Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями
статья по логопедии (подготовительная группа)
Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями
В современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса образования и совершенствования личности человека, но и для осуществления полноценного общения. Появление новых технологий, активное внедрение глобальной сети в повседневную жизнь, увеличение количества пользователей Интернета привело к тому, что традиционное устное общение замещается письменной речью. Коммуникация всё чаще осуществляется с помощью обмена короткими письменными сообщениями в социальных сетях. Человек оказывается погружен в «мир букв» с самого рождения - чтение становится жизненно необходимым навыком. Этим объясняется запрос общества на раннее обучение ребенка чтению.
При глобальном чтении речевые и зрительные процессы обеспечивают установление устойчивых ассоциаций между звучащим и напечатанным образом слова, т.е. соотношение лексической единицы с цельным, обобщенным зрительным образом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_globalnoe_chtenie.docx | 292.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»,
КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Учитель-логопед МКДОУ № 11 Башанова Б.Б.
г. Элиста, 2022г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса образования и совершенствования личности человека, но и для осуществления полноценного общения. Появление новых технологий, активное внедрение глобальной сети в повседневную жизнь, увеличение количества пользователей Интернета привело к тому, что традиционное устное общение замещается письменной речью. Коммуникация всё чаще осуществляется с помощью обмена короткими письменными сообщениями в социальных сетях. Человек оказывается погружен в «мир букв» с самого рождения - чтение становится жизненно необходимым навыком. Этим объясняется запрос общества на раннее обучение ребенка чтению.
При глобальном чтении речевые и зрительные процессы обеспечивают установление устойчивых ассоциаций между звучащим и напечатанным образом слова, т.е. соотношение лексической единицы с цельным, обобщенным зрительным образом
Ребенок не может как следует воспринимать читаемый текст, если у него: не развиты процессы восприятия. Ребенок не в состоянии успешно и качественно обучиться чтению, если у него недостаточно развита речь, если за предметами, чувствами и действиями у него не закреплены определенные названия, обозначения, понятия, образы, если объем словарного запаса значительно ниже возрастной нормы. В такой ситуации логичней было бы подождать, когда «подтянется» речь, а за ней и все высшие психические функции, ведь преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенка, довольно бессмысленное занятие, более того может оказать на него негативное влияние, вызвав отвращение к самому процессу обучения, подорвав веру в собственные силы.
Исходя из этого, почему бы не использовать чтение, а вместе с ним и зрение, которое играет компенсаторную функцию при обучении детей с речевыми проблемами? Не учить правильно говорить, думать, прогнозировать для того, чтобы впоследствии научиться читать, а научить читать, чтобы усовершенствовать и облегчить ребенку, имеющему проблемы, процесс обучения, чтобы расширить его словарный запас, сформировать внимание и мышление, «подстегнуть» речь и пр. Под «чтением» в данном случае подразумевается не техника воспроизведения буквенного состава текста, а понимание смысла прочитанного.
Метод, по которому мы все учились читать, и по которому в большинстве случаев начинают обучаться все современные дети, – это фонематический метод – от буквы к слогу, от слога к слову. При обучении детей «глобальным методом», мы подходим к этому вопросу с другой стороны- с более естественной, ведь обучение чтению целыми словами более естественный и физиологичный процесс, потому что люди мыслят не буквами, не слогами, а целыми словами. Мышление неразрывно связано с речью.
Проработав несколько лет в логопедической группе, я пришла к выводу, что необходимо усовершенствовать методику обучения чтению или, как минимум, при выборе способа и метода обучения чтению, руководствоваться не общепринятой много лет назад методикой, а индивидуальными особенностями, физическими и интеллектуальными возможностями ребенка. Детям очень трудно соединить буквы в слоги, потом слоги в слова и при этом не забыть то, с чего начиналось слово, а потом еще соединить слова, чтобы получилось предложение. Метод «глобального чтения» позволяет устранить и предотвратить ошибки (замены и смешения звуков, нарушение понимания прочитанного, нарушение слияния звуков в слоги и слова, аграмматизмы при чтении, пропуски согласных и гласных, пропуски согласных в стечениях, добавление звуков, перестановка, пропуски слогов и т.п.) при чтении, что особо актуально для многих детей с нарушениями речи.
Как только ребенок начинает учиться читать, его отношение к речи меняется - от обобщенного восприятия смысла слова к анализу и синтезу его звуко-слогового состава. Таким образом, ребенок переходит на новую ступень языкового развития.
«Глобальное чтение» становится помощником в коррекции речевого нарушения. Обучая читать, используя данный метод, мы совершенствуем и облегчаем ребенку с речевыми нарушениями процесс обучения, расширяем его словарь, формируем внимание, мышление, «подтягиваем» речь, а не наоборот, при обучении «глобальному чтению» активизируется работа обоих полушарий головного мозга, что позволяет в дальнейшем, избежать многих проблем с чтением и письмом в школе и т.п.
Предлагаются следующие варианты заданий.
На уровне буквы. Соединение буквы с первым, срединным или последним звуком слова.
На уровне слога. Чтение слогов с одновременным поиском предмета, в названии которого есть данный слог.
На уровне слова. Чтение слов и поиск картинки или предмета, обозначающего данное слово. Подбор подписи к сюжету. Дифференциация слова и квазислова. Поиск и исправление ошибок в словах. Ответ на уточняющие вопросы к прочитанной цепочке слов.
На уровне фразы. Закончить фразу прочитанным словом. Вставить слово в заданную схему предложения.
На уровне текста. Во время прослушивания текста выбор слов, подходящих по смыслу.
