Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи
картотека по развитию речи

Моисеева Наталья Фёдоровна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_.docx106.33 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для развития  грамматического строя речи

«Подбери признак»

Цель: обучение согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

        Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

        Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

        Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

        Шляпа (какая?) – черная, большая…

        Туфли (какие?) – осенние, красивые…

        Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

        Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

        Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

 «Назови ласково»

Задача: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький. 

«Близкие слова»

Цель: формирование умения подбирать синонимы к словам. Развитие точности выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

«Так или не так»

Цель: закрепление правильного употребления в речи предложных конструкций, умения правильно соотнести предлог со схемой.

Материал: карточки с сюжетными картинками, схемы предлогов.

Ход: ребенку предлагается составить предложение с предлогом, соотнести картинку со схемой.

 «Какой? Какая? Какое?»

          Задачи: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

           Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

           Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

«Узнай по описанию»

Цель: обучение составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

«Закончи предложение»

Цель: формирование умения подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

«Верно - неверно »

Цель: закрепление правильного употребления в речи предложных конструкций, умения правильно соотнести предлог со схемой.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: показывая ребенку картинку, проговаривают предложение с неверным

предлогом. Ребенок должен исправить ошибку.

«Что изменилось?»

Цель: употребление предлогов с пространственным значением, развитие внимания, памяти.

Материал: лесенка, мелкие игрушки.

Ход: воспитатель расставляет игрушки, дети называют их, затем закрывают глаза, воспитатель меняет месторасположение. «Что изменилось? Где стояла игрушка? Где стоит теперь? Обыгрываются все возможные положения.

«Где начало рассказа?»

Задача: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

 «Размытое письмо»

   Задача: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

   Материал. Игрушечный мишка.

   Организация. Воспитатель:

         - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

         Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Посчитай»

Цель: упражнения в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

«Скажи правильно»

Задачи: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации.

Материал: панно со вставными картинками.

Ход: ребенок составляет предложение по демонстрируемому действию, употребляя правильный предлог.

 «Длинный или короткий»

Цель: обучение составлять сложные предложения с союзом «а», используя

прилагательные – антонимы.

Материал: предметные картинки по теме «Животные».

Ход: воспитатель дает задание: сравни уши медведя и зайца,

У зайца уши длинные, а у медведя короткие. И т. д.

«Где живут»

Цель: обучение в  составлении простых предложений. Практическое употребление предлога «в».

Материал: предметные картинки.

Ход: воспитатель выставляет поочередно картинки и спрашивает детей, где живут звери.

Волк живет в лесу.

Медведь живет в лесу.

Белка живет в лесу.

«Раздели на группы»

Задачи: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

«Кого я вижу, что  я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

«Улетели птицы»

Задача: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

«Исправь Незнайку»

Задачи: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога.

Ход: Незнайка неправильно расставил предметы в комнате: утюг на диван, горшок с цветком под стол и т. д.

Исправь. Скажи, что ты переделал.

«Зимние забавы»

Цель: обучение составлять предложения с простыми предлогами.

Ход: дети по сюжетным картинкам, с помощью вопросов составляют простые предложения с предлогами.

Дети катаются на санках.

Дети играют в снежки.

Девочки танцуют у елки. И т. д.

«Живые слова»

Задача: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

        Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

         Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

 «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

 Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

 

«Прятки»

Задача: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

«Объясните, почему…»

Задача: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

«Какое это блюдо? Посуда?»

Цель: упражнение  в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

«Заяц и волк»

Цель: упражнение детей в использовании предлогов с пространственным значением, учить использовать сложные предлоги из-за, из-под.

Материал: игрушечная мебель, игрушки.

Ход: дети составляют предложение, сопровождая их действиями.

«Волк и заяц»

Цель: употребление предлогов с пространственным значением, конструкция сложных предложений

с союзом «а».

Материал: мелкие игрушки, мебель.

Ход: воспитатель рассказывает, что звери играют, манипулируя игрушками. Дети подсказывают: Волк спрыгнул за диван.

«Прятки»

Задача: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между».

Материал: мелкие игрушки.

Ход: воспитатель прячет игрушки в разных местах и предлагает их найти.

Кто-то спрятался в ящике стола. Кто пойдет на поиски? Нашел? Кто спрятался? Где?

«У кого кто»

Задача: составлять предложения по картинкам с предлогом «у».

Материал: предметные картинки по теме «Животные».

Ход: воспитатель выкладывает в ряд картинки со взрослыми животными, ниже ряд с изображением детенышей. Дети выкладывают парами, проговаривая:

У коровы теленок.

У собаки щенок.

У кошки котенок. И т. д.

«Куда наденем»

Цель: практическое употребление в речи предлога «на».

Задача:  упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже.

Материал: предметные картинки по темам: «Одежда», «Обувь».

Ход: воспитатель по очереди предъявляет картинки, ребенок должен назвать предмет и сказать, куда его надо надеть:

Шарф наденем на шею.

Рукавицы наденем на руки.

Шапку наденем на голову. И т. д.

«Дополни предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

  Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

  Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное  предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.

«Правильно или нет?»

Задача: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры.  «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

«Вы хотите? – Мы хотим»

Задача: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

«Добавь слова»

Задача: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

«Слова – родственники»

Цель: упражнения в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

«Куда спрятался мышонок»

Цель: развитие способности ориентироваться в простом плане пространства. Правильно употребляя предлоги.

Материал: макет игрушечной комнаты, план этой комнаты, мышонок.

