Наглядно-дидактическое пособие «Волшебный ящик»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Иванова Ирина Павловна

Одна из наиболее сложных проблем при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, - формирование монологической речи на основе обучения рассказыванию. Ребёнок, у которого речевое развитие соответствует возрасту, становясь старше, осознаёт связи между предметами и явлениями окружающей жизни. В результате этого возрастает степень связности его высказываний. Постепенное овладение связной речью влияет на интеллектуальное развитие дошкольника. Он начинает пользоваться речью как средством мыслительно-познавательной деятельности и общения. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при овладении различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто ребёнок, не закончив одной части рассказа, перескакивает к другой с совершенно новым содержанием. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память). Это создаёт дополнительные затруднения в работе по обучению дошкольников рассказыванию.

Придумать описательный рассказ или загадку-описание – это очень большая по объёму и длительности выполнения работа. По этой причине некоторые дошкольники быстро сдают свои позиции и пасуют перед очень большим и сложным заданием. «Волшебный ящик» помогает расчленить данную работу на ряд последовательных этапов, напомнить о способах достижения цели по ходу выполнения задания. В конечном итоге, это помогает ребёнку-дошкольнику придумать рассказ-описание или загадку-описание последовательно и самостоятельно. Кроме того, необычная форма подачи задания способствует привлечению интереса и внимания не только со стороны ребёнка-рассказчика, но и со стороны детей-слушателей. Дети начинают прилагать усилия для того, чтобы высказаться точнее, с необходимой полнотой и законченностью.  

«Волшебный ящик» представляет собой куб с открывающейся крышкой в верхней части, имеет  4 грани для решения различных задач.

Внутри ящика можно положить предмет (натуральный или муляж) или предметную картинку, а также магнитные цифры или буквы. Последнее может являться для детей сюрпризным моментом, что создаст положительный эмоциональный фон перед придумыванием рассказа или загадки.

Данное пособие может быть использовано воспитателями, учителями-логопедами, дефектологами не только в качестве основы, но и творчески дорабатываться.

Прогнозируемый результат использования наглядно-дидактического пособия «Волшебный ящик».

Использование наглядно-дидактического пособия «Волшебный ящик» создаёт благоприятные условия для того, чтобы дети с общим недоразвитием речи с удовольствием включались в придумывание описательного рассказа или загадки-описания, точно и правильно подбирали слова для характеристики предмета или объекта, использовали прилагательные, определяли и воспроизводили логику рассказа-описания или загадки-описания. В дальнейшем это позволяет преодолеть системные нарушения общего недоразвития речи, а также подготавливает дошкольников к дальнейшему школьному обучению.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadno-didakticheskoe_posobie_volshebnyy_yashchik.doc1.85 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебный дом (авторское наглядно-дидактическое пособие)

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение“Детский сад № 185 комбинированного вида”Советского района города Казани Республики Татарстан...

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».

Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и  её видах....

Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».

Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....

Методическое пособие «Волшебный ящик»

Эта игра сделана своими руками. Легка, доступна в выполнении, универсальна, многофункциональна в применении. Апробирована в практике с детьми, как в индивидуальной, так и в групповой форме.В коробке с...

Наглядно - дидактическое интерактивное пособие «Диаскоп, или хотим все знать!». Егорова Т.С. и Кирсанова И.Г.

Аннотация           В соответствии с ФГОС, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформи...

Наглядно дидактическое пособие по патриотическому воспитанию «Волшебный куб»

Цель: Закрепление представлений у детей о своей Родине, стране, Отчизне.Задачи:- Развивать углубленное представление о   малой Родине, Родине, Отчизне. (Родное село, город, область, символик...

"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"

Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижен...