Система работы по развитию речевой активности младших дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Разработка системы игр и упражнений для развития речевой активности младших дошкольников в виде таблицы. В основу системы положены артикуляционные и логоритмические упражнения Е. Железновой, игры на развитие мелкой моторики в сочетании с наглядными и игровыми приемами, а так же дидактические игры и игры направленные на развитие фонационного дыхания, слухового внимания, фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа по развитию речевой активности младших дошкольников | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию речевой активности
младших дошкольников.
Автор – составитель: воспитатель Охотникова А.Г.
Актуальностью затрагиваемой темы является тот факт, что с каждым годом жизнь в обществе предъявляет все более высокие требования как ко взрослым, так и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это является основным условием для дальнейшего обучения ребенка. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления. С помощью слова ребенок выражает свои мысли.
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.
Чем богаче словарь младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.
Целью работы является расширение границ окружающего мира ребенка, активизация речи, обогащение активного словаря детей, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.
Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения системы игр и упражнений. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
В основу системы положены артикуляционные и логоритмические упражнения Е. Железновой, игры на развитие мелкой моторики в сочетании с наглядными и игровыми приемами, а так же дидактические игры и игры направленные на развитие фонационного дыхания, слухового внимания, фонематического слуха. Игры и упражнения подбирались в соответствии возрастным особенностям детей. Данная система работы рассчитана на второе полугодие учебного года.
Вся работа ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Данная система работы позволила повысить речевую активность детей младшего дошкольного возраста.
Система работы по развитию речевой активности
младших дошкольников.
Период | Подбор индивидуальных заданий, игр | Взаимосвязь с родителями и педагогами | Рекомендации, примечания |
1-я неделя |
Артикуляционная гимнастика «Улыбка». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Наши ручки» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Игра «Угадай, что звучит?». Цель: развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. Дидактическая игра «Парочки». Цель: развивать внимательность, память; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, учить называть предметы.
| Беседа: «Развитие речи детей 2 – 3 лет». | |
2-я неделя |
Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку». Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «Снежок». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Игра - упражнение «Наряди ёлочку» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации движений рук. | ||
3-я неделя | Артикуляционная гимнастика «Иголочка». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Паровозик» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Скажи, как я». Цель: развивать фонематический слух, внимательность; формировать умение контролировать силу голоса. Дидактическая игра «Где, чья мама? ». Цель: развивать внимательность, память; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, учить называть животных.
| Консультация: «Развитие речи дошкольника в семье».
| |
4-я неделя |
Упражнение на дыхание «Воздушный футбол». Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Н/и «Рыбалка» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации движений рук. |
| |
5-я неделя |
Артикуляционная гимнастика «Качели». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «К нам идёт бычок» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Покормим птенчиков». Цель: развивать фонематический слух, внимательность; формировать умение контролировать силу голоса. Дидактическая игра «Назови ласково». Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать речевую активность; обогащать словарный запас.
| Беседа: «Играя пальчиками – развиваем речь». Памятки «Игры на развитие мелкой моторики» | |
6-я неделя |
Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри». Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «Апельсин». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Игра - упражнение «Забавные прищепки» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации движений рук. |
| |
7-я неделя | Артикуляционная гимнастика «Дудочка». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Ослик» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Где позвонили». Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. Дидактическая игра «Угадай, чего не стало». Цель: развивать внимательность, память; активизировать пассивный словарь, учить называть предметы. | Презентация «Логоритмические упражнения для малышей Е. Железновой» | |
8-я неделя | Упражнение на дыхание «Подуем на ветрячок». Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «Засолка капусты». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Настольная игра «Серпантин» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации движений рук. | ||
9-я неделя |
Артикуляционная гимнастика «Лошадка». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Села мошка на ладошку» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Кто как голос подаёт». Цель: развивать фонематическое восприятие, формировать, совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных. Дидактическая игра «Найди такой же предмет». Цель: развивать внимательность, память; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, учить называть предметы. |
Консультация: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика». Памятки «Артикуляционные упражнения в картинках» | |
10-я неделя | Упражнение на дыхание «Поиграем на дудочке». Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ; учить контролировать силу выдоха. Пальчиковая игра «Червячки». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Настольная игра «Шнуровка» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации движений рук. | ||
11-я неделя | Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Едем-едем на лошадке» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Большие и маленькие машины». Цель: развивать фонематический слух, внимательность; формировать умение контролировать силу голоса. Дидактическая игра «Расскажи сказку». Цель: развивать речевую активность, активизировать пассивный словарь, учить рассказывать по серии картинок с помощью вопросов. | Консультация: «Речевое дыхание». Памятки: «Игры и упражнения на расзвитие речевого дыхания». | |
12-я неделя | Упражнение на дыхание «Пузыри в стакане». Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «Семья». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Игра - упражнение «Моталочки - жучки» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук. | ||
13-я неделя | Артикуляционная гимнастика «Часики». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Дождик» Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Барабаны». Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей. Дидактическая игра «Магазин одежды» Цель: Активизировать словарный запас; развивать речевую активность. | Консультация: «Фонематический слух – основа правильной речи». Памятки «Игры на развитие фонематического слуха». | |
14-я неделя |
Упражнение на дыхание «Подуем на бабочку». Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «По грибы». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Игра - упражнение «Бусы» Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации движений рук. | ||
15-я неделя | Артикуляционная гимнастика «Надуваем шарик». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Кукла с кубиком идёт» (Е.Железновой) Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра «Угадай, что делать?». Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. Дидактическая игра «Лото животные» Цель: развивать речевое внимание, слуховое восприятие; учить называть животных, активизировать словарный запас. | Беседа: «10 причин начать читать в семье». Буклет: «Рекомендуемая литература для детей 2-3 лет». | |
16-я неделя |
Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри». Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ. Пальчиковая игра «Черепаха». Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. Настольная игра «Светофор» Цель: Учить застёгивать пуговицы, тренировать мелкую моторику пальцев рук; закреплять название цветов (красный, зелёный). |
| |
17-я неделя | Артикуляционная гимнастика «Заборчик». Цель: развивать артикуляционный аппарат. Логоритмическое упражнение «Вышла курочка гулять» Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом. Развивающая игра - упражнение «Солнце или дождик?». Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Дидактическая игра «Расскажи сказку». Цель: развивать речевую активность, активизировать пассивный словарь, учить рассказывать по серии картинок с помощью вопросов. | Папка – передвижка «Чем занять ребёнка дома?!». |
Выводы, анализ и дальнейшие рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
система работы по развитию речи старших дошкольников
использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников в ДОУ...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
Система работы по развитию речи младших дошкольников через развитие мелкой моторики
Система равития речи...
Презентация системы работы по развитию речевой активности детей с ОВЗ
В данной презентации представлены классические и инновационные методы и приемы обучения, раскрыты основные принципы и формы работы по развитию речевой активности детей с ОВЗ. ...
Обучение дошкольников составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких...