Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)
статья на тему
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_vospitatelnom-obrazovatelnom_protsesse.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы).
Я работаю в детском саду комбинированного вида, в группе для детей с аллергическими заболеваниями. «Физическое развитие» является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
1.Медико-профилактическая технология эта деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ
2. Физкультурно-оздоровительная технология - Эта деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
4.Здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
5. Технологии валеологического просвещения родителей
Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
- Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии я ежедневно активно включаю в различные виды деятельности. Жизнь каждого ребенка в дошкольном учреждении строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм его деятельности. Время, отведенное для организованной деятельности ребенка, разумно сочетается с достаточным временем для отдыха, расслабления, релаксации, удовлетворения его планов и интересов. При этом учитывается не только возраст детей, но и их индивидуальные особенности, физический и психоэмоциональный статус.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья детей;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Физкультурно-оздоровительная работа в нашем дошкольном учреждении осуществляется с учетом климато-географических условий с обязательной коррекцией физических нагрузок, исходя из состояния здоровья (учитывается группа здоровья ребенка, индивидуальная нагрузка корректируется после перенесенного заболевания) и приоритетов развития того или иного качества ребенка.
- Соблюдается двигательный режим.
- Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Закаливание. Проводится воздушное закаливание, хождение босиком по “дорожкам здоровья”, максимальное пребывание детей на свежем воздухе - прогулка, бодрящая гимнастика; закаливание водой: полоскание горла и рта минеральной водой, обширное умывание, мытье ног.
- Проводятся различные виды гимнастики:
- Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с группой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.
- Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
- Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Использую систему Стрельниковой, Нестерюка.
- Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей (профилактика плоскостопия, скалиоза).
- Подвижные и спортивные игры – могут быть как часть физкультурного занятия, ежедневно проводятся на прогулке, в групповой комнате - бывают малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения.
- Стретчинг – использую элементы. Это упражнения на растяжку мышц со среднего возраста, рекомендуется детям с вялой осанкой.
- Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка
- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватях, общеразвивающие упражнения, хождение по дорожкам «здоровья», упражнения на коррекцию осанки, дыхательная гимнастика, обширное умывание. Провожу «Гимнастику маленьких волшебников» по методики Нестерюка.
Релаксация снятие мышечного напряжения и возбуждения в любое время, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Рекомендуется для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Оздоровительный бег (дозированный) – со старшего возраста даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. При проведении оздоровительного бега осуществляю индивидуально-дифференцированный подход. Так детям с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаю пробежать 2 круга, малоподвижным – 1 круг. Оздоровительный бег заканчиваю постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты). Летом во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
- Дни здоровья проводятся 1 раз в месяц
- Спортивные развлечения, праздники 1 раз в месяц
Технологии обучения здоровому образу жизни
Большое внимание уделяю обучению здоровому образу жизни. В содержание образовательной деятельности и другим видам организованной деятельности с детьми по различным образовательным областям ежемесячно включаю темы знакомящие детей со строением тела человека, безопасным поведением в быту и на природе, здоровым образом жизни. Особое внимание уделяю усвоению знаний о правильном питании и объяснению роли лечебного питания для людей с аллергическими заболеваниями. Дети овладевают практическими умениями ухода и заботы за своим организмом.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на свежем воздухе. Детям в увлекательной игровой форме наряду с традиционными видами физкультурной деятельности предлагаются оздоровительные двигательные разминки (бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег- ходьба), задания по усвоению реабилитационных общеразвивающих упражнений, основных движений (различные циклические упражнения на выносливость, лечебная физкультура), оздоровительные подвижные игры с элементами бега, ходьбы, прыжками, релаксационными упражнениями. Коррекционная часть с применением методики лечебной физкультуры, применяемые в целях реабилитации аллергических заболеваний занимает 30% образовательной деятельности физической культурой (она включается во вводную часть, в основную и в заключительную часть) Чрезвычайно важна организация данного вида деятельности на воздухе в любое время года во всех возрастных группах .Занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья» проводятся занятия по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию и ведется индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
«Разговор о правильном питании» проводится ежедневно перед обедом. Это может быть дидактическая игра, чтение художественной литературы по теме, беседы, пословицы, поговорки и т.д.
Коррекционные технологии направлены на формирование навыков саморегуляции и индивидуальное развитие детей с аллергическими заболеваниями. Использование целебных возможностей театральной деятельности и музыки активно применяю для реабилитации аллергических заболеваний. Знакомство с русским фольклором, народными промыслами Липецкого региона является неотемленной частью оздоровительной работы с детьми.
Технологии музыкального воздействия – проводятся в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Арттерапия
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Благодаря применению здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, постоянному контролю за состоянием здоровья каждого ребёнка, анализу результатов за определенный период времени, здоровье наших воспитанников за прошедший год улучшилось на 30%.
Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...
Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи
Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
презентация...
Модель работы по физической культуре «Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Представленная модель применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры, подскаже...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в работе с детьми с ОВЗ
Здоровьесберегающие технологии : Артикуляционная гимнастикаПальчиковая гимнастикаДыхательная гимнастикаГимнастика для глазТочечный массажКинезиологияБиоэнергопластикаСу-джок терапия...