Тема: «Звуки С-СЬ. Буква Сс»
методическая разработка по логопедии
Учить детей дифференцировать звуки «С-СЬ» на слух и в произношении, соотносить букву «С» со звуками «С»-«СЬ». Продолжать учить дифференцировать понятия «звук-буква». Преобразовывать слоги и слова. Образовывать сложные прилагательные.Составлять предложения по заданной схеме предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_differentsiatsii_zvukov_s-s.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа.
Тема: «Звуки С-СЬ. Буква Сс»
Цель:
- Учить детей дифференцировать звуки «С-СЬ» на слух и в произношении, соотносить букву «С» со звуками «С»-«СЬ».
- Продолжать учить дифференцировать понятия «звук-буква».
- Преобразовывать слоги и слова.
- Образовывать сложные прилагательные.
- Составлять предложения по заданной схеме предложения.
- Распространять предложения однородными определениями.
- Формировать звукобуквенный анализ, навык чтения и печатания слов.
- Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, ответственность.
Словарная работа:
- Объяснить значение слов: стряпуха, стряпать, слоеный салат, серьёзность, сосредоточенность, содружество, песочные часы.
- Активизировать в речи детей: сила, оси, осы, персик, апельсин, абрикос, кокос, ананас, смородина, семечки, мясо, селёдка, лисички, колбаса, сосиски…
Дидактический материал:
- Демонстрационный: карточки- схемы (качества), часы песочные, предметные картинки, макет (салатница), звуковые символы, схема предложения, схема слов- признаков.
- Раздаточный: звуковые символы, тетради, ручки, карточки для чтения, картинки- пазлы, эмблемы, кассы букв.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Логопед: - Ко мне подойдёт тот, кто назовёт слово, в котором есть звук «СЬ» (С)
- Введение в тему:
Логопед: - Я знаю ещё одно слово со звуком «С»- стряпуха. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)
Логопед:- Раньше, много лет назад, вместо «готовить еду», говорили: «стряпать еду», а женщину, которая готовила «стряпуха»- от слова «стряпать»- готовить. У стряпухи должны быть определённые качества , которые помогут ей в работе: (показывает схемы- карточки):
- Сила- для чего стряпухе нужна сила? Покажите какие вы сильные.
- Серьёзность- для чего? Покажите какие вы серьёзные.
- Сосредоточенность- для чего? Покажите какие вы сосредоточенные.
- Содружество со своими помощниками- для чего? Покажите какие вы дружные.
Логопед: - Послушайте внимательно слова: сила, серьёзность, сосредоточенность, содружество. Кто догадался, о каких звуках мы будем говорить? (ответы детей)
Логопед: - Сегодня на занятии мы будем учиться различаться звуки «С-СЬ» и будем работать с буквой, которая обозначает эти звуки.
- Характеристика звуков «С-СЬ»:
Логопед:- Расскажите всё о звуке «С» (Звук «С»- согл., твёрдый, глухой, обозначаем синим символом)
Логопед:- Расскажите всё о звуке «СЬ» (Звук «СЬ»- согл., мягкий, глухой, обозначаем зелёным символом)
- Сопоставление звуков:
Логопед: - Сравним звуки «С-СЬ».Чем похожи эти звуки? (Согласные, глухие)
Логопед: - Чем отличаются звуки «С-СЬ» («С» твёрдый, «СЬ»- мягкий)
- Дифференциация звуков на слух и в произношении:
Логопед: (надевает фартук)- Сегодня я стряпуха, а вы мои помощники. Мы приготовим слоёный салат, в котором все продукты уложены слоями, а в названии продуктов будут какие звуки? («С», «СЬ») У нас будут две команды, которые не будут соревноваться, в командах будет содружество.
- Первая команда звука «С»
- Вторая команда звука «СЬ»
Раздаются эмблемы команд
- Команды пройдите на свои места.
Логопед: - Возьмите символ своего звука в правую руку.
Как услышите свой звук-
Поднимайте быстро руку!
- Выделение звуков из ряда слогов: ти, па, са, ся, ста, пто, сто, сим, кты, уси….
- Преобразование слогов и слов:
Логопед: - Чтобы успеть приготовить еду стряпуха и её помощники должны быть быстрыми. Помогут нам в этом (показывает песочные часы). – Что это? (песочные часы)
Логопед: - Какой нужный нам звук стоит в слове «песочные», «часы» (С)
Логопед: (переворачивает песочные часы)- Выполнить задание командам, пока часы не пересыпались: вы должны заменить звук «С» на звук «СЬ» и наоборот.
