«Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы)»
материал по логопедии

Чумакова Марина Васильевна

Работая учителем-логопедом в детском саду около 19 лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.

Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе дошкольного логопеда».

Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий и распределила интерактивные компьютерные игры в папки "Мои упражнения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 комбинированного вида

«Ромашка» г. Химки»Описание: C:\Users\Света\Desktop\DSCN3041.JPG

Педагогический час для воспитателей

«Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса

(из опыта работы)»

                                                                                                                  Подготовила и провела

учитель-логопед

Чумакова М.В

        

2023 г.

Работая учителем-логопедом в детском саду около 19 лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.

Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.

Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе дошкольного логопеда».

Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий и распределила интерактивные компьютерные игры в папки "Мои упражнения":

  1. Звукопроизношение.
  2. Фонематика.
  3. Лексика.
  4. Грамматика
  5. Обучение грамоте
  6. Слоговая структура слова
  7. Логика
  8. Психические процессы
  9. Сенсорика
  10. Предлоги
  11. Чтение.

C:\Users\Ромашка\Downloads\IMG_4312.jpg

Папка «Звукопроизношение».

Изучается:

  1. Дифференциация звуков [ш,ж,ч,щ] - [с,з,ц] в словах. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие умения определять звуки в словах, составлять из букв слова, автоматизировать звук «Л».
  3. Развитие умения определять первый звук в словах, автоматизировать звуки «Л» и «ЛЬ».
  4. Умение составлять предложения, автоматизация звука «С».
  5. Умение  составлять предложения, автоматизация звука «Р».
  6. Умение составлять звуковую схему слова, автоматизация звуков «Р» и «РЬ».
  7. Умение составлять слова с подходящими картинками, дифференциация звуков «Л-Р».
  8. Умение составлять слова с подходящими картинками, дифференциация звуков «Ж-Ш».
  9. Умение определять место звуков в слове «Л, Ль, Р, Рь», закреплять тему «Диких животных Жарких и холодных стран».

Папка «Фонематика».

Изучается:

1.  Умение детей находить слова, сходные по звучанию.

2. Умение выделять слог из слова.

3. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 3-х букв.

4. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 4-х букв.

5. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 5-х букв.

6. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 6-ти букв.

7. Умение  правильно подбирать звуковую схему слова.

Папка «Лексика».

Изучается:

  1. Закрепление знаний детей об объектах природы, среде обитания живых существ.
  2. Закрепление  знаний детей о диких, домашних животных, животных джунглей.
  3. Закрепление знаний детей о животных (что они едят).
  4. Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах и предметах бытовой техники.
  5. Закрепление  знаний детей о обуви и одежде.
  6. Закрепление знания детей об овощах-фруктах и сладостях.
  7. Закрепление знаний детей об продуктах и игрушках.
  8. Закрепление  знаний  детей о посуде и мебели.
  9. Закрепление  знаний  детей об овощах-фруктах, ягодах.
  10. Закрепление  знаний  об обуви.
  11. Закрепление  знаний о съедобных и несъдобных продуктах.
  12. Закрепление  знаний  о домашних животных.
  13. Закрепление  знаний  о  диких животных, у каких животных есть перья и иголки.

Папка «Грамматика».

Закрепляется:

  1. Закрепляется  умение образовывать притяжательные прилагательные.
  2. Закрепляется умение образовывать прилагательные в импрессивной речи.
  3. Закрепляется умение правильно образовывать форму множественного числа существительных.
  4. Закрепляется умение образовывать имена существительных из двух слов.
  5. Закрепляется умение согласовывать  существительные  с числительными.
  6. Закрепляется умение образования  форм родительного падежа существительных по теме «Мебель».
  7. Закрепляется умение согласовывать существительные с местоимениями он, она, оно
  8. Закрепляется умение согласовывать  притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
  9. Закрепляется умение образовывать антонимы в речи.
  10. Закрепляется умение согласовать  существительные с местоимениями твой, твоя, твое.
  11. Закрепляется умение образовывать притяжательные прилагательные.
  12. Закрепляется умение согласовывать  существительные с местоимениями какой, какое, какая.
  13. Закрепляется умение употреблять существительные в творительном падеже.

Папка «Обучение грамоте».

