Конспект занятия по фонематическому восприятию в средней группе "Звуки А и У".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Разработка конспекта по теме "Звуки А и У".Дополнительно домашнее задание по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 48.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звук «А»
Задачи: учить слышать и различать длинное и короткое слова, называть длинное или короткое слово; выработать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «А», учить четко произносить звук «А»; учить слышать зв. «А» в ряду гласных звуков.
Оборудование: логопедический мяч, зеркала на каждого ребенка, символ звука «А»
Ход занятия.
- Организационный момент
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру. Когда я назову игрушку, вам надо хлопнуть в ладошки. Готовы? Начинаем: мишка, огурец, шкаф, роза, кукла, мяч и т.д.
- Знакомство с длинными и короткими словами.
Логопед: Ребята, вы когда-нибудь видели поезд?
Поезда бывают длинными, в нем много вагонов. (Показ картинки – длинный поезд)
Поезда бывают короткими, в нем мало вагонов. (Показ картинки – короткий поезд)
Слова бывают длинными, а бывают короткими. Длинные слова говорят долго, а короткие слова быстро.
Послушайте, как я скажу – ПИ – РА – МИД – КА. – это длинное слово. … «пирамидка» длинное слово? (…)
МЯЧ – это короткое слово. «мяч» - это короткое слово? (…).
Я буду называть слова, а вы мне скажите – длинное или короткое это слово. Я буду вам помогать. (логопед кидает мяч каждому ребенку)
МАШИНА, ЛЕВ, СОБАКА, КОРОВА, САД, СЫН, СОРОКА, МАК, КИТ, МОРОЗЫ, БУКЕТЫ, ЛУК, КОТ, МИР, САМОЛЕТЫ, ВОРОТА, ПОЛ, РУКАВА, КАПЮШОНЫ, МАЛИНА.
-Молодцы! Все правильно назвали!
- Знакомство с темой.
- Посмотрите, кто к нам пришел? Это Таня, она потеряла в речке мячик и плачет: А-А-А-А! Ребята, как плачет Таня? (…). Какой звук мы произносим? (зв. «А»).
- Доктор говорит мальчику, чтоб тот открыл рот и сказал: А-А-А-А-А. Скажите АААА. (…). Какой зв. мы сказали? (зв. «А»). Как говорит собака? (ав, ав!. Какой звук слышится в начале слова? (зв. «А»). Как говорит лягушки? (ква-ква). Какой звук слышится? (зв. «А»).
- посмотрите в зеркало, скажите – ААААА. Что помогает говорить этот звук? (ротик широко открыт, во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта)
- Физминутка.
Логопед: Ребята выходите, сейчас я буду говорить разные звуки, как только вы услышите звук «А» - вам надо захлопать. (логопед называет разные гласные звуки – дети хлопают)
- Логопед: Садитесь.
- посмотрите в зеркало, скажите – ААААА. Что помогает говорить этот звук? (ротик широко открыт, во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта)
Посмотрите, у меня в руках большой красный кружок. Это символ звука «А».
- Сейчас я опять буду произносить разные звуки, а вы поднимите красный кружок, если услышите звук «А».
Итог: Молодцы, вы все хорошо играли. Скажите, с каким звуком мы познакомились? Во что мы играли? Что помогает говорить зв. «А»?
Тема: «Звук «А»
Задачи: продолжать слышать длинные и короткие слова, учиться различать их среди других слов; учить слышать звук А в ряду звуков и слов.
Оборудование: зеркало на каждого ребенка.
Ход занятия.
- Организационный момент
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть разные длинные и короткие слова, а вам надо хлопнуть, когда вы услышите короткое слово.
СЫН, ЛИПА, КОРОВА, СИЛА, МОХ, ТЕЛЕФОН, МОРС, СТУЛ, РАДУГА, САМОЛЕТ, МИР, РЕБЯТА, НОСОЧКИ, ПИР, КАРТОШКА, ШИП.
Молодцы, все хорошо справились.
- Дидактическая игра «Отгадай слово»
Логопед: Ребята, какими бывают слова? (слова бывают длинными и короткими). Сейчас мы с вами поиграем. Послушайте, что я сейчас скажу. КО-РО-ВА (логопед отхлопывает), КОТ (логопед отхлопывает). Логопед: а теперь послушайте, какое слово я загадала. (логопед отхлопывает слова, дети отгадывают) – КО-ТЕ-НОК – КОТ, МЫ-ШО-НОК – МЫШЬ, ГО-ЛО-ВА – ХВОСТ.
- Вычленение зв. «А» в ряду звуков.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам прилетели птенцы, они хотят кушать и плачут. Как они плачут? (А-А-А). Какой звук они произносят (звук А).
- Посмотрите в зеркало, произнесите звук «А-А-А». Что помогает говорить вам этот звук? (рот широко открыт, язычок лежит внизу). Звук «А» какой? (звук «А» гласный). Почему он гласный? (во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта).
- Логопед: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду тянуть разные звуки один за другим, а вы произнесете только звук «А», когда его услышите: А-А-А-У-У-У-О-О-О-А-А-А-И-И-И-А-А-А и т.д.
- Поиграйте в игру «Назови слово»
Логопед: Я буду произносить разные слова, а вы назовете слово, которое начинается со зв. «А»: УДОЧКА, ИСКРА, ОСТРОВ, АРКИ, УЛИЦА, АСТРЫ, ИГЛЫ, ОСЫ, АРМИЯ.
Логопед: Ребята, АРКИ, АСТРЫ, АРМИЯ - с какого звука начинаются эти слова? (со зв. А). какой это звук? (гласный). Почему? (…)
- Физминутка
- А! – со мною вместе пойте,
- А! – пошире рот раскройте!
- А! – споем мы высоко,
- А – потянем низко.
- А … как будто далеко,
- А … - мы слышим – близко.
- А, - шепнем,
- А! – крикнем звонко.
- А, - тихонько,
- А! – Так громко!
Итог: Ребята, что мы сегодня отгадывали? (слова, которые вы загадывали). Какой звук А? (гласный). Что мы учились слышать? (звук А и слова, начинающиеся на звук А)
Тема: «Звук У»
Задачи: учить передавать ритмический рисунок слов; развивать фонематический слух; учить проговаривать слова протяжно, акцентируя изучаемый звук; учить артикулировать звук «У»; учить выделять звук «У» в ряду звуков.
Оборудование: картинка паровоза, картинки гуся, курицы, петуха, утки, зеркала на каждого.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть разные звуки, а вам надо поднять красный кружок, если услышите зв. «А» - А, О, А, И, У, О, А, У А.
- Дидактическая игра «Отхлопай слово».
Логопед: Молодцы, вы все справились! А сейчас мы поиграем в другую игру. (логопед показывает картинки на 1-но и 2-х сложные слова). Ребята, кто (что) это? Это … . сейчас я отхлопаю вам это слово. (логопед хлопает). … повтори. (отхлопывают 3-4 разных ребенка).
- Знакомство с темой.
Логопед: Ребята, как у нас гудит паровоз? («У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Ребята, погудите, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.
- А это у нас кто? (гусь, петух, курица, утка). Давайте пропоем эти слова. (логопед и дети тянут зв. У в словах). Какой зв. в этих словах мы с вами тянули? (звук «У»).
- Дидактическая игра «Паровоз гудит»
Логопед: Сейчас мы эти картинки расставим, а сами сядем в поезд и поедим. Как только мы остановимся, ребятки в поезде погудят. (логопед и ребята «едут на поезде», останавливаются и гудят).
- Знакомство со звуком.
Логопед: Молодцы, ребята, садитесь. Поверните к себе зеркала. Произнесите звук «У». Что помогает говорить этот звук? (губы трубочкой). Этот звук гласный. Почему? (во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта).
Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «У». (логопед произносит, дети хлопают в ладоши, если услышат правильный звук. «У»)
Итог: молодцы, ребята, все справились. С каким звуком вы познакомились? В какие игры мы играли?
Тема: «Звук У»
- Спросите, как гудит паровоз? (поезд гудит звук «У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Погуди, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.
2. Посмотри в зеркало, скажи звук «У» - губы вытянуты трубочкой. Этот звук гласный, потому что во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта. Хлопни, когда услышишь звук «У» (А, О, У, И, У, А, О, У и т.д.)
- Посмотри на картинки, кто это? (это гусь, … петух, … курица, … утка). Произнеси каждое слово, протяни звук «У» в этих словах. Какой зв. в этих словах ты тянул? (звук «У»). у какой птицы нет звука «У»?
Тема: «Звук У»
- Спросите, как гудит паровоз? (поезд гудит звук «У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Погуди, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.
2. Посмотри в зеркало, скажи звук «У» - губы вытянуты трубочкой. Этот звук гласный, потому что во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта. Хлопни, когда услышишь звук «У» (А, О, У, И, У, А, О, У и т.д.)
- Посмотри на картинки, кто это? (это гусь, … петух, … курица, … утка). Произнеси каждое слово, протяни звук «У» в этих словах. Какой зв. в этих словах ты тянул? (звук «У»). у какой птицы нет звука «У»?
Тема: «Звук У»
- Спросите, как гудит паровоз? (поезд гудит звук «У»). Если поезд далеко, то как поезд будет гудеть – громко или тихо? (тихо), а если поезд близко, то как он будет гудеть? (громко). Погуди, как будто поезд близко, далеко, близко, далеко.
2. Посмотри в зеркало, скажи звук «У» - губы вытянуты трубочкой. Этот звук гласный, потому что во рту нет преграды, воздух свободно выходит изо рта. Хлопни, когда услышишь звук «У» (А, О, У, И, У, А, О, У и т.д.)
- Посмотри на картинки, кто это? (это гусь, … петух, … курица, … утка). Произнеси каждое слово, протяни звук «У» в этих словах. Какой зв. в этих словах ты тянул? (звук «У»). у какой птицы нет звука «У»?
Тема: «Звук У»
Задачи: учить слышать заданный звук в ряду звуков; учить отхлопывать слоговую структуру слов; учить характеристике заданного звука; учить понимать символы звуков; продолжать формировать фонематический слух.
Оборудование: предметные картинки, 2-х и 3-х сложные; картинка паровоза; предметные картинки, начинающиеся на звук «У»;
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, я буду произносить разные звуки, а вам надо сказать звук «У», когда его услышите. (логопед называет разные звуки, дети произносят, если слышат звук «У»).
- Дидактическая игра «Отхлопай слово».
Логопед: Молодцы, вы все справились! А сейчас мы поиграем в другую игру. (логопед показывает картинки на 2-х и 3-х сложные слова). Ребята, кто (что) это? Это … . сейчас я отхлопаю вам это слово. (логопед хлопает). … повтори. (отхлопывают 3-4 разных ребенка).
- Закрепление темы.
Логопед: Ребята, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотрите в зеркало, произнесите «У». Что делают губы? (вытягиваются в трубочку). Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.
Посмотрите у меня в руках маленький кружочек. Если мы губки вытянем вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».
- Дидактическая игра «Услышь звук «У» (в ряду звуков).
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру. Я буду говорить разные звуки и слова, а вам надо поднять маленький красный кружок, если услышите звук «У»: звуки, угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. (логопед произносит, дети поднимают). Какой звук «У» (гласный). Почему? ().
- Дидактическая игра «Угадай слово и звук» - у логопеда карточки, где в названии первый звук «У». логопед показывает карточку и называет слово без первого звука. Дети должны догадаться, какой звук пропущен, как называется слово.
- Физминутка.
Дети и логопед стоят в кругу. Логопед говорит разные звуки, все идут по кругу. Если логопед произносит звук «У» - дети должны поднять руки.
Итог: с каким звуком мы играли? Какой это звук? Что делают губки?
