Су-Джок терапия и камешки марблс в работе с детьми по речевому развитию
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Су-Джок терапия и камешки марблс в работе с детьми по речевому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhok_terapiya_i_kameshki_marbls_v_rabote_s_detmi_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. И нетрадиционные формы, и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание.
Слайд 2
Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия ("Су" по-корейски – кисть, "Джок" – стопа) — это метод лечения воздействием на кисть и стопу, разработанный южнокорейским ученым профессором Пак Чже Ву. А в основе - теория о том, что стопа и кисть повторяют строение тела человека и традиционная акупунктура восточной медицины, она считается одной из лучших систем самооздоравления.
Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, попадая в нужные точки в системах соответствия можно эффективно развивать и речевую сферу ребенка.
Слайд 3
Все мы помним, о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев (как ещё когда-то сказал известный педагог В. А. Сухомлинский) и многими исследователями доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, в т.ч. отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры. Поступающие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Поэтому су-джок терапия применяется с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Слайд 4
В логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Решая при этом множество задач (на слайде).
Форма организации работы с су-джок массажёрами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
(Задачи: не зачитывать)
• Воздействовать на биологически активные точки.
• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Слайд 5
Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии являются:
- Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы и, при правильном применении, может наступить выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не нанесёт вреда.
- Эмоциональный отклик ребёнка (яркие шарики-массажёры и «волшебные» колечки очень нравятся детям)
- Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек. Шарики су-джок свободно продаются в аптеках и интернет-магазинах и не требуют больших затрат.
В работе используют су-джок - массажеры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами и колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях. Прокатывая шарик между ладошками, сжимая и постукивая, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Упражнения хорошо сопровождать интересным текстовым материалом (детям помладше - сказки о Колобке, Ёжике, рукавичке… читать потешки, стихотворения и т.д.)
Такую работу можно проводить и перед выполнением заданий на развитие графо-моторных навыков или связанных с письмом, в течение минуты.
Как разновидность активизации точек может использоваться и
• Ручной массаж кистей, пальцев рук и ногтевых пластин. Кончики пальцев необходимо массировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
и
• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, су-джок валиков т. д.
(в кабинете мы этим не заняты, но данную форму работы можно активно рекомендовать родителям воспитанников для использования в домашних условиях)
Слайд 6
Направления работы с использованием массажёров су-джок разнообразны:
• Пальчиковая гимнастика
• Автоматизация звуков
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Слоговая структура слов
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
Слайд 7
Примеры игр в данных направлениях:
*На развитие фонематического слуха и восприятия:
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук»
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав звук/слог или слово с ним»
-видео
Слайд 8
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (кр, син, зел. шарики)
*На развитие звукового и слогового анализа слов:
• Упражнение «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
-видео
Слайд 9
*Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
• Игры с перекатыванием массажёра друг другу: «Один-много», «Назови ласково», «Чей? Чья», «Два и пять».. любая речевая игра на л-гр. категории и словоизменение/словообразование/согласование: привычные игры «с мячом», могут быть применены с массажными шариками и валиком су-джок.
- «Валик мне назад верни, слово верно измени»
- видео
Слайд 10
*Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге звук»
• «Шарик мне назад верни, слово верно повтори»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием слов, стихотворений, чистоговорок.
-Слайд 11 – видео
Это лишь некоторые примеры использования су – джок в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
В результате использования су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления учебной деятельности.
/НЕ ЗАЧИТЫВАТЬ:
Пути реализации су-джок терапии в работе логопеда
• Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
• Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии)
• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
Этапы
проведения су – джок терапии на логопедических занятиях
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями. /
Слайд 12
Параллельно в направлении работы «моторика-рука и речь», хочется отметить такое пособие как
Камешки марблс.
Это материал, который может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.
Марбл (с англ. marble, означает «мрамор») — небольшие сферические игрушки, обычно — разноцветные шарики, изготовленные из стекла, глины, стали или агата.
Камешки являются замечательным средством развития мышления, речи, общения и воображения детей. Это настоящая находка для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
Слайд 13
(зачитывать коротко)
• Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
• Упражнять в ориентировке на плоскости листа
• Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
• Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
• Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
• Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
•Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
• Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому удаётся добиваться хороших результатов в закреплении поставленных звуков у детей.
Слайд 14
Примеры игр на постановку и автоматизацию поставленных звуков
1. Выложи звуковую дорожку повторяя поставленный звук.
2. Найди букву в бассейне с марблс, которую ты учишь.
3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне.
4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.
5. Выложи букву, которую проходим. Выложи слог.
7. Заполни дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.
8. Пройди лабиринт и проговори слоги/слова на закрепляемый звук.
-видео + Слайд 15 – видео
Слайд 16
9. Развитие фонематического восприятия.
Положи синий камешек на картинки, в которых услышишь Ш.
Положи красный камешек на картинки, в которых услышишь У.
Положи зеленый камешек на картинки, в которых услышишь Ч и пр..
10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.
-видео + Слайд 17 - видео
Слайд 18
11. Четвертый лишний: по размеру, цвету, форме, отношению к классу предметов, т.е. закрыть камешком.
12. Отгадывание загадок. Закрыть отгадки камешками.
13. Математические диктанты. Закрепление сагиттальных направлений: «лево – право», «верх – низ». Правый верхний, левый нижний.
14. Разбери по группам. Разбери по цвету, размеру, форме.
15. Собери по образцу. Продолжи узор. Продолжи ряд.
16. Крестики – нолики.
17. Скажи, где камешек? (на закрепление пройденных предлогов - В, - НА, - ОКОЛО, - ПОД, - ЗА.)
18. Найди место камешку (развитие пространственного восприятия)
Вариант1 Ребенка просят по инструкции разложить камешки. Вариант2 Ребенок сам раскладывает и проговаривает их местоположение.
Таким образом, можно смело сказать, что Су - Джок терапия и использование марблс - это эффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, дающий возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Слайд 19
Используемая литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2022.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2014. – С. 78 -82.
3. Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Логопедический игровой массаж. Упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2020
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2017.
4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
5. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 2005.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2017 С. 94
7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160
8. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2022. – С. 72
10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
11. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт использования камешков и шариков Марблс в работе с детьми с речевыми нарушениями».
Здоровьесберегающие технологие в ДО с использованием нетрадиционных материалов....
Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста.
Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов в работе с детьми раннего возраста. Камешки можно использовать для создания сюрпризного момента, релаксации и конечн...
Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста
Картотека игр с камушками марблс...
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию
Использование элементов Су-Джок терапии как современной технологии в работе с детьми по речевому развитию...
"Мастер - класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»
У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы,которые мы используем в своей работе. Сегодня я х...
Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?
Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....
Семинар- практикум «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по познавательно-речевому развитию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад 1» Семинар- практикум«Использование камешков «Марблс» в работ...