Ход: на плане отмечается схемой, где спрятался мышонок. Ребенок проговаривает предложение с предлогом.

«Для кого одежда?»

Цель: практическое усвоение в речи предлога «для».

Материал: предметные картинки по теме «Одежда».

Ход: воспитатель показывает различные предметы одежды и спрашивает для кого, что.

Платье для девочки.

Шорты для мальчика. И т. д.

«Придумай предложение»

  Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

  Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

  Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

         - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

«Напишем кукле  письмо»

Цель: обучение определять количество  слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

         После «записи» можно попросить кого-нибудь «прочитать» первое предложение, второе и так далее, чтобы развивать непроизвольную память.

«Кто где живет?»

Задача: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

 Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

«Образуй слова»

Задачи: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

 «Исправь ошибку»

Цель: обучение  понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

«Что для чего? »

Цель: употребление глаголов неопределенной формы, составление сложноподчиненного предложения с предлогом «чтобы».

Материал: карточки с изображением предметов личного обихода, посуды, одежды.

Ход: рассматривание карточки, называние предмета, составление предложения.

(Расческа. Расческа нужна, чтобы расчесываться).

«Что вверху, а что внизу?»

Задача: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу».

Материал: картинки с изображением предметов, игрушек.

Ход: воспитатель выставляет картинки на наборном полотне в два ряда. Дети составляют предложения:

Вверху кукла, матрешка.

Внизу зайка, кубик. И т. д.

«Какие встретили предлоги? »

Цель: развитие слухового внимания, практическое использование простых предлогов.

Ход: У куста растет ромашка, а под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка,

На кусту висит рубашка.

Потому что за кустом

Возле речки под мостом

Сохнет мокрый рыболов

Без рубашки, без штанов.

Дома удочку забыл

И руками рыб ловил.

Так увлекся, что споткнулся,

С головою окунулся,

У реки в тоске сидит,

Сохнет, мерзнет и грустит.

«Один и много»

 Задача: учить изменять слова по числам.

 Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а вы должны сказать «карандаши».

Слова для игры:

Книга         ручка          лампа         стол            окно

город          стул            ухо             брат            флаг

ребенок      человек      стекло        трактор       озеро

имя             весна          друг            семя            арбуз

 «А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один».

 Слова для игры:

когти          облака        волны        листья

цветы         пилы         молодцы     стебли

«Измени слово»

Задача: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

«Кем ты будешь?»

Цель: закрепление употребления глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

 «Скажи наоборот»

Задача: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

«Жадный медвежонок»

Задача: упражнять в употреблении сущ. множественного числа в винительном падеже, с союзом «а».

Ход: дети передают друг другу медвежонка, отвечая за него: у тебя один апельсин, а у меня много апельсинов.

У тебя один помидор, а у меня много помидоров».

 «Закончи предложение»

Задача: упражнять в составлении сложных предложений.

Ход: У ворот зарычала собака, потому что… .

«Малыш громко заплакал, потому что…

«Вставь пропущенный предлог»

Цель: закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций.

Материал: карточки с сюжетными картинками.

Ход: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.

Дети сели … самолет.

Яблоки лежат … тарелке.

Кот запрыгнул … диван.

«Распутай слова»

Задача: учить составлять предложения,  используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

 «Составь фразу»

Цель: закрепление умения образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

«Скажи по другому»

Задача: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

«Скажи одним словом»

Задача: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

 «Закончи предложение»

Задача: упражнять в подборе слова с нужным предлогом.

Материал: сюжетные картинки.

Ход: дети рассматривают картинки, проговаривая предложение, заканчивая его словом с предлогом:

Дима купается (в бассейне)

Оля выходит (из автобуса) и т. д.

«Что делают игрушки?»

Задача: упражнять в составлении предложений с союзом «а», по действию.

Ход: воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, дети комментируют:

Кукла стоит, а ёжик лежит.

Машина едет, а шарик летит. И т. д.

«Найди ошибку»

 Цель: обучение находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/11/1_ec22e44f97a310b522019435bd9e2098.jpg.jpg

2 Младшая группа

Содержание:
1. Чудесный мешочек 
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»


1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: 
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

4. Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..

Средняя группа

Содержание:
1. Игра «Эрудит». 
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова» 
5.«Составь рассказ»

1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки. 
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?

2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка. 
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

4. Упражнение «Назови первый звук слова» 
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь». 

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; 
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Старшая группа

Содержание:
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. 
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). 
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. 
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Подготовительная группа

Содержание:
1. «Зверюшки»
2.«Посчитай - ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой—моя—мое—мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов 
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует». 

2. «Посчитай - ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. 
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. 
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка; 
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита; 
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья. 
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово. 

5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных 
Предлагаем детям дать словами правильные определения. 
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). 
Примерный речевой материал: 
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ... 
Если человеку сопутствует удача, то человек ... 
Если у человека талант, то человек ... 
Если весь день идет дождь, то день ...
Если корова приносит людям пользу, то корова ... 
Если у человека есть здоровье, то человек ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание двух дидактических игр по граматическому строю речи

Дидактическая игра "Один, два, пять". Цель: Учить детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского и среднего родов.Дидактическая игра "Один - много". Цель:...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...

Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА.Консультация для родителей «Использование дидактических игр по грамматическому строю речи в мл.дош. возрасте»

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА.Консультация для родителей «Использование дидактических игр по грамматическому строю речи в мл.дош. возрасте»...