Главные вкладки
Сенсорная коробка - как технология развития связного высказывания
методическая разработка по логопедии
Сенсорная коробка является средством развития связного высказывания при составлении описательного рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_sensornaya_karobka.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР – детский сад № 21 «Надежда»
адрес: РФ, 142800, Московская область, г.о. Ступино, ул. Горького, строение 69
8 496 64 2 45 95, ds21_nadejda@mail.ru http://ds21nadejda-stupino.edumsko.ru/
МАСТЕР-КЛАСС
«Сенсорная коробка –
как технология развития
связного высказывания»
составила:
Нестеренко И.А.
учитель-логопед
I квалификационная категория
г.о. Ступино
2022 год.
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА
Здравствуйте уважаемые члены жюри и коллеги!
1СЛАЙД
Тема моего мастер-класса «Сенсорная коробка – как технология развития связного высказывания»
2 СЛАЙД
Ведущей идеей является: сенсорная коробка является средством развития связного высказывания при составлении описательного рассказа.
3 СЛАЙД
В чем состоит проблема? Проблема в том, что не существует универсального наглядного пособия, подходящее каждому ребёнку по той или иной теме.
Логопедическая работа – это энергозатратный процесс, как для ребёнка, так и для взрослого. И моя задача сделать его для всех участников образовательного процесса максимально комфортным и легким.
Для достижения своей идеи я отдала предпочтение самостоятельно собранному пособию. Работая в этом направлении, я выбрала «Составление описательного рассказа о предмете (объекте) посредством сенсорной коробки», которое и представляю на мастер-классе
4 СЛАЙД
Речь – это сложный процесс. Звуки сливаются в слова, слова в предложения, предложения в высказывания. Речь- это не механическое повторение слов, это сложная система, которая помогает нам выражать свои мысли и чувства.
5 СЛАЙД
На стол ставится башня «Дженга» с некоторыми пропущенными деталями
Представьте, что наша речь - это знаменитая башня «Дженга», блоки – это компоненты речи, артикуляция, темп, ритм и т.д.
Моя рука, это ситуации, которые постоянно меняются вокруг нас.
. . . . … . . . . . . . .. . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . . . . . . .. . . . . . . . . .
А сейчас хочется немного отойти от темы и всем присутствующим задать вопрос:
«Какие эмоции вы испытываете, когда возникает ситуация, к которой вы совершенно не готовы?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .
«А вы когда-нибудь волновались?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . «Вспомните, пожалуйста, когда вы это делали в последний раз?» . . .
«А по каким признакам вы можете определить, что человек действительно волнуется?» (голос дрожит, щеки краснеют, руки трясутся, лишние хаотичные движения).
Например: у меня появляется внутренний тремор, сбивается дыхание и потеют ладони
«А У Вас?» 2,3 раза. . . . . . . . . . . . . . Благодарю, что поделились!
6 СЛАЙД
Как многие знают, волнение и стресс – это повышенное напряжение организма, т.е. своеобразная защитная реакция. Я вам сейчас схематично, обозначила основные центры напряжения у человека. Мы некоторые из них уже озвучили. И если мы с вами рассматриваем стресс, он идет по восходящей или растекается по всему телу и все это напряжение у нас идет куда? На голосовой аппарат.
У нас с вами происходит спазм связок, как это, только-что, произошло у меня, что отражается на голосе, идет легкое онемение губ, щек, языка, что отражается на качестве речи. Вы согласны со мной?
А теперь вернемся к нашей башне. Мне нужны три добровольца.
Смоделируем ситуацию: представьте, у нас ребёнок выходит рассказывать стихотворение, он очень волнуется. Естественно, его нервная система недостаточно устойчива, соответственно нервное напряжение действует у него в два раза сильнее.
«Выберите себе любой цвет, пока, глазами. Выбрали по цвету блока? Теперь двумя пальцами прикоснитесь к своему блоку, только, чтобы блоки не совпадали. Только прикоснитесь.»
Ребенок выходит, начинает рассказывать и вдруг у него ступор стрессовая ситуация. «Вынимайте быстро. Что у нас произошло?»
