Развитие речи через применение инновационных технологий
консультация по логопедии

Лысоконь Елена Сергеевна

Развитие речи через применение инновационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

на тему:

«Развитие речи через применение

инновационных технологий»

http://bezgranic.68edu.ru/wp-content/uploads/2018/08/study_online.jpg

Подготовила учитель-логопед:

Лысоконь Е.С.

2022

Цель: ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.

Задачи: Повысить уровень профессиональных знаний о развитие речи дошкольников; познакомить педагогов с такими технологиями как : аквагимнастика,  синквейн, ТРИЗ.

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, тазик с водой, мольберт, картинки с изображение персонажей сказок.

Ход:

          Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Она является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образования.

Поэтому, темой нашего мастер класса будет: «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников». Сегодня мы познакомимся с интересными,  для кого-то знакомыми, а для кого-то и нет, инновационными технологиями:

  1. БИОНРГОПЛАСТИКА
  2. СУ-ДЖОК
  3. Аква-гимнастика для пальчиков и рук.
  4. Триз.
  5. Синквейн.

В отличие от традиционных технологий инновационные -  формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.                                                                                                                  

  1.  Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.

Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

 Статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы. Это когда одновременно выполняются упражнения:

а) «Улыбка» — губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко рас ставлены;

б) «Хоботок» — губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;

в) «Лопаточка» — открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык,  рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;

г) «Иголочка» — рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

Динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.

а) «Качели» — кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;

б) «Часики» — рот открыт, губы растянуты в улыбке,

переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два;

в) «Почистим зубки» — язык двигается по зубам, под

губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;

г) «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается

вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

  1. Массаж Су-джок.

Достоинствами Су-Джок являются:

         Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

 Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

         Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

 Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек.

Приемы Су - Джок я активно использую в качестве массажа, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок  является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

- Мячик массажный «Ёжик»

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) 

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) 

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх) 

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) 

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) 

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик) 

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)  

     - Колечко ««Мальчик-пальчик»

- Мальчик-пальчик, Где ты был (надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо  Су Джок на мизинец).

  1.  Аква – гимнастика. Аква-гимнастика для пальчиков и рук – это

занимательные игры в воде. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Если соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями, то получится отличная пальчиковая гимнастика в воде.

 «Аква-гимнастика» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры способствуют развитию речи, памяти, развивается воображение и фантазия.                                                                      Вода  должна быть 37- 37,5 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводим до 20 минут.                              

Я  вам предлагаю самим показать, как бы вы провели пальчиковую игру в воде. Вам предлагается коротенькое стихотворение, на его примере вы должны продемонстрировать показ пальчиковой игры в воде, как бы вы показывали её детям.

Показ педагогами пальчиковой игры в воде:

Комплексы пальчиковой гимнастики

Мы ладошки в воду опускаем

И в воде немного отдыхаем

(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)

Кулачки сжимаем, разжимаем

Воду пальчиками мы хватаем

(Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)

Игра «Рыбка»

Исходное положение – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьем кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

 

Игра «Маленькая лодочка»

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

 

Игра «Дождь»

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 

  1.  Метод ТРИЗ.

Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Несомненно, эта технология эффективна при формировании у дошкольников элементарного речевого творчества. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.

В работе по тризовским технологиям по развитию речи используем различные игры.

Сейчас я хочу предложить вам : ТРИЗ- игры для развития речи детей.

Игра «Волшебная палочка» 2 команды 

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

Хочу увеличить конфету  и т.д.

 И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 1 предложение, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Игра «Хорошо- плохо»

— Ребята, вы рады, что зима наступила?

— А что хорошо зимой (…….)

— Что плохо зимой? ( …….)

4. Синквейн. Ещё одна технология, которую применяют для развития речи называется «Синквейн». Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Это маленький стих, состоящий из строк без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.  Например:
Зима.  Холодная, снежная. Катаемся, играем, веселимся. Мы любим зиму! Сказка.                                                                                                               Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску.

Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.                      

  Правила составления синквейна:

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2.Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4.Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5.Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память….. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника. С детьми составили синквейн на темы: «Зима», «Снеговик», «Мама».                                                                                                  

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

Семья

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте.  Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Дом!  Родные).

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы.

Таким образом использование инновационных технологий  в процессе развития речи дошкольников способствует:

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей

-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе

Аннотация:Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологически...

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми младшей группы «В гости к мишке».

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми младшей группы  «В гости к мишке»....

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми 1-ой группы раннего возраста «В гостях у Мишутки».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Тополек» г. Бабушкинмуниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия...

Мастер-класс на тему: "Личностное развитие ребенка через использование инновационной технологии "Ситуация"

Технология «Ситуация», помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков.  Автор адаптированного к дошко...

Занятие по развитию речи с применением инновационных методик «Увлекательное путешествие в гости к белочке» (младшая группа)

Цель. Развитие речи у младших дошкольников.Задачи.1. Развитие и обогащение активного словаря детей (шуршат, белый гриб, листопад, с пустыми руками не ходят).2. Овладение средствами выразител...

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми группы раннего возраста «В гостях у Мишутки».

Комплексное занятие по развитию речи с применением инновационных технологий с детьми  группы раннего возраста «В гостях у Мишутки»....