Использование игр-драматизаций для развития диалогической речи детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Булкина Ольга Гельевна

«Использование игр-драматизаций для развития диалогической речи детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр-драматизаций для развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Речь детей дошкольного возраста активно развивается под активным влиянием взрослого. Эффективным средством развития диалогической речи выступают игры-драматизации. Кроме этого, театрализованная деятельность рассматривается как один из компонентов художественно-речевой деятельности, средство развития хорошей, образной, литературной речи.

 Термин «театрально-речевая деятельность» акцентирует внимание на речевом развитии дошкольников : восприятие литературных произведений средствами театра, театрализованная игра как «игра для себя» и инсценировка как подготовленное выступление детей «для себя».

Театрализованная игра представляет собой действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер. Актуальность использования театрализованных игр, в частности игр-драматизаций заключается в томчто:

- во-первых, дети получают образцы правильной, красивой, эмоционально окрашенной связной речи, насыщенной точными образными выражениями, фразеологизмами, употребляют различные типы связных высказываний для решения конкретных игровых коммуникативных ситуаций (рассуждения, объяснения, воспроизведение сказочных диалогов);

- во-вторых, речь становится понятной, выразительной, грамматически оформленной. В процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая имеет эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое применение вербальных и невербальных средств выразительности (ведь во время воспроизведения художественно-речевых сюжетов дети усваивают нормы речи в ее высшем проявлении)].

Театрализованные игры можно разделить на:

- игры в кукольный театр;                                                                          - игры-драматизации;                                                                                   - игры-спектакли;                                                                                 - театрализованное действие.

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

Игры-драматизации позволяют:

- создавать условия для возникновения игр по содержанию известных произведений детской художественной литературы и фольклора;

- учить детей сопровождать игровые высказывания соответствующими движениями, которые создают выразительный образ;

развивать интерес к драматическим играм, инсценировкам, театрализации, желанию выполнять отдельные роли;

- формировать элементарные навыки владения языком жестов;

- учить имитировать движения людей, животных (персонажей игр-драматизаций, передавать мимикой определенное состояние человека;

- приучать создавать своеобразие каждого игрового образа с помощью диалогов;

- упражнять в умении интонационно передавать настроение персонажа;

- учить способам вождения кукол типа образных игрушек, настольного театра и театра перчатки, театра на фланелеграфе.

Игра-драматизация – это синтетический вид деятельности дошкольников. Возникновение ее возможно при наличии у детей прочных знаний литературного текста, навыков выразительного чтения, умения адекватно двигаться, использовать свою мимику и жесты, умения создавать игровую среду, подбирая необходимые атрибуты.

Игры-драматизации – это воспроизведение сюжета литературного произведения собственными действиями исполнителей ролей, использование ими средств выразительности – интонации, мимики, пантомимы. Драматизация происходит на основе личных действий исполнителей ролей. Умение выделять характерные качества персонажей формируется в процессе накопления знаний о животных, профессиях, состояния природы. Общепринято, например, считать лису хитрой, зайца – робким, волка – злым. Имея соответствующие представления, дошкольники легко воспроизводят способ передвижения различных живых существ, их характерные позы.

Герои любого произведения предстают перед нами в различных ситуациях и эмоциональных состояниях, раскрывающих все то типичное и индивидуальное в них. Играм-драматизациям присущи основные черты творчества игр: наличие замысла, совместных ролевых и реальных событий и отношений, и других элементов ситуаций. Также самостоятельность и самоорганизация детей.

Для театрализованной деятельности дошкольников применяют разнообразные виды театра, в зависимости от использования игрового материала и способа его размещения. Детей привлекает возможность изображать в играх людей – смелых, мужественных и отважных, сильных и добрых. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей.

Игры-драматизации делятся по способам изображения:

- драматизации с пальчиками (с куклами би-ба-бо)                                        - драматизация как игра самого ребенка;                                                        - импровизация – по определенной воспитателем или выбранной теме ребенок создает образ с помощью выражений, мимики, пантомимы.

Театрально-речевая деятельность акцентирует внимание на речевом развитии дошкольниковведь каждая из составляющих этой деятельности: восприятие литературных произведений средствами театра, театрализованная игра, как игра для себя, и инсценировка, как приготовление выступления детей для зрителей, – выполняет свои задачи. Во время работы над выразительностью слов персонажа, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, интонация. Выполняя роль, ребенок понятно, четко проговаривает текст, овладевает литературным языком. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Акцентирование на речевых задачах дает возможность осуществить влияние театрализованной деятельности на овладение детьми родного языка, овладение различными формами и типами связной речи. Через театрализованную деятельность дети знакомятся с окружающим миром, поэтому, учатся правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сочувствует героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними. В целом, театрализованная деятельность и игры-драматизации являются перспективным направлением, одним из эффективных средств развития речевых способностей детей.

В процессе подготовки к показу спектакля у детей развивается эмоционально окрашенная связная речь, которая предусматривает широкое применение вербальных и невербальных средств выразительности.

Организуя игру-драматизацию, воспитатель сначала сам определяет, кто будет выполнять ту или иную роль, несмотря на то, кто из детей как воспринял сказку. Постепенно дети старшего дошкольного возраста сами приучаются правильно распределять между собой роли. Ответную игру-драматизацию надо начинать с простых сказок. разворачивая игру-драматизацию, воспитатель вопросами, репликами, жестами направляет действие. Иногда педагог берет на себя обязанности ведущего: рассказывает от автора текст сказки, который подводит детей к определенному действию. Дети старшего дошкольного возраста играют в более сложные игры-драматизации. Они вместе с воспитателем готовят костюмы, обсуждают, кому из детей какова роль больше подходит.

Таким образом, в играх-драматизациях обогащается и активизируется словарь детей, формируются умения самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет, подбирать должное речевое оформление для реализации замысла, идеи. При подготовке театрального представления ребенок также выполняет упражнения, направленные на развитие выразительности, образности речи и усваивает воспринятые по-прежнему готовые речевые формы. В пределах каждого возрастного периода театрализованная деятельность детей имеет свои особенности, обусловленные особенностями развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия детьми литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фор...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...