Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_korobka_kak_sredstvo_razvitiya_sensornyh_etalonov_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников
В настоящее время необходим новый уровень развития процессов познания. Он требует обостренного восприятия, умения быстро переключать внимание, а также умения работать с информацией. Все эти навыки и умения во многом зависят от осуществления целенаправленной работы по развитию сенсорного восприятия. Овладение сенсорной культурой необходимо начинать с раннего возраста.
Роль сенсорного развития состоит в том, что оно лежит в основе познавательного развития и одновременно оно имеет самостоятельное значение. Оно необходимо для полноценного восприятия детей и их участия в различных видах деятельности.
В результате сенсорного воспитания дети учатся адекватно воспринимать предметы и выделять основные признаки и свойства. Так как сенсорное развитие имеет большое значение для будущей жизни ребенка, перед дошкольным воспитанием на первый план выдвигается задача применения наиболее эффективных средств сенсорного воспитания детей Эффективным средством сенсорного воспитания являются сенсорные коробки.
Достоинством применения данного дидактического средства является следующее. Во-первых, сенсорные коробки позволяют формировать и развивать представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Во-вторых, дети знакомятся с природными и искусственными материалами различной текстуры. В-третьих, у детей развивается мелкая моторика, что помогает развитию речи.
Кроме того, сенсорные коробки позволяют организовать для детей младшего возраста различные игры.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого Применение сенсорных коробок помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает, обеспечивает возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Также сенсорные коробки способствуют развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Рассмотрим, что представляют сенсорные коробки и какие они бывают. В качестве сенсорной коробки может применяться любая емкость с разнообразным наполнителем. В качестве емкости может использоваться пластиковый контейнер, тазик, даже коробка из-под обуви или кастрюля. Главное, чтобы она была безопасна для ребенка.
В качестве наполнителя могут использоваться различные материалы. Это могут быть как природные материалы, так и искусственные. Природные материалы: различная крупа, бобы, орехи, каштаны, желуди, шишки и другие. Искусственные материалы: игрушки, стеклянные и пластиковые шарики, поролон, кусочки ткани, нарезанные полоски бумаги и так далее. Могут применяться твердые или сыпучие материалы. Также коробку можно наполнить водой и положить в нее гидрогелиевые шарики. Детям будет интересно рассматривать их, перебирать их пальцами, играть в различные игры
Рассмотрим, какие инструменты можно использовать в сенсорных коробках. Это могут быть:
– лопатки, ложки, совки, половник;
– пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
– форма для кексов, воронка, сито,
– маленькие силиконовые формы, формочки для печенья;
– игрушечные грабли, лейка.
Кроме основного наполнителя в коробку могут добавляться разные предметы: лучше такие, которые ребенок еще никогда не видел. Это могут быть цветные, игрушки и другие разнообразные по цвету, форме и фактуре предметы. Чем разнообразнее содержимое коробки, тем интереснее будет детям. Но можно поступить и наоборот: например, собрать коробочку только с предметами синего цвета или только круглой формы.
Особенности использования сенсорной коробки в развитии сенсорных эталонов младших дошкольников
Сенсорные коробки в развитии сенсорных эталонов детей 3-4 лет могут применяться как индивидуально, так и в работе с подгруппой по 2-4 детей. Когда дети берут маленькие предметы двумя пальцами (указательным и большим), у них тренируется щипковый захват. Поэтому можно добавить в сенсорную коробку фигурки животных, машинки, любые другие фигурки. Можно взять сенсорную коробку и закопать в нее игрушки и дать возможность детям найти их. Дети могут наливать жидкость через воронку, сортировать предметы по цвету, размеру, форме, материалу.
Кроме того, можно проводить простые сюжетно-ролевые игры. Сенсорные коробки могут создаваться по тематическому принципу, чтобы дети смогли организовать игры по сюжету. Емкости для коробок не очень большие, но и не маленькие. Например, для тематических игр могут использоваться желе и ракушки (для игры «Подводный мир», «На берегу океана»), соответственно и предметы для игры подбираются тематические: фигурки рыб и морских животных, искусственные водоросли. Также можно подготовить небольшую ширму с красочными изображениями жизни морских обитателей.
Для игр «Ферма», «Деревня», «Зоопарк» можно использовать крупы (фасоль, геркулес), подкрашенные в разные цвета для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, подбираются фигурки животных, людей, также можно использовать мелкий конструктор типа «Лего» или детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки из-под йогурта и т.д.).
Кроме того, можно применять необычные варианты сенсорных коробок.
