Формирование пространственных представлений у детей с ТНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Описаны этапы коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.С. Войнова
МБДОУ «ДС № 459 г. Челябинска», Челябинск, Россия
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
В данной статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Описаны этапы коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Пространственные представления, коррекционно-развивающая работа, дети с ТНР, координированная активность, восприятие.
Полноценное восприятие окружающего мира предполагает координированную параллельную активность сенсорных систем. В зависимости от характера жизнедеятельности человека создается устойчивая структура и состав его сенсорно-перцептивной сферы. Выпадение какой-либо сенсорной системы нарушает равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшаемом объеме поступающей информации о внешней среде.
От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного тела, правой и левой сторон, во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Ведь недостаточное развитие пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма, так как овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. [4; 5]
Пространственные представления - это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, местоположение). Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности. [3]
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. У детей с ТНР старшего дошкольного возраста наблюдаются трудности формирования пространственных представлений (дети допускают значительное количество пропусков предлогов, неадекватно обозначают некоторые временные периоды, затрудняются в расположении серии картин в правильном порядке), а также трудности их языкового оформления. Без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. Все это отражается на личностном и социальном развитии ребенка. Формирование пространственных представлений является одной из важнейших задач коррекционной работы, она должна вестись планомерно и целенаправленно. [2]
Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений - традиционные направления в системе работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Однако в специальной литературе недостаточно освещаются вопросы формирования пространственных представлений у дошкольников с ТНР, а также использования дидактических игр для коррекции нарушения представлений и формирования словаря. [1]
Практика показывает, что к поступлению в школу многие дети путают правую и левую руку, затрудняются в понимании значения слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади», затрудняются в понимании и употреблении предлогов, не могут определить словами расположение предметов относительно самого себя, это свидетельствует о том, что у детей недостаточно сформированы пространственные отношения. [6]
Целью моей работы является изучение особенностей формирования пространственных представлений и отражения их в речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, разработка системы работы по развитию пространственных ориентировок посредством дидактических игр и упражнений у данной категории детей.
Работа над развитием пространственных представлений включает в себя несколько этапов:
- освоение пространства собственного тела;
- уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве;
- определение пространственных направлений по отношению к себе;
- определение ориентации предметов по отношению друг к другу;
- пространственная ориентация на листе бумаги.
Принципы коррекционно-педагогической работы:
- построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактические игры позволяют повысить интерес детей, разнообразить коррекционную работу;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития;
- учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста;
- системность, последовательность в усложнения материала;
- создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.
По каждому направлению работы были подобраны дидактические игры и упражнения, составлено планирование по использованию дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
1. Развитие произвольного восприятия
- восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;
- восприятие времени – это отражение временных отрезков (длительности, последовательности событий);
Работа проводится в разных видах деятельности:
- в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве элемента занятия.
Для уточнения направлений «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад мы проводим дыхательную разминку «Мы подуем высоко, мы подуем низко» - сначала с участием рук, а потом с включением глазодвигательных упражнений.
Для различения правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши) - пробы Хеда: сначала 1) на пространственную организацию движений: ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой — левого глаза и т. п. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Поэтому педагог сначала показывает детям движения зеркально. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» (регуляторному) типу. 2) Речевой вариант пробы Хеда. Те же движения выполняются по речевой инструкции. Несмотря на кажущееся сходство с предыдущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право — лево» и речевую регуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у большинства детей, страдающих нарушениями речи. [5]
- Формирование пространственных представлений о взаимоотношении объектов, обучение понятиям «около», «рядом», «между» и т.д.
- обогащение словарного запаса детей за счет слов, обозначающих пространственные и временные отношения, тут используются игры на развитие логико-грамматических отношений
- формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные представления;
- Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Используем в работе счетные палочки, дидактическое пособие «Конструктор букв», геоконт, на котором при помощи резинок строится либо буква, либо другое заданное изображение, рисование буквы в песочнице или на крупе.
- Развитие грамматической стороны речи, связных высказываний. Составление предложений по картинке. (Мишка сидит на стуле. Кукла лежит под стулом.)
- Формирование пространственных представлений о взаимоотношении объектов, в том числе и на плоскости. Например, сказка «Репка» помогает уточнению понятия «ряд» и ответить на вопрос: Кто старше? Кто первый? Кто последний? Кто между? Понятие «ряд» напрямую связано с аналитической деятельностью, т.е. умением определять последовательность звуков в слове, определять соседей звука или числа.
Соответственно у детей совершенствуются умения и навыки практического владения грамматическими категориями, отражающими пространственные представления: «Машина подъехала к дому, отъехала от гаража, переехала через дорогу».
4. Совершенствование пространственных представлений; закрепление навыков использования лексики и грамматических конструкций, отражающих пространственные представления, в спонтанной речи. Детям представляется самостоятельность в постановке конкретных целей, определения предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации, в анализе результата.
Наша работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР проводится не только на логопедических занятиях. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Литература
- Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю.Ф. Гаркуша. М.: Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей, - М.: Просвещение, 2011. — 160 с.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – Изд.: "Национальный книжный центр", 2016 г.- 192 с.
- Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-52246-1485743578.jpg)
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340928-1384166140.jpg)
Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-379930-1579352551.jpg)
Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет
В статье описывается система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396973-1391367383.jpg)
формирование пространственных представлений у детей с зпр по средствам дидактических игр
из опыта работы с детьми с зпр....
Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-242808-1366019412.jpg)
Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.
Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-245590-1366452899.jpg)
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....