Пересказ с использованием элементов театрализованной постановки в системе развития связной речи у детей с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

О развитии связной речи у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ с использованием элементов театрализованной постановки в системе развития связной речи у детей с ОНР

Большое значение в умственном, нравственном и эстетическом развитие детей играет чтение доступных возрасту текстов художественных произведений: рассказывание им сказок, небольших рассказов. У детей постепенно пополняется и закрепляется словарный запас, происходит усвоение грамматических форм и строя предложения, а также формируется умение воспроизводить услышанное. Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, не обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Мы на своих занятиях стараемся создавать такие ситуации, которые вызывали бы у детей потребность в речевых высказываниях, ставим ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться. При этом необходимо создавать речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Дети с ОНР чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? С помощью ЗВУКОВ, ФАНТАЗИИ, СКАЗКИ, ТВОРЧЕСТВА.  

Что бы детям было интересно – одной из форм пересказа мы выбрали импровизированную театральную постановку, где основные актеры сами дети.  Для пересказа используем короткие произведения русских писателей и народные сказки. Для костюмов - что находим в театральной студии детского сада и группы. Занятие проводится по подгруппам (5-6 детей). Что бы все дети смогли поучаствовать в пересказе - инсценировка ставится 2-3 раза (кто был участником становится зрителем и наоборот). Режиссером- постановщиком в таком «спектакле» выступает учитель-логопед. За автора один из детей.

Чем полезны такие пересказы:

-помогают донести содержание произведения до сознания детей

-развивают выразительность речи (голос, речевое дыхание, дикция)

-развивают воображение (ребенок наделяет героев человеческими свойствами, воспринимает происходящее как действительность).

Дети не только чувствами откликаются на происходящее, но и думают, рассуждают, обмениваются впечатлениями, высказывают свои суждения вслух. Постепенно суждения ребенка перейдут во внутреннюю речь, в мысли про себя, но сама мысль не погаснет, а это очень важно для дальнейшего развития.

Каждый пересказ соответствует лексической теме, изучаемой на недели.

Примерное планирование.  

Тема: «Здравствуй детский сад!»

– Рассказы В.Осеевой «Сторож», «До первого дождя».

Тема: Домашние животные.

– Л.Д.Ушинский «Спор животных».

Тема: Дикие животные.

– Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

– В.Орлов «Как малышу маму нашли».

– В.Осеева «Добрая хозяюшка».

Тема: «Осень. Птицы».

– «Прощание» (по А. Ягафаровой)

– Н.Сладков «Почему ноябрь пегий».

Тема: «Зима. Новый год».

– Н. Сладков «Суд над декабрем».

– А.Одоевский «Мороз Иванович».

– В.Осеева «На катке».

Тема: «Одежда. Обувь».

– М.Зощенко «Глупая история».

– «Блестящие   ботинки» (по В.Сухомлинскому)

Тема: «Весна».

– Н. Сладков «Медведь и солнце».

– Г. Скребицкий  «Март, Апрель, Май».

– В.Бирюков «Весенняя песня».

Тема: «Насекомые»

– К.Ушинский «Пчелки на разведках».

Тема: «Семья».

– Г. Виеру «Хлеб с росою».

– «Торопливый ножик» (по Е.Пермяку)

– В. Голявкин «Все куда – нибудь идут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"

Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использоват...

Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В 2019-2020 учебном году я проводила  работу по теме «Театрализованная деятельность как средство формирования связной речи дошкольников с ОВЗ» Эта тема выбрана мною не случайно. ...

Консультация для педагогов "Использование литературной прозы в системе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ"

Литературная проза служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русск...