Рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Прокофьева Анна Сергеевна

Лексико-грамматические средства языка вызывают значительные трудности у детей с общим недоразвитием речи, их формированию следует уделить особое внимание в коррекционно-развивающей работе, как логопеда, так и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend_po_razvitiyu_leks-gramm_str_r.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный: пассивный словарь – это возможность понимания слов, активный – употребление их в речи.

Грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических средств языка. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.

У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических конструкций: смешение падежных форм («едет машину» - на машине); частое употребление существительных в именительном падеже, вместо необходимых падежей; неправильное употребление числа, рода и времени глаголов; неумение согласовывать существительные с числительными («два карандаш» - два карандаша); отсутствие согласования прилагательных с существительными («небо синяя», «солнце огненная»).

Дошкольники неправильно соотносят существительные и местоимения («солнце низко, он греет плохо»), допускают ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов («мальчик рисуют»). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.

При общем недоразвитии речи выделяются неправильные формы сочетания слов в предложении: ошибки при употреблении родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «много ложков»); неверное использование падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»); неточное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени («дерево упала»); ошибки в использовании предложно-падежных конструкций («под стола», «в дому»).

Поскольку лексико-грамматические средства языка вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционно-развивающей работе.

Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:

1) логопед формирует у детей первичные речевые навыки;

2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Функции логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей; определение основных направлений и содержания коррекционно-логопедической работы с каждым ребенком.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи; работа над просодической стороной речи.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Устранение недостатков слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения.
  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком по заданию логопеда.
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, упражнения в грамматически правильном оформлении предложений.

Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.

В умывальной комнате идёт накопление словаря и работа по развитию речи.

Например:

• Ваня, что ты делаешь?

• Я умываюсь.

• Ира, что ты моешь?

• Я мою руки.

• Чем мы моем руки, Миша?

• Мы моем руки мылом.

• Какой водой ты умываешься?

• Я умываюсь тёплой водой.

Детей старшего дошкольного возраста надо учить сразу отвечать полным предложением, а не односложно. Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

Например:

• Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Ваня. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.

• Лиза, какую посуду ты расставляешь?

• Я расставляю тарелки.

• Куда ты ставишь тарелки?

• Я ставлю тарелки на стол.

• Какой формы эти тарелки?

• Эти тарелки круглой формы.

• Какого цвета тарелки?

• Тарелки белые с рисунком.

• Сколько тарелок на одном столе?

• На одном столе две тарелки.

• С какой стороны от тарелки, Ваня, ты положишь ложку?

• Я положу ложку справа от тарелки.

Развитие речи во время прогулки.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем: поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребенка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой детки ветки?» и т.д.

Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающим миром, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, великолепное, весеннее, теплое. Можно подбирать признаки и к явлениям природы. Какой сегодня ветер, дождь, какие снежинки.

Развитие речи во время коррекционной работы.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения лексической темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды образовательной деятельности.

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия указать, какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением), развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

  • Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?
  • Образование уменьшительно-ласкательных названий;
  • Употребление форм существительных во множественном числе;
  • Образование притяжательных и относительных прилагательных;
  • Автоматизация поставленных звуков;
  • Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;
  • Работа над предложением;

Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Игры и упражнения для развития словаря:

  • Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений: «Угадай, кто/что у меня?», «Посмотри и назови», «Мяч бросай и слова называй», «Кому угощение?», «Назови части предмета», «Кто где живёт?» и т.д.
  • Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Раз, два, три», «4-й лишний», «Разложи картинки на группы», «Овощи - фрукты», «Разложи по полочкам», «На небе - на земле» и т.д.
  • Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий: «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?», «Кто больше действий назовет?», «Кто что делает?», «Что происходит в природе?», «Кто может совершать эти действия?» и т.д.
  • Обогащение активного словаря прилагательными: «Какой? Какая? Какие?», «Из чего сделано?», «Лови да бросай — цвета/формы называй», «Что бывает круглым/квадратным?» и т.д.
  • Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов, слов-синонимов: «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи», «Скажи похоже».
  • Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и активизация их в речи: «Солнечный зайка», «Куда закатился мяч?, «Положи на место», «Где сейчас предмет?» и т.д.

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи:

  • Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных: «Один-много».
  • Развитие навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами: «Много чего?», «Нет чего?», «Кто где живёт?»
  • Развитие согласования притяжательных местоимений с существительными в роде, числе: «Мой – моя – моё – мои», «Наш – наша – наше – наши».
  • Развитие умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Назови ласково», «В гостях у гномика».
  • Развитие навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками: «Что можно сделать?» (зерно насыпать, высыпать, посыпать и т. д.).
  • Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных: «Из чего сделано?» (стакан сделан из стекла, значит, он какой? Стеклянный и т. д.).
  • Развитие согласования прилагательного с существительным во множественном числе «Что в магазине?» (У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки и т. д.)
  • Развитие согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже: «Сосчитай до 5-ти», «Подбери признак»
  • Закрепление в речи названии детёнышей животных и птиц, закрепление навыков словообразования, употребление существительных — названий детёнышей и птенцов в единственном и множественном числе «У кого кто?»
  • Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...