"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов. Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Одним из наиболее интересных для детей методов, является литотерапия. Термин «Литотерапия» происходит от греческих слов - «камень» и «лечение». Литотерапия в психолого-педагогической и логопедической практике – это метод коррекции с использованием натуральных камней и минералов. Он является одним из эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными отклонениями в развитии, а так же способствует формированию представлений о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litoterapiya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕТОДИКА «ЛИТОТЕРАПИЯ»
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ. АВТОРСКОЕ НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ КАМЕШКИ»
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижения максимально возможных успехов. Коррекционная работа с применением нетрадиционных методов становится эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными для детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Одним из наиболее интересных для детей методов, является литотерапия. Термин «Литотерапия» происходит от греческих слов - «камень» и «лечение». Литотерапия в психолого-педагогической и логопедической практике – это метод коррекции с использованием натуральных камней и минералов. Он является одним из эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными отклонениями в развитии, а так же способствует формированию представлений о здоровом образе жизни.
Опыт работы учителей-логопедов показывает, что использование литотерапии и игр с другим природным материалом дает положительные результаты: у детей повышается эмоциональный фон; значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; дети чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. Именно этим и была обусловлена необходимость создания авторского дидактического пособия «Волшебные камешки».
Цель данного пособия - совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества.
Новизна состоит в активном использовании нетрадиционных материалов (камней) и элементов современных технологий (литотерапия). Камни в процессе игр и занятий с пособием могут быть использованы в качестве предмета, непосредственно используемого в игре или в качестве образа, вокруг которого строится игра или упражнение.
Практическая значимость ресурса в его многофункциональности (реализует речевую активность в рамках предметной, игровой, познавательной, двигательной и художественно-эстетической деятельности), а так же в том, что при подаче материала учитывается уникальная способность детского мозга к получению информации через эмоциональное образное восприятие (элементы эйдетики), что значительно упрощает процесс запоминания. Ребёнок может заниматься с пособием, как под руководством взрослого, так и самостоятельно, создавая собственную игру, так как игры с камешками предоставляют пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и подгрупповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Наглядно-дидактическое пособие «Волшебные камешки» - предназначено для работы с детьми 5-7 лет. С одной стороны – это наглядное пособие, с другой – дидактическая игра со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С его помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция речевой и игровой активности.
Пособие состоит из четырёх модулей: «Весёлый язычок», «Звуковые улитки», «Забавные животные», «В гостях у сказки» с наборами иллюстрированных камешков, игровыми полями, настольной основой для игр с камешками, игровым кубиком и мешочком. В качестве основных элементов пособия выступают разноцветные морские камешки, расписанные акриловыми красками, а так же сюжетные камни. Для их оформления использовалась техника «декупаж» или вживление распечатанных картинок в камень. Пособие выполнено из экологически безопасных материалов: дерево, фетр, бумага, акриловые краски, лак для детского творчества.
Дополнительно к пособию разработаны методические рекомендации и сборник практических материалов, В сборнике представлены игры, задания и упражнения по всем четырем модулям, определены цели каждого модуля, перечислено необходимое оборудование, приведены приемы выполнения упражнений и организации игр по каждому блоку.
Так модуль «Веселый язычок», направленный на развитие подвижности органов речевого аппарата, увеличение силы и объема артикуляторных движений включает в себя: перечень специальных комплексов артикуляционных упражнений для правильного произношения различных групп звуков: «Лягушка», «Окошко», «Катушка», «Часики» и др.; игры на совершенствование ручной моторики и артикуляционной моторики: «Перевертыши», «Археологи», «Достань со дна камешек», «Гусеницы»; серия артикуляционных сказок «Прогулки с Веселым язычком», сочиненные детьми и родителями.
Наибольшей популярностью у детей пользуется модуль «Забавные животные». По своей сути это мозаика из ярких красочных камней разного размера, которая решает задачи развития связной речи, закрепления навыка собирать целое из частей по схеме, развивает мышление, внимание, мелкую моторику. Приложение содержит игры «Собери по схеме», «Составь рассказ», «Забавные животные», «Чья голова, чей хвост».
Наличие игровых полей с цветами спектра и окраски животных, позволяют использовать в коррекционной работе игры, которые ориентируют на установление логической связи, цветового единства: «Найди по окраске или цветовое лото».
Дети любят манипуляции с камешками, трогать, перебирать, раскладывать их, и в процессе использования наглядно-дидактического пособия в самостоятельной деятельности дети и педагоги сами придумывают различные игры и задания. Так появились задания: на сортировку камней по различным признакам; задания на выкладывание визуально-ритмических рядов; массажные упражнения; упражнение «Балансирующие камешки» или «Построй башню и т.д..
Таким образом, использование нетрадиционных материалов и разнообразных дидактических игр и упражнений обогащают методические возможности логопедических занятий, обеспечивают, визуализацию изучаемого материала, автоматизацию процессов тренировки полученных речевых умений и навыков, оказывают оздоравливающий эффект, способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильной чувствительности. Пособие рекомендовано учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям детей 5-7 лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Запольских, О. Л. Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Л. Запольских // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1.
2. Терновская, С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А. Терновская // Методист. – 2005. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи...
Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...