Для закрепления данного навыка на уровне буквы используются следующие игры:
• «Кто в домике живет?». Используются карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками, под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка, на чердачном окошке - буква; предметные картинки: К - коза, кот, конь, корова; С - слон, собака, свинья, сорока и т.д. Детям предлагается подобрать для каждого животного свой домик.
• «Кто быстрее соберет свои вещи?». Используются карточки, на которых изображены два чемодана (на каждом написана своя буква) и предметные картинки с изображением одежды и игрушек: П - пальто, панама, платок; К - колготки, куртка, кубики, кукла. Дети получают задание: разложить вещи в чемоданы.
• «Угадай, что везет грузовик». Используются карточки с изображением грузовика, на кузове которого напечатана буква. Дети должны угадать, какой груз везет машина.
На уровне слога. Дети упражняются в чтении слогов и поиске предмета, название которого начинается с этого слога. Формы проведения игры могут быть различными: домино, лото, волчок или пазлы.
На уровне слова. Детям предлагается соединить напечатанное на карточке слово с рисунком, его обозначающим, объяснить значение прочитанного слова, указать предмет, который можно обозначить прочитанным словом. Используются следующие виды игр и игровых заданий:
• «Картинка - слово». Используются предметные картинки, карточки со словами и контрольные карточки, где слово и картинки объединены. Материал может быть подобран по лексическим темам. Надо подобрать к картинке слово.
Игра на различение квазислов и слов «Найди в буквах слова».
Вариант 1. Ребенку предлагается прочитать сочетания трех букв и, если
он услышит слово, обвести его или подчеркнуть, найти предметную картинку с этим словом: МОП, КОТ, НИВ, ДОМ, ТЫК.
Вариант 2. Прочитать буквы в строке и отделить слова вертикальной чертой. Затем найти и разложить предметные картинки в том же порядке.
КОТМАКСОКДОМЛАКМОХКИТСОМ
• «Буква потерялась». Используются предметные картинки и карточки с напечатанными словами, в которых одна из букв отсутствует (первая, последняя или срединная). Ребенку предлагается назвать предмет, прочитать напечатанный текст и добавить нужную букву.
• «Почини слово». Логопед составляет из разрезной азбуки или из слоговых карточек деформированные слова. Ребенку предлагается исправить ошибку так, чтобы получилось слово.
«Найди слова», «Почини слово»
На уровне фразы. Детям предлагается составить фразу, используя прочитанное слово, закончить предложение прочитанным словом, закончить предложение словом, выбрав подходящее по смыслу.
• «Доскажи слово». Логопед просит детей прочитать букву и подсказать нужное слово:
Настало жаркое.....Л
Летом можно бегать босиком по...Т Закончится лето и наступит...О.
На уровне текста. Детям предлагается прослушать короткий текст, вставляя по ходу прослушивания слова, напечатанные на карточках. Можно предложить из двух слов выбрать то, которое подходит по смыслу.
«Вставь слово»
Усложняя задание, детям предлагают подбирать слова, не только подходящие по смыслу, но и согласующиеся в роде и числе.
Этот метод уже используют многие мамы, так сказать в домашних условиях, обучая и развивая детей (и для этого им не обязательно покупать дорогостоящие карточки с картинками, а можно просто обращать внимание ребенка на вывески, на названия книг, на названия, написанные на упаковках с продуктами, и просто водить пальчиком ребенка под буквами, слева-направо, а так же покупать развивающие книги многих замечательных и прогрессивных педагогов, в которых слова, обозначающие предметы, действия уже подписаны одинаковым шрифтом), не имеющих ни речевых, ни каких-либо других проблем, не смотря на то, что метод «глобального чтения» изначально предполагался к использованию при работе с «особенными» детьми. В то время, как в логопедических группах, продолжают использовать фонематический метод обучения чтению.
Педагогика – это наука, которая не стоит на месте, которая развивается так же, как и любая другая. Каждый день ученые, педагоги разрабатывают множество методик, которые помогают обучать и воспитывать детей, учитывая развитие технологий, прогресс и открытия в медицине, требования к знаниям и умениям детей на сегодняшний день и т.п. В магазинах появилось множество пособий и методик, позволяющих развивать и обучать детей, не травмируя их психику, не принуждая их.
Многие прогрессивные мамы, которые изучают вопросы воспитания, «безболезненного» обучения давно используют метод «глобального чтения», зачастую даже и не подозревая, как называется этот метод, и для кого разрабатывался изначально. Этот метод позволяет обучать чтению детей с самого раннего возраста, внося огромный успех в интеллектуальное развитие малыша.
Обучение «глобальному чтению» развивает импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением, т.е. таким методом можно научить неговорящего ребенка воспринимать написанную информацию, расширяя его словарный запас, формируя его внимание, мышление, «подстегивая» речевое развитие.
Список литературы.
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. -М.,1985
2. Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. – Рига. 2007 г.
3. Гленн Доман. Как научить ребенка читать. Ласковая революция. – М.: АСТ, Астрель, 2004 г.
4. Леонгардт Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Часть I. – М.: ООО «Полиграф сервис»,2002 г.
5. Мухина А.Я. Методика обучения чтению детей с недостатками слуха в дошкольном возрасте. М., 2004
6. Нечаев А.П. Психологический метод обучения чтению.-М., 1923
7. Вопросы воспитание и обучения аномальных детей дошкольного возраста. Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.
Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....
Использование элементов драматизации в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
В статье раскрывается роль использования элементов драматизации при коррекции речевых нарушений у дошкольников. Описаны разнообразные формы, которые может использовать учитель - логопед в своей работе...
Значение семейного чтения в речевом развитии дошкольников с речевыми нарушениями
В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития ребенка в семье....
Обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.
Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);- педа...