Изучается:

  1. Умение детей различать гласные звуки «А» и «У».
  2. Умение детей различать согласные звуки «М» и «Мь», «Н», «Нь».
  3. Умение детей различать твердые и мягкие звуки в начале слова.
  4. Умение детей определять гласные звуки в слове.
  5. Умение детей различать согласные  звуки «П» «Пь», «К», «Кь».
  6. Умение детей определять первые и последние звуки.
  7. Умение детей определять гласные звуки в слове.
  8. Умение детей определять первый согласный звук в слове, соотносить звук с буквой.
  9. Умение детей проводить звуковой анализ слова и подбирать предметы к схеме.
  10. Умение детей собирать слова из букв.
  11. Умение детей читать слоги и добавлять слог, чтоб составить слово.

Папка «Слоговая структура слова».

Изучается:

  1. Умение складывать слово из слогов.
  2. Умение складывать слово из слогов.
  3. Умение делить слова на слоги.
  4. Умение находить длинные и короткие слова.

Папка «Связная речь».

Изучается:

  1. Умение составлять рассказы по набору картинок.
  2. Умение составлять рассказы по сюжетной картинке.
  3. Умение составлять рассказы из личного опыта.

Папка «Логика».

Изучается:

1. Умение составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

2. Умение обобщать  понятия «Птицы», «Транспорт», «Фигуры», выделять лишний предмет.

3. Умение обобщать  понятия «Птицы», «Мебель», «Продукты», «Птицы», выделять лишний предмет.

Папка «Психические процессы».

Изучается:

  1. Умение подбирать слова и выстраивать ассоциативный ряд из слов.
  2. Умение развивать объем внимания, мышления, восприятия.
  3. Умение  группировать предметы по одному признаку.

Папка «Сенсорика».

Изучается:

  1. Умение выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам. 
  2. Умение находить такую же пару по цвету, форме, величине.
  3. Умение находить такой же парный коврик по форме, цвету, размеру.
  4. Умение группировать предметы по категориям.
  5. Умение подбирать к снеговику по цвету шарфика подбирать шапочку.
  6. Умение находить части, из которых состоит картинка по форме.
  7. Умение подбирать предметы к цвету забора.
  8. Умение распределять предметы в вагон поезда по форме.
  9. Умение находить части, из которых состоит картинка по форме.
  10. Умение подбирать по форме заплатки к фруктам и овощам.
  11. Умение распределять предметы в вагон поезда по форме.
  12. Умение подбирать по форме заплатки к лягушатам.
  13. Умение находить к радуге пару по цвету и форме.
  14. Умение подбирать рыбок к аквариуму по форме.
  15. Умение подбирать носочки для ежика по цвету.
  16. Умение подбирать зонтик к цвету одежды девочки.
  17. Умение подбирать для белочки орешек по форме.
  18. Умение подбирать мышке бантик по форме.
  19. Умение подбирать по форме заплатки к лягушкам.
  20. Умение подбирать домик для жука по цвету.
  21. Умение подбирать ключик к замку.

Папка «Предлоги».

Закрепляется:

  1. Умение составлять предложения с предлогом В.
  2. Умение составлять предложения с предлогом ЗА.
  3. Умение составлять предложения с предлогами НА-НАД.
  4. Умение составлять предложения с предлогами В-ПО.
  5. Умение составлять предложения с предлогами ОТ-К.
  6. Умение составлять предложения с предлогами НА-ПОД.
  7. Умение составлять предложения с предлогами ЗА-ПЕРЕД.
  8. Умение составлять предложения с предлогами В-ПОД.
  9. Умение составлять предложения с предлогом НА.
  10. Умение составлять предложения с предлогами В-НА-ПО

Папка «Чтение».

Изучается:

  1. Умение собирать слова из букв.
  2. Умение читать слоги и подбирать слоги к гласным буквам.
  3. Умение складывать слог в слово.
  4. Умение читать слова и подбирать предмет к словам.
  5. Умение угадывать букву по контурному изображению.
  6. Умение слог с гласными буквами.
  7. Умение читать слоги и соединять с гласными буквами.
  8. Умение читать прямые и обратные слоги.


Фрагменты слайдов

при проведении занятий с использование с ИКТ

  •  Интерактивные обучающие модули, разработанные средствами LearningApps.org, могут использоваться в любых видах логопедической работы. В коррекционно-педагогической деятельности данные мультимедийные игры можно использовать как в диагностической работе, так и на занятиях по образовательным и коррекционным областям. Также данные игры применимы в консультативно-методической работе с законными представителями и членами семей детей с нарушениями речи.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи применения здоровьесберегающих технологий:обучить детей приёмам сохранения здоровья:- восстановления сил,- развития переключаемости, - снятия напряжения,- стимуляции работоспособности и мы...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)

В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...