Методические рекомендации по лексической теме "Зима. Зимние забавы"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Методические рекомендации по лексической теме "Зима. Зимние забавы". В данном материале едставлены задания на развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи , связной речи, слуховой памяти, мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_zabavy.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы»
Физминутка
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой рука по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)
Дыхательная гимнастика
«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
«Погреем пальчики». Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].
«Вьюга». Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.
Артикуляционная гимнастика
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Задания для мелкой моторики
- «Сказочный иней» - обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на тёмный лист бумаги.
- «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево.
- Изготовление снежных комков из бумаги, путём её сжатия и скатывания между ладонями.
- «Снег идёт» - наклеивание на готовый зелёный трафарет ёлки мелких ватных комочков.
- «Пластилиновые жгутики! – выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками зелёного цвета.
- «Снежная баба» - лепка из пластилина.
- «Угостим птиц рябиной» - бумажный прямоугольник («кормушку) намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. Кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в кормушку.
- «Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
- Коллективная работа «Зимний пейзаж» - предварительно намазанный клеем трафарет дерева посыпать манкой.
- «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.
- Нарисуй снежинку.
Игры и упражнения по формированию
лексико-грамматического строя речи
Упражнение «1-5» Согласование существительного с числительным
Один снежок, два…, три…, четыре…, пять…
варежка, сугроб, шуба, снежинка, сосулька.
Чистоговорки:
Ма-ма-ма – я сама.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Снег — …снежок, мороз — …морозец, ветер - …ветерок, лед - …ледок,
зима — …зимушка, метель — …метелица, санки — …саночки,
холод — …холодок, дерево — …деревце, звезда — …звездочка,
солнце — …солнышко, день — ..денек, ночь — …ночка.
Поиск соответствующего понятия «Каким бывает…»
Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий;
зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;
снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танцевать, порхать...
Прочитать детям рассказ и попросить ответить на вопросы.
"В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка".
ВОПРОСЫ:
- Где лежит снег?
- Куда пошли ребята?
- Что они построили?
- Как стали играть ребята?
- Куда попал снежок?
- Что заметили мальчики?
- Чем накормили птиц?
- Что приготовили мальчики для белочек?
- Какая прогулка получилась у ребят?
«Ответь правильно».
Снег белый или синий? Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет? Зимой бывает снегопад или листопад? Лед скользкий или шершавый? На улице мороз или жара? Зимой одеваемся тепло или легко? Снеговика лепят или строят? На коньках катаются или качаются?
Чтение отрывка из рассказа «Снежинка» Т. Бушко
«Выбежала Татьянка из дома. Снег падает. Вытянула Таня руки в синих нарядных рукавицах. Мама на них белые снежинки вышила. Вот к маминым снежинкам еще одна снежинка прибавилась. Настоящая. Маленькая. Таня разглядывает снежинку, а она все меньше и меньше становится. А потом совсем пропала. Куда же она делась? А тем временем на ладошку опустилась другая снежинка.
«Ну, теперь я ее не потеряю», — подумала Таня. Сжала она снежинку в рукавичке и побежала домой к маме.
Мама, смотри, — закричала Татьянка и разжала руку. А на ладошке нет ничего.
Куда же делась снежинка? — расплакалась Татьянка.
Не плачь, не потеряла ты ее...
И мама объяснила Тане, что случилось со снежинкой. А вы догадались, куда она делась?»
«Закончи предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Зимой бывает снег, а летом…
Зимой снег падает, а весной…
Зимой катаются на санках, а летом…
Зимой лес спит, а весной…
Зимой бывает холодно, а летом…
Зимой деревья белые, а осенью…
Зимой дети лепят снеговика, а летом…
Зимой насекомые прячутся, а весной…
Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом)
Взрослый предлагает ребёнку фразы, а ребёнок определяет, бывает это зимой или нет:
Зимой идет снег.
Зимой люди купаются в реке.
Зимой катаются на велосипеде.
Зимой люди надевают шубы. И т.п.
Прочитать детям рассказ два раза и попросить ответить на вопросы.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. У детей радостное настроение. Хорошо зимой!
-Какое время года наступило?
-Что вокруг лежит?
- Снег какой?
-Куда пошли дети? Как они оделись?
- Что делали дети на прогулке?
- Какое настроение у дет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Зимние забавы» (средняя группа комбинированной направленности для детей с ТНР)
Методическая копилка представлена практическим материалом, который поможет начинающим специалистам организовать коррекционный процесс....
рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы"
материал для родителей по лексической теме"Зимние забавы"...
Рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы"
Выполнение домашних заданий является огромной помощью учителю-логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям учителя-логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повсе...
Рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы"
Рекомендуемые упражнения для закрепления материала по пройденной лексической теме....
Методические рекомендации по лексической теме "Летние забавы"
Методические рекомендации по лексической теме "Лето". Педставлены задания на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста, связной речи, слуховой памяти, мелкой м...
Рекомендации для родителей. Лексическая тема "Зимние забавы"
Познавательное развитие. ФЦКМ:Формировать у детей знаний о времени года «Зима», ее признаках, зимних забавах, зимних видах спорта.Развивать внимание,...
Методическая разработка "Рекомендации для родителей по лексической теме "Зимние забавы""
Даны рекомендации родителям по лексической теме "Зимние забавы"...