Использование кроссвордов в логопедической практике
методическая разработка по логопедии

Кроссворды относятся к  игровым  приемам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса к окружающему миру, формирование положительных эмоций.

Для детей разгадывание кроссвордов превращается в увлекательную игру, которая к тому же способствуют их интеллектуальному развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_krossvordov_v_logopedicheskoy_praktike.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Хазова Е.Г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССВОРДОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Хочется вспомнить слова А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков  во многом  он  будет  в работе, когда вырастет».

Кроссворды относятся к  игровым  приемам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса к окружающему миру, формирование положительных эмоций.

Для развития познавательно-речевых процессов у дошкольников с ТНР я в своей работе использую  кроссворды.

Что же такое кроссворд?

«Кроссворд»  в переводе с английского – это «пересечение слов», «крестословица» – головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Для детей разгадывание кроссвордов превращается в увлекательную игру, которая к тому же способствуют их интеллектуальному развитию. Ребёнок, разгадывая кроссворд, превращается в исследователя, ему необходимо прилагать усилия, уметь сосредотачиваться, размышлять, тем самым увеличивая приобретённые знания и опыт.

Кроссворды объединяют три важных направления деятельности дошкольников:

-формирование естественнонаучных представлений,

-обучение грамоте,

-формирование математических представлений.

 

Кроссворды бывают разные:

  • Тематические кроссворды. Это кроссворды, которые посвящены какой-то определенной теме.
  • Алфавитные кроссворды. Эти кроссворды характеризуются тем, что все загаданные слова имеют один общий признак. Например, все слова начинаются с одной и той же буквы.
  • Кроссворды с фрагментами, где задания даются в виде какого-либо изображения, рисунка или  фотографии.
  • Ребусные кроссворды. Они отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.

Приступать к решению кроссвордов можно, как только ребенок начнет самостоятельно осваивать чтение.

Какие задачи стоят перед педагогом при использовании кроссвордов в коррекционно-развивающей работе?

1.Развитие у старших дошкольников мотивации к письменной речи, через решение познавательных задач.

2. Обогащения словарного запаса и развития понимания значения слов.

3.Выработка осознанного воспроизведения графически правильного начертания печатных букв и умения написания слов в соответствии с правилами кроссворда.

Для грамотного составления кроссвордов для старших дошкольников существуют следующие правила:

1. Необходимо подбирать слова с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их речевых и интеллектуальных возможностей.

2. Важно помнить, что отгадывания кроссворда это закрепление, пройденной темы, то есть предварительно должна проводиться работа по актуализации и активизации словаря.

3. Все трудные места, в которых орфографическое написание расходится с орфоэпическим произнесением, должны быть заполнены педагогом.

4. Клетки должны быть достаточно крупными, количество слов не превышать 20.

После того, как выбрана тема и отобраны слова, можно определиться и с формой заданий.

Варианты форм заданий:

  • По типу, доскажи словечко: Пасутся возле речки/ Кудрявые …
  • По типу сравнения: Говорят, упрямый, как …, Говорят работает, как …
  • По типу загадок: Эта птица символ мира и посыльный почтовой/ Если выйдешь прогуляться, он как тут на мостовой.
  • По типу простых вопросов или предложений.
  • Комбинированного типа.

Галина Амосовна Каше в пособии «Подготовка к школе детей с недостатками речи» также предлагает использовать в работе с детьми игровые упражнения в форме кроссвордов. Где рекомендует кроссворды составлять логопедам по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов.

Начальное слово пишется по вертикали - каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед от каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова. Свободные клеточки расположены так, чтобы дети были в состоянии подобрать некоторое количество подходящих слов. Пример: исходное слово «БЕЛКА».

Б

Е

Л

К

А

        Как же научить детей отгадывать кроссворд?

Существует несколько этапов работы с кроссвордом:

        На первом этапе ребенку показывается оформленный кроссворд. В ходе знакомства с кроссвордом, нужно сначала предложить детям внимательно рассмотреть картинки, назвать их, объяснить, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Допускается, что на данном этапе буквы записывает педагог. В дальнейшем, дети сами будут вписывать слова в схему. Дети, знающие все буквы алфавита, могут делать это самостоятельно.

        Необходимо также познакомить детей с основными правилами отгадывания кроссвордов.

        Какие же существуют правила при отгадывании кроссвордов?

1. Буквы вписываются в клеточки, каждая клетка предназначена только для одной буквы. Слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.

2. Номер задания (картинки) должен совпадать с номером отгаданного слова, с учетом расположения слов по горизонтальным и вертикальным линиям. Слова вписываются по горизонтали: слева направо, по вертикали: сверху вниз.

3. Начинать кроссворд можно с любого слова, то есть порядок, заданный нумерацией, соблюдать не обязательно.

4. Кроссворд считается решенным, если заполнены все клетки.

                На данном этапе работы с кроссвордами от педагога требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей, установить отношения сотрудничества.

На втором этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью закрепления  полученной ранее информации.

         Организация работы:

рупповая, с целью формирования интереса к раскрываемой теме (например, педагог предлагает детям «Угадайте, какое слово спрятано в этих клеточках, и вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии»);

-по подгруппам, с целью закрепления изученного материала, полученных знаний (предлагаем поработать командами);

-индивидуальная (разгадывание загадок и внесение ответов в клеточки кроссворда).

        На третьем этапе дети учатся самостоятельно или с помощью педагога составлять элементарные кроссворды.

        В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста кроссворды можно использовать как часть образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности, на итоговых мероприятиях и развлечениях. Также кроссворды можно использовать в работе с родителями для закрепления знаний детей по определенным темам.

                Родители активно включаются в  работу по составлению кроссвордов. Так, в ходе реализации краткосрочного проекта по использованию кроссвордов в работе с дошкольниками с ТНР в подготовительной группе, совместно родителями и детьми был создан альбом «Мы любим решать кроссворды!», в который вошли кроссворды на темы, выбранные ребятами.

                 Ведь участие самых близких людей в совместной деятельности для ребенка – это еще одна возможность создания ситуации успеха.

        Хочется отметить, что использование кроссвордов в работе с дошкольниками с ТНР  не только положительно влияет на познавательно-речевое развитие детей, но и предоставляет возможность педагогу разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

Использование приемов игрового самомассажа в логопедической практике.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

«...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окр...

Использование массажа в логопедической практике (в условиях детского сада)

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Однако речевая патология не существует сама по себе, изолированно. Возникают сопутствующие нарушения: различные ко...

Теоретический аспект использования ИКТ в логопедической практике.

Использование ИКТ в логопедической практике. (Из опыта работы)...

Сообщение на педсовете «Использование ИКТ в логопедической практике»

Использования ИКТ в работе логопеда, преимущества, направления....