Глагольный словарь
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Глагольный словарь
Глагольный словарь – это основа фразовой речи. Без глаголов невозможно построить предложение, выразить какую-либо мысль. Именно глаголы несут в себе наиболее важную информацию о предмете (Снег тает. Дети гуляют. Кошка спит). Глаголы обладают большой степенью абстракции, по сравнению с существительными, поэтому их появление в речи детей происходит позднее
Все реально существующие предметы наделены определенными свойствами, и в силу этого с ними могут производиться те или иные действия, их состояние может подвергаться разным воздействиям. Эти действия или состояния, будучи отвлечены от предметов, в речи выражаются чаще всего с помощью глаголов. Без речевым детям трудно отделить предмет от связанных с ним действиями.
Особенность глагола заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм, поэтому формирование лексического строя речи ребенка тесно связано с развитием его познавательной деятельности. Овладение словом отражает, прежде всего, процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, тесно связанного с формированием восприятия, памятью и другими психическими процессами.
В коррекционную работу по формированию глагольного словаря входят следующие этапы:
1. Подготовительный этап – уточнение значений глаголов в пассивном словаре.
2. Этап формирования лексических (языковых) умений и навыков:
– формирование синтагматических отношений глаголов (точное употребление глагола в потоке речи);
– формирование парадигматических отношений глаголов (словообразование, словоизменение).
3. Заключительный этап – введение изученных детьми слов во фразовую речь.
Для формирования глагольного словаря используются следующие методы: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Приемы, направленные на расширение пассивного и активного глагольного словаря у воспитанников:
• формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
• совершенствование способности к подражанию действиям взрослого и сверстников (эхопраксии) и речевому подражанию — эхолалии;
• развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
• формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного, обеспечивающего минимальное общение;
• формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
• формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);
Для полноценного развития лексического строя речи ребенка, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т.к. общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Правильно подобранные методы и приемы развития глагольного словаря у неговорящих детей способствуют не только количественному увеличению словаря воспитанников, но прежде всего осознанию значений и смысла слов в речевом потоке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития глагольного словаря
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словар...
Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"
В данной разработке представлен проект по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
Консультативно-методическая работа с педагогами групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Развитие глагольного словаря дошкольников»
В статье раскрываются особенности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития), приводятся конкретные упражнения, способствую...
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
Развитие глагольного словаря дошкольников
В статье описаны особенности формирования глагольного словаря у дошкольников. Также сформулированы направления, по которым необходимо вести работу по развитию глагольной лексики. Представлено содержан...