Значение семейного чтения в речевом развитии дошкольников с речевыми нарушениями
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье рассматриваются актуальные вопросы речевого развития ребенка в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._znachenie_semeynogo_chteniya.pereyaslavtseva_matsneva_1.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Переяславцева О В., учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
Значение семейного чтения в речевом развитии и укреплении детско-родительских отношений
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы современного состояния общения в семье, влияния общения с детьми на речевое развитие детей. Семейное чтение рассматривается как один из мощных источников живого общения родителей с детьми. Только живое общение родителей с детьми позволит им стать ближе друг к другу, научит детей вести диалог общаться в социуме и избежать многих проблем в речевом развитии.
«Станьте ближе к своим детям»
К. Сухомлинский
В настоящее время стремительно растёт число детей с нарушениями в речевом развитии. Специалисты утверждают, что более 60% современных дошкольников нуждаются в коррекции речи. Если ещё 20 лет назад считался нормой словарный запас годовалого ребёнка в 15-20 слов, то сегодня найти осмысленно говорящих 15 - 20 слов годовалых время, забывая о том, что речь развивается только в общении, только в младенчестве, только в диалоге. детей практически невозможно, а чаще встречаем трёхлетних, мало и плохо говорящих детей. Почему наши дети плохо говорят? Быть может потому, что мы перестали с ними общаться?
Вина современных родителей в том, что они почти не говорят с детьми, подсаживая их на электронные гаджеты, экономят своё
Развитие информационных технологий породило проблему речевых нарушений, т.к. вместо живого общения ребёнок слышит с экрана лишь пальбу, крики и писки, видит вечную занятость и усталость родителей, из-за которых те перестают общаться с детьми.
Только живое общение родителей с детьми позволит им стать ближе друг к другу, научит детей вести диалог и избежать многих проблем в речевом развитии.
Все родители разговаривают со своими детьми, но как же сделать общение родителей и детей действительно живым и плодотворным? Где же искать решение проблемы? Что делать? Многие специалисты предлагают вернуться к традициям совместного семейного чтения вслух.
Что особенного в семейном чтении вслух? Прежде всего – это возможность совместного выбора и творчества.
Выбирая книгу, вы выбираете манеру, в которой будет читаться данное произведение, степень его драматизации, выделяете важные моменты, которые стоит обсудить. И только от вас зависит, какой след оставит данное произведение в душе и в памяти маленьких слушателей.
Именно поэтому, несмотря на большое количество разнообразных мультфильмов и компьютерных игр, ребенок просит вас почитать ему вслух, не осознавая пользу чтения – он просто хочет слышать живую речь, чувствовать рядом вас, а не телевизор, видеть блеск ваших глаз - всё это дает ему чувство защищенности, нужности, ведь в этот момент вы принадлежите друг другу. И ребёнок – уже не пассивный потребитель, а соучастник творческого процесса.
Совместное чтение дарит возможность совместного обсуждения выбранного текста, позволяет поговорить, поспорить, поплакать или посмеяться вместе, учит слышать друг друга, обогащает речь детей.
Чтение вслух - это возможность поделиться с другим своим восприятием, высказать своё восхищение от прочитанного.
Именно время, проведённое родителями вместе с детьми становится той ниточкой, которая соединяет их. Даже чтение первых коротких стихотворений совсем еще маленькому ребёнку является неоценимым вкладом в развитие личности ребёнка. Маленький кроха слышит голос мамы, чувствует себя в безопасности, а это является залогом его спокойствия, уверенности, душевного равновесия. Кроме того, когда ребенок слышит, как читает ему мама, он слышит и запоминает верно произносимые фонемы, узнаёт новые слова. Так же, замечено, что те дети, которые много времени провели за совместным чтением книг с родителями, более легко находят контакт с другими людьми.
Неверно думать, что только лишь маленьким детям важно читать вслух. Конечно, малыши, которые ещё не умеют читать, являются очень благодарными слушателями. Но, и подросткам семейное чтение также необходимо. Многим школьникам совершенно непонятны и неинтересны программные произведения. Почему? Прежде всего, потому, что школьники, особенно среднего возраста, попадают в совершенно непонятный для них мир взрослых. А то, что непонятно, следовательно, и неинтересно. Вот именно тогда и необходима помощь родителей. Совместное чтение, разбор и обсуждение прочитанного помогут ребёнку разобраться в сложностях сюжета и характерах героев. И в следующий раз школьник с большим интересом приступит к чтению программного произведения, зная, что всегда может найти поддержку и помощь у взрослых.
Сегодня, когда загруженность родителей, трудности в экономической обстановке коснулись каждой семьи, чтение в кругу семьи хорошей книги может объединить родителей и детей, позволит им быть ближе друг к другу, наладить сложные человеческие взаимоотношения и внести огромный вклад в речевое развитие подрастающего поколения.
Список использованной литературы
1. Карпова Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5.
2. Степичева Т.В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. - 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние фи...
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....
Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»
Материал поможет сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....
Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Использование Су-джок терапии для активизации речевого развития дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....