Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_grammatikae.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мальчик или девочка?» (грамматика) Цели: учить ребенка воспринимать на слух разницу в окончаниях глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени, подбирать сущ. соответствующего рода к предложенной форме глагола. Оборудование: картинки мальчика, девочки, животных, фланелеграф. Содержание. Взрослый рассказывает о том, что в одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и просит догадаться, про кого – мальчика или девочку – он сейчас расскажет: Ходила – ходил. Бегала – бегал. Играла – играл. Прыгала – прыгал. Ел – ела. Рисовал – рисовала и т.п. Когда ребенок будет безошибочно показывать на нужную картинку (мальчика или девочки) и делать это сознательно, можно переходить к закреплению материала по картинкам о животных. Вначале название каждого животного уточняется и проговаривается с детьми, затем следует игра. Нужно догадаться, про кого взрослый говорит: Ползала – ползал, Прыгала – прыгал. Летала – летал. Плавала – плавал. |
«Стакан и чашка» (грамматика) Цели: Учить образовывать сущ. в род.п. ед.ч. от сущ. в им.п., правильно согласовывая слова в словосочетаниях и предложениях. Оборудование: картинки с изображением стакана, чашки, кружки, графина. Содержание. Взрослый предлагает ребенку вспомнить и назвать всё, что можно пить. Затем просит посмотреть на картинку и говорит: «В чашке – чай, в стакане – сок, значит я могу выпить чашку чая и стакан сока». Далее игра продолжается так. Взрослый называет напитки, которые находятся в чашке и в стакане, а ребенок преобразует форму названных существительных, изменяя падеж на родительный. Например: В стакане кефир, а в чашке ряженка. Ответ ребенка: Я выпью стакан кефира и чашку ряженки. Варианты слов для игры: Лимонад, компот, молоко, вода, кисель, фанта, морс… |
«У кого что» (грамматика) Цели: учить детей правильно образовывать форму род.п. ед.ч сущ. с предлогом У. Содержание: Взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:
Если дети отвечают существительным в именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор даёт ребенку два ответа, например, тигр или тигра – как правильно? Если и после этого ответ ребёнка неверен, взрослый предлагает ребенку несколько раз повторить правильный вариант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы осуществить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех пор, пока дети не научатся верно образовывать и употреблять данную падежную форму существительных. |
«Домино» (грамматика) Цель: образование относительных прилагательных от существительных с предлогом. Оборудование: домино. Описание игры: У детей карточки с изображением фруктов, овощей. Остальные карточки перемешиваются и раздаются играющим поровну. Начинающий игру ребенок говорит: «Дайте мне, пожалуйста, яблочный сироп. «Ребёнок, у которого подходящая карточка, передаёт ему карточку со словами: «Возьми, пожалуйста, яблочный сироп». Так до тех пор, пока подберут нужные карточки. |
«Что из чего» (грамматика) Цель: Образование относительных прилагательных от существительных с предлогом. Оборудование: игровое поле с изображением разных предметов, фишки, кубик для определения очков. Описание игры: Ребенок бросает кубик, передвигает свою фишку на выпавшее число картинок, называя, из чего сделан каждый предмет (материал), какой он (предмет). Например, Это чашка из фарфора – фарфоровая чашка. |
«Ехали мы, ехали» (грамматика) Цель: образование приставочных глаголов движения. Описание игры:
Ехали мы ехали, К речке подъехали. Мост переехали, К горке подъехали, На горку въехали, С горки съехали. Яму объехали, Дальше поехали, Ехали, ехали… - И домой приехали.»
|
«Где птица» (грамматика) Цели: учить составлять предложения с предлогом НА по опорным картинкам. Содержание. Взрослый предлагает детям внимательно посмотреть на картинки (например, птица соединена стрелкой с веткой и т.д.) и составить по ним предложение с «маленьким словом НА». При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например, Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поёт. И т п . Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог НА. Предлог выделять голосом. |
«Где предмет» (грамматика) Цели: уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; учить ребенка составлять предложения по наглядной ситуации. Содержание. Взрослый расставляет перед детьми различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит детей назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом на» |
«Живой уголок» Цели: учить ребенка правильно употреблять форму твор.п. существительных в ед.ч. с предлогом ЗА. Содержание. Взрослый показывает детям картинку и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит детей перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает детям, что за всеми животными надо ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает малыша:
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог ЗА. |
«Ответь на вопрос» (грамматика) Цели: Продолжать учить ребенка отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В. Содержание. Взрослый просит ребенка отвечать целым предложением. Каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».
|
«На или под» (грамматика) Цель: учить ребенка добавлять в предложение пропущенный предлог. Содержание. Взрослый просит детей вспомнить, какие «маленькие слова» они уже знают (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении, затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и , если надо, добавить нужное «маленькое слово»: Пчела села … цветок. Папа лежит … диване. …грядке поспели помидоры. Мама убирает комнату. … подоконнике стоят красивые цветы. Дети играли … поляне. … окном растет куст сирени. Ласточки свили гнездо … крышей. Мама хранила стиральный порошок … мойкой. Пластмассовый таз стоял … ванной. Алёша увидел … креслом большого паука.. Катя держит букет. И.т.п. Включение в задание провокационных предложений мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. |
«Где предмет» (грамматика) Цель: учить детей составлять предложения с «маленьким словом ПОД» по двум опорным картинкам. Содержание. Взрослый просит вспомнить правило о «маленьком слове ПОД» (Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет находится внизу), затем предлагает по каждой паре картинок составить предложение с этим словом. (Во время проговаривания каждого предложения утрированное произнесение «маленького слова ПОД» обязательно). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Методическая разработка "Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи (предлоги)". Часть 1
В разработке представлены игровые упражнения, которые помогут ребенку понять значения предлогов и правильно употреблять их в самостоятельной речи...
Речевые игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя и диалогической речи дошкольников.
Развиваем грамматический строй речи....
Игровые упражнения для развития грамматического строя дошкольников
Игровые упражнения для развития грамматического строя дошкольников...
Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста
Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы....