Сообщение на педсовете «Использование ИКТ в логопедической практике»
статья

Использования ИКТ в работе логопеда, преимущества, направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педсовете

«Использование  ИКТ в логопедической практике»

Подготовила:

учитель- логопед

МДОУ «ЦРР - детский сад №177»

Шалыгина Е.В.


      Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

       В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. У большинства таких детей имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности  приема и переработки информации. У детей наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психо - эмоциональное состояние, пониженная работоспособность.

Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Перед специалистами-логопедами, работающими в сфере дошкольного специального образования, постоянно встают вопросы совершенствования приемов преодоления речевых нарушений у детей. В этом плане определенные ресурсные возможности имеют информационно- коммуникационные технологии, все чаще применяемые в коррекционно- развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии.

Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении коррекционно – развивающих занятий. Информационно -коммуникационные технологии представляют для учителя-логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы, и структурно-семантического оформления высказывания, и темпа, ритма, плавности речи.

       Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда:

  • повышенный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютером
  • широкие мультимедийные возможности
  • возможности учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка
  • интерактивность компьютерных программ
  • доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет порталов
  • возможность опосредованного консультирования и просвещения родителей
  • наличие компьютерных развивающих тренажеров
  • высокое качество и наглядность стимулирующего материала
  • копирование, редактирование, тиражирование материала.
  • удобство хранения больших объёмов информации.

      Использование современного компьютерного оборудования в работе логопеда:

  • Ноутбук
  • Проектор
  • Сканер
  • Фотокамера
  • Принтер
  • Ламинатор

В логопедической  работе применяются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в  различных  направлениях:

документация; диагностика речевых нарушений; коррекционно – развивающие занятия; работа с педагогами и родителями; методическая работа.

Документация

Как правило, работа учителя-логопеда с документами предполагает три продукта Microsoft: PowerPoint, Excel, Word. В структуре каталогов и папок  содержится перспективный и календарный планы работ, презентации по лексическим темам, карточки с домашними заданиями и конспекты занятий по темам учебного плана и др.

Диагностика

Для проведения диагностики  используются  демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft PowerPoint, содержащие наглядный материал для обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.

Коррекционно – развивающие  занятия

Демонстрационные презентации, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Работа с педагогами и родителями

  • Собрания, практикумы
  • Педсоветы, консультации
  • Буклеты, памятки, сборники
  • Логопедический уголок

Методическая работа

 Использование интернет - ресурсов позволяет учителю-логопеду использовать возможности для психолого-педагогического самообразования, профессионального саморазвития, а также быть в курсе новинок в области специальной и методической литературы:

www.pedsovet.su 

www.logoburg.com 

www.logopediya.com 

www.logopunkt.ru 

www.logoped.ru

www.maam.ru,

www.nsportal,

infourok.ru

  • Создана в электронном виде библиотека книг по логопедии;
  • Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др. в электронном виде;
  • Собраны в электронном виде логопедические тетради;
  • Регулярно использую в работе интернет - ресурсы, расположила свое портфолио на сайте www.nsportal.

         Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Использование новейших информационных технологий в работе учителя-логопеда сочетается с традиционными методами, не заменяя их, а дополняя, входя в их структуру, обогащает процесс новыми возможностями. (разумеется, в случае дозированного применения и в соответствии с требованиями САН ПиНа).

Заключение

          Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игровые методы работы в логопедической практике"

Вработе описываются игровые методы, которые используются при работе в логопедической группе, подобраны и описаны игры на развитие правильного восприятия речи, на развитие фонематического слуха, игры д...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Сообщение на тему: «Использование элементов сказкотерапии в логопедической практике» .

В этой статье родители смогут най ти ответ на вопрос:"Во что играть с детьми, не затрачивая денежных средств?"Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение э...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Сообщение "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в логопедическую практику ДОУ"

Направления применения ИКТ в практике ДОУ:- методическая работа;- профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми....

Сообщение "Индивидуальная работа с родителями логопедической группы"

Индивидуальная работа с родителями логопедической группы...