Ароматическая сенсорная коробка. Для наполнения используются специи и разные ароматные травы, но без резкого запаха. Например, мята, лаванда, звёздочки аниса, кориандр. Чтобы обезопасить ребёнка от вдыхания мелких частиц, можно упаковать их в небольшие текстильные мешочки, часть положить отдельно (например, апельсиновые корочки). Ребенок сможет пробовать их на ощупь и одновременно познавать незнакомые для него запахи.
Музыкальная сенсорная коробка. Для детей раннего возраста может быть наполнена предметами, которые шуршат, звенят, брякают и стучат. Подойдут музыкальные инструменты, небольшие бутылочки с бусинками, которые можно трясти, металлические или деревянные ложки, молоточки, колокольчики.
Коробочка с одним типом наполнения. Например, только с деревянными фигурками разной формы или с металлической кухонной утварью. Можно добавить в коробку предметы одного цвета: красного, жёлтого, синего или зелёного, но при этом они должны отличаться по фактуре (быть мягкими и твёрдыми, длинными и короткими, гладкими и шершавыми).
Сенсорная коробка с разнообразными предметами. Например, «Мишкина коробка», куда можно положить небольшого плюшевого мишку, резиновый попрыгунчик, бубен, крышечку от кастрюли, бусы, зубную щётку, тюбик с пастой. Чем разнообразней вещи, тем больше стимулируются пальчики ребёнка.
Сенсорная коробка для сортировки. Детям младшего дошкольного возраста интересно сортировать предметы. Для этого используют совочки, мерные ложечки разного размера, черпачки, сито и миски. Наполнить ёмкость можно крупой, песком и добавить игрушки. Дети выбирают предметы и раскладывают их по тарелкам или небольшим контейнерам. Также они могут перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку.
Водные сенсорные коробки. Необходимо налить в таз немного воды и бросить туда игрушки. Нужно выбирать их так, чтобы одни плавали, а другие тонули. Пусть ребёнок с помощью сита или поварёшки вылавливает предметы. Другой вариант игры – делать игрушкам кораблики и наблюдать, как они плавают по воде. Также это может быть тематическая коробка («Пруд», «Море» и др.).
Рассмотрим технику безопасности при занятии с сенсорными коробками.
1. Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или индивидуально.
2. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.
Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем. Например, цвет, форма и сортировка переметов.
Для снятия психоэмоционального напряжения можно использовать игры «Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн».
Игры могут использоваться для познавательного развития. Так, в игре «Пересыпаем крупу» можно обратить внимание детей на то, что звук от каждой крупы уникальный. Например, от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Играть с сенсорными коробочками можно начинать после 6 месяцев, когда малыш уже уверенно сидит. Можно взять емкость (больше подходит пластиковый контейнер) и положить в нее разные предметы. Пока крупу еще не стоит предлагать ребенку, достаточно использовать небольшие игрушки, погремушки, моток ниток, ложку, щетки, крупные бусы, куски ткани. Пусть ребенок проведет исследование этой коробки и изучит ее содержание. Чем больше предметов с разной фактурой будет находиться в коробке, тем лучше для развития мелкой моторики крохи.
Примерно в 1 год ребенку уже можно предлагать сенсорные коробки с сыпучими материалами. Коробку можно наполнять фасолью, пшеном, рисом, овсом, макаронами разной формы. Для игры пригодятся лопатки, совочки, детская посуда, пластиковая бутылка, ситечко. Игра может свестись к пересыпанию крупы из одной емкости в другую. Детям нравится бросать фасоль или горох в пластиковую бутылку. Она издает интересный звук, и бутылка легко превращается в погремушку, когда закрываем крышку. Немного позже можно предложить ребенку игру в «прятки». В крупе прячутся маленькие фигурки, ребенок их ищет пальчиками.
После 2 лет ребенок перестает тянуть все в рот и пытаться пробовать на зуб. В этом возрасте можно подключать уже следующие наполнители, которые вы не решались давать ребенку ранее. Приходит время, когда можно начинать играть в ролевые игры: кормить животных, поить их водой. Или просто пересыпать содержимое сенсорной коробки из одной емкости в другую, наполнять бутылки с узкими горлышками.
В этом возрасте можно пробовать рисовать с ребенком картины на манке, гречке и т.д. Распределяем манку по коробке, желательно не насыпать большой слой, можно рисовать пальчиком рожицы, цветочки, тучки. Постепенно усложняем рисунки, ребенок активно помогает создавать рисунки.
Можно также пробовать использовать кинетический песок. Он приятный на ощупь, из него удобно строить разные куличики, башенки. Детям обычно очень нравится с ним работать.
Уже к 3 годам ребенок активно включается в сюжетные игры. Участвует в оформлении сенсорной коробки, предлагает идеи для игры и материалы, которые он желает использовать. Для игры можно придумать небольшой сюжет. Например, возьмите любимую игрушку ребенка и скажите, что зайчик хотел попробовать фасоль. Только он не сможет этого сделать, ведь в коробке смешана фасоль с горохом и пшеном. Нужно помочь зайчику собрать всю фасоль на тарелочку и отдельно положить горох, так как зайчику не нравится горох.
Сенсорные коробки в это время становятся отличной площадкой для развития фантазии, логики и приобретения знаний. Можно сделать тематические сенсорные коробки по временам года, сделать ферму, лес и пляж. Тематику сенсорной коробки можно привязывать к ожидаемым праздникам или событиям, которые происходят у вас в жизни.
Принципы создания и игр с сенсорными коробками:
– подбирать содержимое по возрасту и следить за ребенком во время игры (не давать мелких деталей маленьким детям, не класть острые и опасные предметы);
– показывать, что именно нужно делать с содержимым;
– менять содержимое коробки не реже 1 раза в 2 недели;
– предлагать: показать или найти какой-то предмет, достать ложкой или щипцами, сортировать по определенному признаку, раскопать и закопать предметы, погрузить и выгрузить, слепить, построить или создать;
– давать ребенку свободу в игре (пусть соединяет, ковыряет, разрушает, высыпает, раскручивает и разбирает или просто трогает и рассматривает).
Таким образом, сенсорные коробки обладают большим количеством достоинств. Они развивают мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляют и помогают отвлечься. Подходят детям от 6 месяцев до 3 лет и даже старше (для малышей наполнение будет состоять из более простых крупных и безопасных деталей). Совмещают в себе развитие и игру. Сенсорные коробки не требуют больших финансовых затрат, создаются быстро и легко. Они дают простор для творчества детей, помогают обучить любой теме (коробки бывают тематическими, в них можно объединить предметы одной направленности – «осень», «крупы», «цвета», «цифры», «животные» – и изучать в игровой форме).
Вывод
Сенсорное развитие является неотъемлемой частью раннего детского развития. Оно играет важную роль в формировании представлений ребенка о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Правильное сенсорное воспитание способствует успешному овладению практическими навыками и готовит ребенка к школьному обучению.
Сенсорное воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на развитие ощущений, восприятий и представлений у детей. Важно предоставить ребенку возможность познакомиться с разнообразием форм, цветов и других свойств предметов, окружающей природы и игрушек. Однако, без руководства взрослых, усвоение этих знаний может быть поверхностным и неполноценным. Поэтому важно включать сенсорное воспитание в режим детского учреждения с трех лет, начиная с ознакомления с общепринятыми сенсорными эталонами и их использования.
Многие отечественные и зарубежные ученые и педагоги уделяют большое внимание исследованию сенсорного воспитания дошкольников. Единства в определении сущности и методов сенсорного воспитания пока нет, но все согласны в том, что оно является неотъемлемой частью раннего развития и играет важную роль в формировании представлений детей о внешних свойствах предметов и окружающего мира.
В целом, сенсорное развитие является одним из ключевых аспектов развития ребенка. Оно предоставляет возможность ребенку усваивать новые знания и совершенствовать свои ощущения и восприятие. Практическое применение сенсорного воспитания в детских учреждениях играет важную роль в формировании готовности ребенка к дальнейшему обучению и успешной адаптации в обществе.
В результате сенсорного воспитания дети учатся адекватно воспринимать предметы и выделять основные признаки и свойства. Так как сенсорное развитие имеет большое значение для будущей жизни ребенка, перед дошкольным воспитанием на первый план выдвигается задача применения наиболее эффективных средств сенсорного воспитания детей.
Эффективным средством сенсорного воспитания являются сенсорные коробки.
Достоинством применения данного дидактического средства является следующее. Во-первых, сенсорные коробки позволяют формировать и развивать представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Во-вторых, дети знакомятся с природными и искусственными материалами различной текстуры. В-третьих, у детей развивается мелкая моторика, что помогает развитию речи.
Таким образом, сенсорные коробки обладают большим количеством достоинств. Они развивают мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляют и помогают отвлечься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"...
“Ай, да игрушка” Сенсорные коробки как средство развития ребенка в раннем возрасте.
Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка д...
Конспект к мастер классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»
Конспект к мастер классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...
Презентация к мастер- классу.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»
Презентация к мастер- классу.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...
Мастер- класс.«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»(видео)
https://youtu.be/NC42D6Hcz54...
Буклет к мастер -классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»
Буклет к мастер -классу«Изготовление и использование сенсорной коробки как средство развития ребенка дошкольного возраста»...
«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».
1 СЛАЙД «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...