Тема: «Звук У»
- Спросите, как гудит паровоз? («У»). Если паровоз далеко, то как он гудит? (паровоз гудит тихо), а если паровоз близко, то как он гудит? (паровоз гудит громко). Поиграйте с ребенком, то отходя от него, то приближаясь, чтобы ребенок соответствующе тихо или громко гудел.
- Мама: Спой песенку паровоза: «У-У-У». Посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (губы вытягиваются в трубочку). Правильно! Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.
Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».
- Поиграйте в игру «Услышь звук «У».
Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ухо, ил, ус, улица. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().
Тема: «Звук У»
- Поиграйте с ребенком в игру. Покажите картинки или предметы, состоящие из одного слога – мяч и из 2-х открытых слогов – но-га. Кто (что) это? Это … . Сначала отхлопайте слово сами, а потом пусть отхлопает ребенок. Называйте слова и показывайте предметы, понятные вашему ребенку, название которых будет состоять из 2-х открытых слогов: ще-ка, нос, лоб, шуба, ру-ка, до-ма, зуб, пес и т.д.
- Спросите, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (вытягиваются в трубочку). Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.
Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».
- Поиграйте в игру «Услышь звук «У».
Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().
Тема: «Звук У»
- Поиграйте с ребенком в игру. Покажите картинки или предметы, состоящие из одного слога – мяч и из 2-х открытых слогов – но-га. Кто (что) это? Это … . Сначала отхлопайте слово сами, а потом пусть отхлопает ребенок. Называйте слова и показывайте предметы, понятные вашему ребенку, название которых будет состоять из 2-х открытых слогов: ще-ка, нос, лоб, шуба, ру-ка, до-ма, зуб, пес и т.д.
- Спросите, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (вытягиваются в трубочку). Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.
Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».
- Поиграйте в игру «Услышь звук «У».
Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().
Тема: «Звук У»
- Поиграйте с ребенком в игру. Покажите картинки или предметы, состоящие из одного слога – мяч и из 2-х открытых слогов – но-га. Кто (что) это? Это … . Сначала отхлопайте слово сами, а потом пусть отхлопает ребенок. Называйте слова и показывайте предметы, понятные вашему ребенку, название которых будет состоять из 2-х открытых слогов: ще-ка, нос, лоб, шуба, ру-ка, до-ма, зуб, пес и т.д.
- Спросите, как у нас гудит паровоз? («У»). посмотри в зеркало, произнеси «У». Что делают губы? (вытягиваются в трубочку). Звук «У» гласный – воздух свободно выходит изо рта, во рту нет преграды.
Посмотри, у меня в руках маленький кружочек. Если губки вытянуть вперед, то они будут как маленький кружок. Этот кружок – символ звука «У».
- Поиграйте в игру «Услышь звук «У».
Мама: Я буду говорить разные звуки и слова, а тебе надо поднять маленький красный кружок, если услышишь звук «У»: А, У, И, У, О, А, У, и т.д.; угол, ослик, арки, ива, утро, уши, острый, игры, ода, ил, ус, укол. Какой звук «У»? (гласный). Почему? ().
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию фонематического восприятия детей логопедической группы
Использование ТРИЗ на логопедических занятиях. Тема: «Звуки Щ-Ч»...
Конспект по развитию фонематического восприятия "Инопланетяне Ма и Ам"
Цель: развивать фонематическое восприятие.1. Учить выделять заданный гласный звук в ряду других звуков, учить выделять слоги с этим звуком среди обратных слогов.2. Продолжать учить различать понятия «...
Конспект занятия по экологическому восприятию в средней группе "Весенние чудеса"
Конспект занятия по экологическому воспитанию....
Занятие по фонематическому восприятию "Путешествие в город мастеров"
Программное содержание: развивать слуховое внимание, силу и высоту голоса, формировать фонематическое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев. Активизировать, уточнить и расширить словарь по дан...
Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»
Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.Цель занятия:формирование фонетико-фонематическог...
Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»
Цель занятия:формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ж в слогах, словах.Задачи:Образовательные:закрепление у детей правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах.нау...
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста
Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.Иры на развитие слухового внимания.Игры на различение и воспроизведение темпа и ритма.Игры, задания и упражнения, н...