Приготовились?
Вперёд!
Будет всё наоборот!
Са-ся ся-са
Со-сё сё-со
Сум-сюм сюм- сум
Сым- сим сим-сым
Сэм- сем сем- сэм
Логопед: - Теперь в словах
Осы- оси носи-носы
- Выделение звуков «С-СЬ» из ряда слов:
Логопед: Всё готово, повара,
Салат делать нам пора!
Логопед: - Назовите картинки ( на мольберте: сыр, апельсин, селёдка, персик, абрикос, мясо, семечки, кокос, ананас, колбаса, смородина, лисички- грибы, сосиски).
Логопед: - Наш слоёный салат будет сладкий. Какие нам подойдут? (апельсин, персик, абрикос, семечки, кокос, ананас, смородина)
Логопед: - Назовите посуду для салата. (салатница), показывает макет салатницы.
Готовим нижний слой салата. Выберите продукт для этого слоя. Какой звук в названии продукта «С» или «СЬ»? Почему? (Звук «С»- твёрдый, его обозначают синим цветом).
- Мы выбираем продукт и определяем, на каком месте стоит звук «С»- в начале, середине или в конце слова.
Например: - Я выбираю кокос, потому, что в слове «кокос» есть звук «С», он стоит конце слова (располагаем кокос в конце синей полосы)
Аналогично дети отгадывают, какой звук будет стоять в названии продукта в каждом слое, где стоит этот звук в слове, располагают картинку в зависимости от места звука в слове- в начале полосы, в середине или в конце.
- Динамическая пауза:
Логопед: Отдохнуть пришла пора,
Разомнитесь повара!
- Я проверю, кто из вас самый внимательный и сосредоточенный.
Д/У: «На меня посмотри- и за мною повтори» (дети повторяют движения за логопедом)
Д/У: «На меня посмотри, но за мной Не повтори» (дети выполняют движения в соответствии с заданием, логопед выполняет неправильные движения)
- Звукобуквенный анализ: (по командам- один ребёнок из каждой команды выполняет у доски, остальные на местах)
Соки Сима
Заменяют звуки на буквы и записывают слова в тетрадь.
- Самостоятельная работа: вставить буквы «С» в слово и прочитать.
.ок- сок, .ом- сом, .ам- сам, о.ы- осы, у.ы- усы, .ито-сито, ко.ы- косы, ко.и- коси, .ами- сами…
- Образование сложных прилагательных:
Логопед: - персик и абрикос- это …. (фрукты)
- смородина- это…..(ягода)
- салат из фруктов и ягод одним словом он (какой?)….(фруктово- ягодный)
- салат и кислый и сладкий, одним словом он (какой?)…..( кисло- сладкий)
- салат разного цвета, одним словом он (какой?)….(разноцветный)
- в салате много слоёв, значит он (какой?)…(многослойный)
- если у салата один слой он (какой?)……(однослойный)
- если два слоя …..(двухслойный), если три слоя …..(трёхслойный) и т.д. ( четырёх, пяти, шести, семислойный)
- Распространение предложений однородными определениями:
Логопед: - Придумайте предложение со словом «салат». (Дети составляют предложение)
Логопед:- Придумайте предложения, которые подходят к этой схеме. Сколько слов должно быть в предложении? (3), (дети составляют предложения из трёх слов).
Логопед:- А теперь мы превратим его в такое предложение, чтобы гостям понравился наш салат, и они захотели его попробовать. Помогут нам в этом слова- признаки.
- Мы сделали какой салат? (ребёнок говорит слово- признак и показывает его место на схеме, получается предложение: «Мы сделали вкусный, полезный, сладкий …. салат»)
- Работа с ребусами:
Логопед: - Мы сегодня были серьёзные, сосредоточенные, а сейчас узнаем, есть ли в наших командах содружество: всей командой, не споря, вы должны сложить свои пазлы. (команда соединяет картинки- пазлы). Логопед переворачивает 1 и 2 ребусы, дети отгадывают ребус: семь +слой +салат = семислойный салат.
Логопед: - Вы сегодня много трудились, а теперь попробуйте, какой получился салат (угощает детей).
- Итог:
Логопед: - Вспомним качества, которые помогли нам приготовить салат (сила, серьёзность, сосредоточенность, содружество)
- Какие звуки были в названии продуктов для салата?
- Домашнее задание: вспомнить слова со звуками «С»- «СЬ» и придумать с этими словами предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...