Су-Джок терапия и камешки марблс в работе с детьми по речевому развитию
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Шляева Наталья Сергеевна

Су-Джок терапия и камешки марблс в работе с детьми по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. И нетрадиционные формы, и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание.

Слайд 2

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия ("Су" по-корейски – кисть, "Джок" – стопа) — это метод лечения воздействием на кисть и стопу, разработанный южнокорейским ученым профессором Пак Чже Ву. А в основе - теория о том, что стопа и кисть повторяют строение тела человека и традиционная акупунктура восточной медицины, она считается одной из лучших систем самооздоравления.

Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, попадая в нужные точки в системах соответствия можно эффективно развивать и речевую сферу ребенка.

Слайд 3

Все мы помним, о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев (как ещё когда-то сказал известный педагог В. А. Сухомлинский) и многими исследователями доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, в т.ч. отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры. Поступающие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Поэтому су-джок терапия применяется с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Слайд 4

В логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Решая при этом множество задач (на слайде).

Форма организации работы с су-джок массажёрами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

(Задачи: не зачитывать)

• Воздействовать на биологически активные точки.

• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.

• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.

• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

Слайд 5

Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы и, при правильном применении, может наступить выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не нанесёт вреда.
  • Эмоциональный отклик ребёнка (яркие шарики-массажёры и «волшебные» колечки очень нравятся детям)
  • Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек. Шарики су-джок свободно продаются в аптеках и интернет-магазинах и не требуют больших затрат.

В работе используют су-джок - массажеры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами и колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях. Прокатывая шарик между ладошками, сжимая и постукивая, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Упражнения хорошо сопровождать интересным текстовым материалом (детям помладше - сказки о Колобке, Ёжике, рукавичке… читать потешки, стихотворения и т.д.)

Такую работу можно проводить и перед выполнением заданий на развитие графо-моторных навыков или связанных с письмом, в течение минуты.

Как разновидность активизации точек может использоваться и

• Ручной массаж кистей, пальцев рук и ногтевых пластин. Кончики пальцев необходимо массировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

и

• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, су-джок валиков т. д.

(в кабинете мы этим не заняты, но данную форму работы можно активно рекомендовать родителям воспитанников для использования в домашних условиях)

Слайд 6

Направления работы с использованием массажёров су-джок разнообразны:

• Пальчиковая гимнастика

• Автоматизация звуков

• Совершенствование лексико-грамматических категорий

• Развитие памяти, внимания

• Слоговая структура слов

• Звуковой анализ слов

• Совершенствование навыков употребления предлогов

Слайд 7

Примеры игр в данных направлениях:

*На развитие фонематического слуха и восприятия:

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав звук/слог или слово с ним»

-видео

Слайд 8

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (кр, син, зел. шарики)

*На развитие звукового и слогового анализа слов:

• Упражнение «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

-видео

Слайд 9

*Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

• Игры с перекатыванием массажёра друг другу: «Один-много», «Назови ласково», «Чей? Чья», «Два и пять».. любая речевая игра на л-гр. категории и словоизменение/словообразование/согласование: привычные игры «с мячом», могут быть применены с массажными шариками и валиком су-джок.

  • «Валик мне назад верни, слово верно измени»

- видео

Слайд 10

*Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге звук»

• «Шарик мне назад верни, слово верно повтори»

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием слов, стихотворений, чистоговорок.

-Слайд 11 – видео

Это лишь некоторые примеры использования су – джок в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

        В результате использования су-джок терапии:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления учебной деятельности.

/НЕ ЗАЧИТЫВАТЬ:

Пути реализации су-джок терапии в работе логопеда

• Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.

• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

• Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии)

• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).

Этапы

проведения су – джок терапии на логопедических занятиях

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями. /

Слайд 12

Параллельно в направлении работы «моторика-рука и речь», хочется отметить такое пособие как    

Камешки марблс.

Это материал, который может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (с англ. marble, означает «мрамор») — небольшие сферические игрушки, обычно — разноцветные шарики, изготовленные из стекла, глины, стали или агата.

Камешки являются замечательным средством развития мышления, речи, общения и воображения детей. Это настоящая находка для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

Слайд 13

(зачитывать коротко)

• Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

• Упражнять в ориентировке на плоскости листа

Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов

• Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику

• Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы

•Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков

• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие

• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память

• Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому удаётся добиваться хороших результатов в закреплении поставленных звуков у детей.

Слайд 14

Примеры игр на постановку и автоматизацию поставленных звуков

1. Выложи звуковую дорожку повторяя поставленный звук.

2. Найди букву в бассейне с марблс, которую ты учишь.

3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.

4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.

5. Выложи букву, которую проходим. Выложи слог.

7. Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.

8. Пройди лабиринт и проговори слоги/слова на закрепляемый звук.

-видео  + Слайд 15 – видео

Слайд 16

9. Развитие фонематического восприятия.

Положи синий камешек на картинки, в которых услышишь Ш.

Положи красный камешек на картинки, в которых услышишь У.

Положи зеленый камешек на картинки, в которых услышишь Ч  и пр..

10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.

-видео  + Слайд 17 - видео

Слайд 18

11. Четвертый лишний: по размеру, цвету, форме, отношению к классу предметов, т.е. закрыть камешком.

12. Отгадывание загадок. Закрыть отгадки камешками.

13. Математические диктанты. Закрепление сагиттальных направлений: «лево – право», «верх – низ». Правый верхний, левый нижний.

14. Разбери по группам. Разбери по цвету, размеру, форме.

15. Собери по образцу. Продолжи узор. Продолжи ряд.

16. Крестики – нолики.

17. Скажи, где камешек? (на закрепление пройденных предлогов - В, - НА, - ОКОЛО, - ПОД, - ЗА.)

18. Найди место камешку (развитие пространственного восприятия)

Вариант1 Ребенка просят по инструкции разложить камешки. Вариант2 Ребенок сам раскладывает и проговаривает их местоположение.

Таким образом, можно смело сказать, что Су - Джок терапия и использование марблс - это эффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, дающий возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Слайд 19

Используемая литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2022.

2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2014. – С. 78 -82.

3. Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Логопедический игровой массаж. Упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2020

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2017.

4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

5. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 2005.

6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2017 С. 94

7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160

8. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2022. – С. 72

10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

11. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт использования камешков и шариков Марблс в работе с детьми с речевыми нарушениями».

Здоровьесберегающие технологие в ДО с использованием нетрадиционных материалов....

Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов в работе с детьми раннего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечн...

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию

Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...

"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»

        У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я х...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

Семинар- практикум «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 1»      Семинар- практикум«Использование камешков «Марблс» в работ...