«Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса (из опыта работы)»
материал по логопедии
Работая учителем-логопедом в детском саду около 19 лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.
Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.
Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе дошкольного логопеда».
Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий и распределила интерактивные компьютерные игры в папки "Мои упражнения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 комбинированного вида
«Ромашка» г. Химки»
Педагогический час для воспитателей
«Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса
(из опыта работы)»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Чумакова М.В
2023 г.
Работая учителем-логопедом в детском саду около 19 лет, активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные технологии. Убеждена в том, что они делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.
Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом.
Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование интерактивно-компьютерных технологий в работе дошкольного логопеда».
Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий и распределила интерактивные компьютерные игры в папки "Мои упражнения":
- Звукопроизношение.
- Фонематика.
- Лексика.
- Грамматика
- Обучение грамоте
- Слоговая структура слова
- Логика
- Психические процессы
- Сенсорика
- Предлоги
- Чтение.
Папка «Звукопроизношение».
Изучается:
- Дифференциация звуков [ш,ж,ч,щ] - [с,з,ц] в словах. Развитие фонематического слуха.
- Развитие умения определять звуки в словах, составлять из букв слова, автоматизировать звук «Л».
- Развитие умения определять первый звук в словах, автоматизировать звуки «Л» и «ЛЬ».
- Умение составлять предложения, автоматизация звука «С».
- Умение составлять предложения, автоматизация звука «Р».
- Умение составлять звуковую схему слова, автоматизация звуков «Р» и «РЬ».
- Умение составлять слова с подходящими картинками, дифференциация звуков «Л-Р».
- Умение составлять слова с подходящими картинками, дифференциация звуков «Ж-Ш».
- Умение определять место звуков в слове «Л, Ль, Р, Рь», закреплять тему «Диких животных Жарких и холодных стран».
Папка «Фонематика».
Изучается:
1. Умение детей находить слова, сходные по звучанию.
2. Умение выделять слог из слова.
3. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 3-х букв.
4. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 4-х букв.
5. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 5-х букв.
6. Умение выделять первый звук в слове, составлять слова из 6-ти букв.
7. Умение правильно подбирать звуковую схему слова.
Папка «Лексика».
Изучается:
- Закрепление знаний детей об объектах природы, среде обитания живых существ.
- Закрепление знаний детей о диких, домашних животных, животных джунглей.
- Закрепление знаний детей о животных (что они едят).
- Закрепление знаний детей о музыкальных инструментах и предметах бытовой техники.
- Закрепление знаний детей о обуви и одежде.
- Закрепление знания детей об овощах-фруктах и сладостях.
- Закрепление знаний детей об продуктах и игрушках.
- Закрепление знаний детей о посуде и мебели.
- Закрепление знаний детей об овощах-фруктах, ягодах.
- Закрепление знаний об обуви.
- Закрепление знаний о съедобных и несъдобных продуктах.
- Закрепление знаний о домашних животных.
- Закрепление знаний о диких животных, у каких животных есть перья и иголки.
Папка «Грамматика».
Закрепляется:
- Закрепляется умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Закрепляется умение образовывать прилагательные в импрессивной речи.
- Закрепляется умение правильно образовывать форму множественного числа существительных.
- Закрепляется умение образовывать имена существительных из двух слов.
- Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными.
- Закрепляется умение образования форм родительного падежа существительных по теме «Мебель».
- Закрепляется умение согласовывать существительные с местоимениями он, она, оно
- Закрепляется умение согласовывать притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
- Закрепляется умение образовывать антонимы в речи.
- Закрепляется умение согласовать существительные с местоимениями твой, твоя, твое.
- Закрепляется умение образовывать притяжательные прилагательные.
- Закрепляется умение согласовывать существительные с местоимениями какой, какое, какая.
- Закрепляется умение употреблять существительные в творительном падеже.
Папка «Обучение грамоте».
Изучается:
- Умение детей различать гласные звуки «А» и «У».
- Умение детей различать согласные звуки «М» и «Мь», «Н», «Нь».
- Умение детей различать твердые и мягкие звуки в начале слова.
- Умение детей определять гласные звуки в слове.
- Умение детей различать согласные звуки «П» «Пь», «К», «Кь».
