"Морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия.
Возраст детей: старшая группа
Тема: Морские обитатели
Цель: развивать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Морские обитатели»;
- упражнять в употреблении и различении притяжательных местоимений «мой», «моя»;
- совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов;
- продолжать автоматизировать отрабатываемые звуки в словах;
- закреплять навык физиологического дыхания, стоя на месте;
- учить образовывать названия рыб, опираясь на характерные внешние признаки;
- совершенствовать умение составлять простые предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимические мышцы лица;
- развивать общую моторику и координацию движений;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;
- развивать связность высказываний, творческое воображение;
- развивать навыки звукового анализа.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность речевых высказываний;
- воспитывать умение действовать по правилу
Здоровьесберегающие:
- планировать объём материала с учётом возраста ребёнка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: игрушка-осьминог; игрушки из фетра — черепаха, кит, дельфин, звезда, медуза, рыба; картинки «Рыбы»; артикуляционная гимнастика в картинках «Морские обитатели»; картинки «Эмоции»; картинки на звуки [А], [У]; картинки на звуки [Л'], [Р] мужского и женского рода; массажный мяч; стол для рисования песком; мелкие игрушки «Морские обитатели».
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Организационно-мотивационный | Организационный момент | Л: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный маленький мячик – своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра. (Доброе утро, Никита и т. д.) А чтобы наше настроение было ещё лучше, мы вдохнём через нос доброту, радость, красоту, а выдохнем через рот обиды, огорчения, злобу. | Дети встают в круг, передают друг другу массажный мячик, приветствуют друг друга. Выполняют дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот. (3 раза) | Эмоционально-положительный настрой на занятие. Закрепление навыка физиологического дыхания, стоя на месте |
Введение в тему. | Логопед обращает внимание детей, что на столе под покрывалом кто-то спрятался. Гость оставил про себя загадку: Ты со мною незнаком, Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Кто, скажи я? Вопросы:
| Дети отгадывают загадку, рассматривают гостя-осьминога. Отвечают на вопросы. | Внутренняя мотивация на деятельность. | |
Сообщение темы. | Осьминог оказался в нашем детском саду неслучайно, он узнал, что наши ребята знают очень много интересного и решил посмотреть на то, как вы занимаетесь. Приготовил для вас столько заданий, сколько у него ног. Сколько ног у осьминога? Значит нас ждёт восемь заданий. | Дети отвечают на вопросы, формулируют цель занятия (выполнить задания осьминога). | Формулировка цели занятия | |
Деятельностный этап | Мимическая гимнастика | № 1 Игра «Мы умеем» (по картинкам) Л. показывает картинку и произносит: «Мы умеем...» | Выполняют мимические упражнения с опорой на картинку. Проговаривают свои действия (удивляться, огорчаться, сердиться, радоваться) | Развитие мимических мышц лица |
Артикуляционная гимнастика | № 2 «Морские обитатели» Л: Изобразим морских обитателей с помощью губ и язычка. | Выполняют артикуляционные «Акула», «Дельфин», «Рыбка», «Кит» упражнения по показу логопеда. | Развитие артикуляционной моторики. | |
Деление слов на слоги | № 3 «Прохлопай слово» Давайте познакомимся с друзьями нашего осьминога. Будем доставать из мешка по одной фигурке, называть её, прохлопывать слово. | Дети достают из мешка игрушки из фетра (дельфин, кит, медуза, черепаха, рыба, звезда ), называют слово, прохлопывают его, считают, сколько в нём слогов. | Совершенствование умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. | |
№ 4 «Раздели картинки» (мой, моя) Л : Осьминог предлагает разделить картинки. Никита возьмёт те, про которые можно сказать «это мой», а Вероника -те, про которые можно сказать «это моя». | Детям предлагается отобрать картинки, про которые можно сказать «мой», «моя». (Детям даются картинки на отрабатываемые звуки Л', Р) | Развитие умения различать и употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя». Автоматизация отрабатываемого звука в словах. | ||
№ 5 Игра «Топай-хлопай». Логопед: Дети, я называю вам животных, если это животное относится к морским обитателям, вы должны хлопнуть в ладоши, а если это животное обитает на суше – топнуть ногой. ОСЬМИНОГ, ДЕЛЬФИН, МЫШЬ, КИТ, ЛИСА, ВОЛК, РЫБА, ЗАЯЦ, КОТ, МЕДУЗА | Слушают слова, выполняют действия. | Развитие слухового внимания, общей моторики. | ||
№ 6 Игра «Спаси от акулы» Отобрать картинки на звук А Л: Пока мы с вами играли, на наших морских друзей напала акула. Чтобы нам с вами их спасти, мы должны подарить акуле картинки, название которых начинается с её любимого звука. (звук А) | Дети выбирают из предложенных картинок только те, название которых начинается со звука А. | Развитие навыков звукового анализа. | ||
№ 7 «Необычные рыбы» Л: У нашего осьминога в море есть ещё очень много друзей — рыб. Давайте мы посмотрим на их портреты и попробуем догадаться, как они называются. (рыба-меч, рыба-пила, рыба-носорог, рыба-клоун, рыба-ёж, рыба-молот) | Рассматривают картинки, по характерным признакам дают название рыбам. | Образование названий рыб по их характерным признакам. | ||
№ 8 «Нарисуй подводный мир» А теперь я предлагаю вам нарисовать подводный мир. Карандаши — это наши пальцы, а лист для рисования — это песок. (включается синяя подсветка стола). Давайте мы с вами наш подводный мир наполним обитателями. (Выдаются фигурки морских обитателей, дети их раскладывают на столе). | Дети рисуют подводный мир на песочном столе. Выкладывают фигурки морских обитателей. Отвечают на вопросы логопеда по сделанной картине. | Развитие мелкой моторики, воображения, тактильных ощущений. Составление простых предложений. | ||
Заключительный этап | Рефлексия | Давайте посмотрим, все ли задания осьминога мы выполнили? Какое задание было самым трудным? Какое задание показалось лёгким? | Высказываются по поводу полученной информации; своего эмоционального состояния. | Обобщить тему занятия, оценить деятельность детей на занятии. |
Сюрпризный момент | Осьминогу очень понравилось, как вы справились с его заданиями, он хочет подарить вам подарки с морского дна — ракушки. | Дети благодарят осьминога, прощаются, идут в группу. | Эмоционально-положительный настрой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Морские обитатели"
Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях Чёрного моря, чем питаются, как живут под водой;Участие детей в проек...
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морские обитатели".
Использование в работе педагога психолога здоровьесберегающих технологий посредством интегративной деятельности....
Проект "Морские обитатели"
Экологический проект для детей подготовительной к школе группы, интеграция всх образовательных областей....

«Морские обитатели»
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающем и ручному труду....

Проект "Морские обитатели. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на один день.
Проект поможет воспитателям выстроить очень интересный и познавательный день в группе, на природе. Совместно с родителями и педагогическим персоналом систематизировать , обобщать...
конспект "Морские обитатели"
нетрадиционная техника "пластилинография"...
занятие "морские обитатели" (раскрашиваем гипсовые фигурки морских животных"
Продолжать знакомить детей с обитателями морских глубин, знать их названия, учить раскрашивать гипсовые фигурки цветной гуашью.Развивать фантазию и воображение у детей....