Использование кроссвордов в логопедической практике
методическая разработка по логопедии
Кроссворды относятся к игровым приемам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса к окружающему миру, формирование положительных эмоций.
Для детей разгадывание кроссвордов превращается в увлекательную игру, которая к тому же способствуют их интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_krossvordov_v_logopedicheskoy_praktike.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Хазова Е.Г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Хочется вспомнить слова А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Кроссворды относятся к игровым приемам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса к окружающему миру, формирование положительных эмоций.
Для развития познавательно-речевых процессов у дошкольников с ТНР я в своей работе использую кроссворды.
Что же такое кроссворд?
«Кроссворд» в переводе с английского – это «пересечение слов», «крестословица» – головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
Для детей разгадывание кроссвордов превращается в увлекательную игру, которая к тому же способствуют их интеллектуальному развитию. Ребёнок, разгадывая кроссворд, превращается в исследователя, ему необходимо прилагать усилия, уметь сосредотачиваться, размышлять, тем самым увеличивая приобретённые знания и опыт.
Кроссворды объединяют три важных направления деятельности дошкольников:
-формирование естественнонаучных представлений,
-обучение грамоте,
-формирование математических представлений.
Кроссворды бывают разные:
- Тематические кроссворды. Это кроссворды, которые посвящены какой-то определенной теме.
- Алфавитные кроссворды. Эти кроссворды характеризуются тем, что все загаданные слова имеют один общий признак. Например, все слова начинаются с одной и той же буквы.
- Кроссворды с фрагментами, где задания даются в виде какого-либо изображения, рисунка или фотографии.
- Ребусные кроссворды. Они отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.
Приступать к решению кроссвордов можно, как только ребенок начнет самостоятельно осваивать чтение.
Какие задачи стоят перед педагогом при использовании кроссвордов в коррекционно-развивающей работе?
1.Развитие у старших дошкольников мотивации к письменной речи, через решение познавательных задач.
2. Обогащения словарного запаса и развития понимания значения слов.
3.Выработка осознанного воспроизведения графически правильного начертания печатных букв и умения написания слов в соответствии с правилами кроссворда.
Для грамотного составления кроссвордов для старших дошкольников существуют следующие правила:
1. Необходимо подбирать слова с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их речевых и интеллектуальных возможностей.
2. Важно помнить, что отгадывания кроссворда это закрепление, пройденной темы, то есть предварительно должна проводиться работа по актуализации и активизации словаря.
3. Все трудные места, в которых орфографическое написание расходится с орфоэпическим произнесением, должны быть заполнены педагогом.
4. Клетки должны быть достаточно крупными, количество слов не превышать 20.
После того, как выбрана тема и отобраны слова, можно определиться и с формой заданий.
Варианты форм заданий:
- По типу, доскажи словечко: Пасутся возле речки/ Кудрявые …
- По типу сравнения: Говорят, упрямый, как …, Говорят работает, как …
- По типу загадок: Эта птица символ мира и посыльный почтовой/ Если выйдешь прогуляться, он как тут на мостовой.
- По типу простых вопросов или предложений.
- Комбинированного типа.
Галина Амосовна Каше в пособии «Подготовка к школе детей с недостатками речи» также предлагает использовать в работе с детьми игровые упражнения в форме кроссвордов. Где рекомендует кроссворды составлять логопедам по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов.
Начальное слово пишется по вертикали - каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед от каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова. Свободные клеточки расположены так, чтобы дети были в состоянии подобрать некоторое количество подходящих слов. Пример: исходное слово «БЕЛКА».
Б | ||||||
Е | ||||||
Л | ||||||
К | ||||||
А |
Как же научить детей отгадывать кроссворд?
Существует несколько этапов работы с кроссвордом:
На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд. В ходе знакомства с кроссвордом, нужно сначала предложить детям внимательно рассмотреть картинки, назвать их, объяснить, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Допускается, что на данном этапе буквы записывает педагог. В дальнейшем, дети сами будут вписывать слова в схему. Дети, знающие все буквы алфавита, могут делать это самостоятельно.
Необходимо также познакомить детей с основными правилами отгадывания кроссвордов.
Какие же существуют правила при отгадывании кроссвордов?
1. Буквы вписываются в клеточки, каждая клетка предназначена только для одной буквы. Слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.
2. Номер задания (картинки) должен совпадать с номером отгаданного слова, с учетом расположения слов по горизонтальным и вертикальным линиям. Слова вписываются по горизонтали: слева направо, по вертикали: сверху вниз.
3. Начинать кроссворд можно с любого слова, то есть порядок, заданный нумерацией, соблюдать не обязательно.
4. Кроссворд считается решенным, если заполнены все клетки.
На данном этапе работы с кроссвордами от педагога требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить отношения сотрудничества.
На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью закрепления полученной ранее информации.
Организация работы:
-групповая, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, педагог предлагает детям «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии»);
-по подгруппам, с целью закрепления изученного материала, полученных знаний (предлагаем поработать командами);
-индивидуальная (разгадывание загадок и внесение ответов в клеточки кроссворда).
На третьем этапе дети учатся самостоятельно или с помощью педагога составлять элементарные кроссворды.
В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста кроссворды можно использовать как часть образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, на итоговых мероприятиях и развлечениях. Также кроссворды можно использовать в работе с родителями для закрепления знаний детей по определенным темам.
Родители активно включаются в работу по составлению кроссвордов. Так, в ходе реализации краткосрочного проекта по использованию кроссвордов в работе с дошкольниками с ТНР в подготовительной группе, совместно родителями и детьми был создан альбом «Мы любим решать кроссворды!», в который вошли кроссворды на темы, выбранные ребятами.
Ведь участие самых близких людей в совместной деятельности для ребенка – это еще одна возможность создания ситуации успеха.
Хочется отметить, что использование кроссвордов в работе с дошкольниками с ТНР не только положительно влияет на познавательно-речевое развитие детей, но и предоставляет возможность педагогу разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, д...
Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»
«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...
Использование массажа в логопедической практике (в условиях детского сада)
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако речевая патология не существует сама по себе, изолированно. Возникают сопутствующие нарушения: различные ко...
Теоретический аспект использования ИКТ в логопедической практике.
Использование ИКТ в логопедической практике. (Из опыта работы)...
Сообщение на педсовете «Использование ИКТ в логопедической практике»
Использования ИКТ в работе логопеда, преимущества, направления....