Развитие речи через применение инновационных технологий
консультация по логопедии
Развитие речи через применение инновационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy.docx | 80.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
на тему:
«Развитие речи через применение
инновационных технологий»
Подготовила учитель-логопед:
Лысоконь Е.С.
2022
Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.
Задачи: Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольников; познакомить педагогов с такими технологиями как : аквагимнастика, синквейн, ТРИЗ.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, тазик с водой, мольберт, картинки с изображение персонажей сказок.
Ход:
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Она является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования.
Поэтому, темой нашего мастер класса будет: «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся с интересными, для кого-то знакомыми, а для кого-то и нет, инновационными технологиями:
- БИОНРГОПЛАСТИКА
- СУ-ДЖОК
- Аква-гимнастика для пальчиков и рук.
- Триз.
- Синквейн.
В отличие от традиционных технологий инновационные - формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.
- Биоэнергопластика
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.
Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.
Статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы. Это когда одновременно выполняются упражнения:
а) «Улыбка» — губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко рас ставлены;
б) «Хоботок» — губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;
в) «Лопаточка» — открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5; |
г) «Иголочка» — рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
Динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.
а) «Качели» — кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;
б) «Часики» — рот открыт, губы растянуты в улыбке,
переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два;
в) «Почистим зубки» — язык двигается по зубам, под
губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;
г) «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается
вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
- Массаж Су-джок.
Достоинствами Су-Джок являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек.
Приемы Су - Джок я активно использую в качестве массажа, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Таким образом, Су – Джок является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
- Мячик массажный «Ёжик»
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
- Колечко ««Мальчик-пальчик»
- Мальчик-пальчик, Где ты был (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на мизинец).
- Аква – гимнастика. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это
занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.
«Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры способствуют развитию речи, памяти, развивается воображение и фантазия. Вода должна быть 37- 37,5 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводим до 20 минут.
Я вам предлагаю самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.
Показ педагогами пальчиковой игры в воде:
Комплексы пальчиковой гимнастики
Мы ладошки в воду опускаем
И в воде немного отдыхаем
(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)
Кулачки сжимаем, разжимаем
Воду пальчиками мы хватаем
(Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)
Игра «Рыбка»
Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Дождь»
И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
- Метод ТРИЗ.
Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.
Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Несомненно, эта технология эффективна при формировании у дошкольников элементарного речевого творчества. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.
В работе по тризовским технологиям по развитию речи используем различные игры.
Сейчас я хочу предложить вам : ТРИЗ- игры для развития речи детей.
Игра «Волшебная палочка» 2 команды
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету и т.д.
И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 1 предложение, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Хорошо- плохо»
— Ребята, вы рады, что зима наступила?
— А что хорошо зимой (…….)
— Что плохо зимой? ( …….)
4. Синквейн. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн». Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Это маленький стих, состоящий из строк без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно. Например:
Зима. Холодная, снежная. Катаемся, играем, веселимся. Мы любим зиму! Сказка. Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску.
Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2.Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4.Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5.Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника. С детьми составили синквейн на темы: «Зима», «Снеговик», «Мама».
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
Семья
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. Я люблю свою семью.)
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Дом! Родные).
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы.
Таким образом использование инновационных технологий в процессе развития речи дошкольников способствует:
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность для старших дошкольников по развитию речи с применением ТРИЗ-технологии "Ох и АХ готовятся к Новому году".
Составление рассказа по предложенной проблемной ситуации с применением алгоритма ее решения....
Конспект по развитию речи с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе
Аннотация:Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод маленьких человечков, морфологически...
Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми младшей группы «В гости к мишке».
Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми младшей группы «В гости к мишке»....
Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми 1-ой группы раннего возраста «В гостях у Мишутки».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Тополек» г. Бабушкинмуниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия...
Мастер-класс на тему: "Личностное развитие ребенка через использование инновационной технологии "Ситуация"
Технология «Ситуация», помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков. Автор адаптированного к дошко...
Занятие по развитию речи с применением инновационных методик «Увлекательное путешествие в гости к белочке» (младшая группа)
Цель. Развитие речи у младших дошкольников.Задачи.1. Развитие и обогащение активного словаря детей (шуршат, белый гриб, листопад, с пустыми руками не ходят).2. Овладение средствами выразител...
Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми группы раннего возраста «В гостях у Мишутки».
Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми группы раннего возраста «В гостях у Мишутки»....