- Умение детей определять первые и последние звуки.
- Умение детей определять гласные звуки в слове.
- Умение детей определять первый согласный звук в слове, соотносить звук с буквой.
- Умение детей проводить звуковой анализ слова и подбирать предметы к схеме.
- Умение детей собирать слова из букв.
- Умение детей читать слоги и добавлять слог, чтоб составить слово.
Папка «Слоговая структура слова».
Изучается:
- Умение складывать слово из слогов.
- Умение складывать слово из слогов.
- Умение делить слова на слоги.
- Умение находить длинные и короткие слова.
Папка «Связная речь».
Изучается:
- Умение составлять рассказы по набору картинок.
- Умение составлять рассказы по сюжетной картинке.
- Умение составлять рассказы из личного опыта.
Папка «Логика».
Изучается:
1. Умение составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
2. Умение обобщать понятия «Птицы», «Транспорт», «Фигуры», выделять лишний предмет.
3. Умение обобщать понятия «Птицы», «Мебель», «Продукты», «Птицы», выделять лишний предмет.
Папка «Психические процессы».
Изучается:
- Умение подбирать слова и выстраивать ассоциативный ряд из слов.
- Умение развивать объем внимания, мышления, восприятия.
- Умение группировать предметы по одному признаку.
Папка «Сенсорика».
Изучается:
- Умение выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам.
- Умение находить такую же пару по цвету, форме, величине.
- Умение находить такой же парный коврик по форме, цвету, размеру.
- Умение группировать предметы по категориям.
- Умение подбирать к снеговику по цвету шарфика подбирать шапочку.
- Умение находить части, из которых состоит картинка по форме.
- Умение подбирать предметы к цвету забора.
- Умение распределять предметы в вагон поезда по форме.
- Умение находить части, из которых состоит картинка по форме.
- Умение подбирать по форме заплатки к фруктам и овощам.
- Умение распределять предметы в вагон поезда по форме.
- Умение подбирать по форме заплатки к лягушатам.
- Умение находить к радуге пару по цвету и форме.
- Умение подбирать рыбок к аквариуму по форме.
- Умение подбирать носочки для ежика по цвету.
- Умение подбирать зонтик к цвету одежды девочки.
- Умение подбирать для белочки орешек по форме.
- Умение подбирать мышке бантик по форме.
- Умение подбирать по форме заплатки к лягушкам.
- Умение подбирать домик для жука по цвету.
- Умение подбирать ключик к замку.
Папка «Предлоги».
Закрепляется:
- Умение составлять предложения с предлогом В.
- Умение составлять предложения с предлогом ЗА.
- Умение составлять предложения с предлогами НА-НАД.
- Умение составлять предложения с предлогами В-ПО.
- Умение составлять предложения с предлогами ОТ-К.
- Умение составлять предложения с предлогами НА-ПОД.
- Умение составлять предложения с предлогами ЗА-ПЕРЕД.
- Умение составлять предложения с предлогами В-ПОД.
- Умение составлять предложения с предлогом НА.
- Умение составлять предложения с предлогами В-НА-ПО
Папка «Чтение».
Изучается:
- Умение собирать слова из букв.
- Умение читать слоги и подбирать слоги к гласным буквам.
- Умение складывать слог в слово.
- Умение читать слова и подбирать предмет к словам.
- Умение угадывать букву по контурному изображению.
- Умение слог с гласными буквами.
- Умение читать слоги и соединять с гласными буквами.
- Умение читать прямые и обратные слоги.
Фрагменты слайдов
при проведении занятий с использование с ИКТ
- Интерактивные обучающие модули, разработанные средствами LearningApps.org, могут использоваться в любых видах логопедической работы. В коррекционно-педагогической деятельности данные мультимедийные игры можно использовать как в диагностической работе, так и на занятиях по образовательным и коррекционным областям. Также данные игры применимы в консультативно-методической работе с законными представителями и членами семей детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи применения здоровьесберегающих технологий:обучить детей приёмам сохранения здоровья:- восстановления сил,- развития переключаемости, - снятия напряжения,- стимуляции работоспособности и мы...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)...
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)
В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...