«Башня рухнула». Тоже самое происходит с нашей речью.
Воспитатели могут это наблюдать во время утренников, когда ребенок, казалось бы, выучил стихотворение, вдруг сбивается. Учителя школ могут это наблюдать у своих учеников во время ответов у доски, выставления оценок. У молодых специалистов, у которых еще нет опыта публичных выступлений. Даже наши корифеи, выступая публично, всё равно волнуются.
Как настроиться и расслабиться мне, взрослому человеку перед публичным выступлением. Вот мы сейчас с вами находимся на конкурсе, естественно все переживаем и волнуемся.
«Вспомните, пожалуйста, но только вспомните, чем вы пользовались, чтобы самоуспокоиться?»
. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . … . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . .
Все мы люди. И конечно, у каждого из нас есть свои суеверия, ритуалы, которые перед волнительным выступлением все обязательно выполняем. У каждого из нас есть свой секрет настройки.
Предлагаю сейчас, кто хочет, поделиться своими хитростями и уловками, которые помогают вам успокоиться, настроиться, расслабиться, взять себя в руки… .. . . .. . . . . . .. . . . Благодарю!
. . . . … . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . . . . . .. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А теперь прошу присутствующих ответить еще на один вопрос:
«Как вы думаете, опираясь на ваш жизненный опыт, что для выступающего и конкретно для вас во время публичного выступления является своеобразным «якорем» или «точкой опоры», которая придает нам уверенности?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«А для молодых специалистов?» что может быть точкой опоры, чтобы не волноваться? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
КОНСПЕКТ, ТЕКСТ.
Посмотрите, я с собой принесла свою «точку опоры». Это обычный текст.
А из чего же будет состоять «точка опоры» для ребенка, который только учится строить грамматически и логически связное высказывание. Ведь дошкольники ещё не умеют так виртуозно владеть печатным текстом, как взрослые. А для успешного публичного выступления нужно справится с волнением, даже если это групповая комната, а выступать нужно перед своими сверстниками.
Я предлагаю модель «точки опоры» для ребенка, которая поможет настроиться на волнительный и ответственный момент, убрав мышечное напряжение, которое и является причиной запинок, спотыканий в речи.
Для создания нашего шедевра нам понадобятся самые простые предметы, которые есть у каждого логопеда в его «логопедической сокровищнице»!!!
Это «Сенсорная коробка» для составления описательного рассказа
Демонстрирую коробку
«Сенсорная коробка» универсальна. Каждый специалист может собрать свою сенсорную коробку, наполнить всем тем, что будет подходить именно ему и решать задачи, которые специалист поставил перед собой.
СЛАЙД ПУСТОЙ
Достаю предметы из коробки и объясняю назначения предметов,
практическая часть
Как поможет коробка ребёнку?
- Справиться с волнением и подумать о предмете высказывания;
- Определиться с последовательностью изложения;
- самостоятельно подобрать способ обозначения того или иного признака;
- обобщит собственный опыт;
Как поможет коробка педагогу?
- качественно и быстро организовать образовательный процесс;
- повысить уровень мотивации;
- на практическом уровне поможет более точному и прочному усвоению детьми отдельных словообразовательных операций и языковых средств, необходимых для составления связных высказываний в форме описания;
ВЫВОД: Применяя технологию «Сенсорной коробки», педагог существенно увеличивает эффективность процесса формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством картины и наглядного моделирования.
Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки психического развития, в том числе и речи. Выбор данной темы обусловлен тем,что формирование связной речи...
Развитие связных высказываний детей через использование моделей
Использование приема наглядного моделирования при обучении связному высказываапнию. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:самостоятельного анализа ситуации или объе...
Развитие связного высказывания посредством художественной литературы
Жизнь человечества в 21 веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных...
пиктограмма- как метод обучения и развития связного высказывания у детей
Этот материал поможет пополнить и активизировать словарь дошкольника с нарушениями речи.Данный метод окажет помощь в формировании связного высказывания....
Дидактическая игра как средство развития связных высказываний описательного характера у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство развития связных высказываний описательного характера у детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое ...
«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».
1 СЛАЙД «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...
Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников
Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников...