматизации звуков;
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Мнемосхемы служат дидактическим материалом в работе, в основном, по развитию связной речи детей [9]. Но мало кто использует их для автоматизации звуков.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно- графическими схемами [5], предметно-схематическими моделями [12], блоками- квадратами [6], коллажем [3].
Существует несколько основных приемов мнемотехники:
- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
- рифмизация;
- запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
- нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
- метод Цицерона на основе пространственного воображения;
- метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;
- методы запоминания цифр: закономерности, знакомые числа [8].
В логопедической работе с детьми ОВЗ наиболее приемлем способ нахождения ярких необычных ассоциаций (картинки), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Суть данного способа заключается в том, что ребенок придумывает рисунок [3], соответствующий (шифрующий) одно из слов стихотворения, содержащее автоматизируемый звук, тем самым облегчая его запоминание.
В дальнейшем, глядя на эти рисунки, ребенок с легкостью воспроизводит информацию [7]. При выборе данного способа автоматизации звука учитываются все особенности детей, в том числе даже художественные способности детей: картинки можно нарисовать, приклеить, изобразить схематично.
Мнемотехника может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать стихотворение, выучить и т.д.
В ходе работы ребенку предлагается одно из стихотворений, соответствующее автоматизируемому звуку, прослушав которое, ребенок может нарисовать свой собственный рисунок-ассоциацию:
Пример, звук «Л»:
Лодка, лапа, ложка, лук, Колокол, пила, каблук, Белка, молоток, лопата, Лампа, ласточка, свекла, Клумба, платье, луч, луна, Скалка, вилка и клубок, Лошадь, дятел, поплавок.
С данными стихотворениями могут быть использованы такие задания:
- Выучить стихотворение по картинкам;
- Назвать все предметы по порядку;
- Поставить на каждый предмет фишку и добавлять к называемому слову «мой» (для развития умения согласовывать существительные с местоимением);
- Назвать все предметы, добавляя живой – неживой;
- Назвать предмет, на который ставят фишку, сначала в единственном числе, затем, во множественном;
- Закрыв каждый предмет, ответить на вопрос: «Нет чего?» и т.д.
Таким образом, практический опыт доказывает, что составление и использование стихов с помощью мнемотехники облегчает процесс усвоения автоматизируемого звука, способствует расширению и актуализации словарного запаса, лексико-грамматической стороны речи, развивает память, мышление, воображение, а технология «Мнемотехника» гармонично сочетает в себе элементы основных образовательных систем и может успешно применяться в логопедической практике.
Библиографический список:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс,
2011. – 109 с.
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 128 с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Инфра-М., 2015. – 703 с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005. – 88 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – 182 с.
- Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1985. – 87 с.
- Лапинская Л. Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации: сайт Память + [Электронный ресурс]. – URL: http://pamyatplus.ru/razvitie/uprazhneniya-mnemotexniki.html#h2_2 (дата обращения: 16.01.2017).
- Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР
// Воспитание и обучение. – 2004. – № 6. – 7 с.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб., 2009. – 60 с.
- Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика. – 2006. – № 7, 8. – 22 с.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990 – №10. – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий. " Учебное пособие"
Вступительная статья, объясняющая мотивацию создания пособия и небольшая часть картинок, иллюстрирующих пособие....
Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.
Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана....
Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Воспитание правильной речи не ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речево...
«Коррекция нарушений формирования лексико-грамматического строя и связной речи у детей с ОНР».
Сообщение для воспитателей комбинированных групп....
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет по теме «Посуда. Федорино горе»
Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических категорий в рамках лексической темы «Посуда»...
Советы родителям по коррекции и формированию лексико-грамматического строя речи у детей в домашних условиях.
Материал содержит краткое описание нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ, а также подборку игр по коррекции и формированию лексико-грамматического строя речи у детей в домашн...
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»
Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 летпо теме «Комнатные растения»...