Структура индивидуального коррекционного занятия по теме: «Автоматизация звука [Щ] в словах, фразах и текстах».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Приютова Светлана Викторовна
Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в словах и фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - расширение и активизация словарного запаса; - уточнение и закрепление правильного произношения звука [Щ]; - развитие фонематического слуха: выделение звука [Щ] на слух среди слогов и слов; - словоизменение существительных в единственном и множественном числе; - образование слов с помощью увеличительных суффиксов; - умение делить слова на части; - закрепление употребления в речи сущ. в родительном и творительном падеже. Коррекционно-развивающие: - развивать артикуляционную и мелкую моторику; - обучение отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл; - умение координировать речь с движением. Коррекционно - воспитательные: - воспитание навыков самоконтроля; - воспитание активности и внимательности на занятии; - воспитание потребности в речевом общении; - воспитание интереса к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomatizashchiya_shch_puteshestvie_shchenka.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Структура индивидуального коррекционного занятия

по теме: «Автоматизация звука [Щ] в словах, фразах и текстах».

Подготовил: учитель-логопед группы

компенсирующей направленности

№ 7«Солнышко» для детей с ТНР

Приютова Светлана Викторовна

Санкт-Петербург

2022


Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в словах и фразах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширение и активизация словарного запаса;

- уточнение и закрепление правильного произношения звука [Щ];

- развитие фонематического слуха: выделение звука [Щ] на слух среди слогов и слов;

- словоизменение существительных в единственном и множественном числе;

- образование слов с помощью увеличительных суффиксов;

- умение делить слова на части;

- закрепление употребления в речи сущ. в родительном и творительном падеже.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- обучение отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;

- умение координировать речь с движением.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты (предпосылки УУД):

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

- выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме;

- развивать умение слушать и понимать других;

- умение работать в паре;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- развивать умение находить и структурировать информацию;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.


Ход занятия.

  1.  Создание мотивационного поля (организационный момент).
  1. Приветствие.

- Здравствуй, Артем!

- Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,

Губки плавно округлили.

Закрывать их нам нельзя,

Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий «Блинчики», «Вкусное варенье».

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения «Чашечка»:

Чашки чистые возьмем,

Чаю мы себе нальем,

Сладкий чай мы будем пить

А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения.

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,

Нашу лодку мчит, куда?

1, 2, 3, 4, 5.

Кто тут сможет угадать?

  1. Объявление темы занятия.

Отгадываем изучаемый звук [Щ] по чистоговорке.

Ща-ща-ща – в реке плаваю два ле(ща).

Щу-щу-щу – я леща не упу(щу).

Щи-щи-щи – ты леща не и(щи).

Ща-ща-ща – мы пожарим два ле(ща).

- «Какой звук чаще других ты слышал в этих чистоговорках?» (звук [Щ])

II. Актуализация знаний.

1. Уточнение произношения звука [Щ].

- Произнеси звук [Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ].

«Пока мы произносили звук «Щ», к нам на звук прибежал Щенок. Она захотел с тобой поговорить. А как разговаривают маленькие щеночки?» (пищат)

«Давай поговорим с Щеночком, а он посмотрит, умеешь ли так же хорошо пищать, как маленькие щеночки» (Артем произносит [щ-щ-щ-щ-щ], а логопед следит за артикуляцией).

«Молодец, Щенку понравилось, как ты разговариваешь на языке щенков, но он ничего не знает о звуке [Щ]. Какой он? Давай ему расскажем».

Характеристика звука:

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

«Когда мы произносим звук [Щ], губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)».

 - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Ласково.) Звук [Щ] – мягкий согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: щ-щ-щ. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, спит, звук [Щ] – глухой согласный.

2. Пальчиковая гимнастика.

-Божья Коровка очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой ус нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.

«С мячиком дружу».

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

III. Открытие нового знания.

1. Выделение звука [Щ] на слух из слогов и слов

«Молодец, ты всё знаешь о звуке [Щ]. А сейчас Щенок посмотрит, умеешь ли ты слышать звук [Щ] в слогах и словах. Ты видел, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И ты с помощью таких язычков будешь ловить звук [Щ] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Щ]!»

Среди слогов:

Са-щу-жа                Ща-са-ша                Шо-що-со                

Що-со-шо                Со-щу-ша                Сы-щи-ши

Среди слов:

Сила-шила-щипала , умелье-ущелье-указанье, майка-зайка-ищейка.

Вар-тащу-дар, чищу-сук-лук, луза-пищу-Луша.

2. Игра «Щенок-ищейка». (Слайд 2)

«Ты хорошо справился с заданием, и за это Щенок захотел пригласить тебя с собой в путешествие.

Во дворе так много интересного, помоги Щенку найти картинки со звуком [Щ] и определи его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)» Слова: ящик, щавель, овощи, щит, ящерица, щегол, прищепки, плющ, клещи, щётки.

3. «Найди Ящерицу».

У Щенка есть подружка Ящерица. Она решила поиграть с нами в прятки, скажи, где спряталась ящерица?

4. Игра «Один-много». (Слайды 4-5)

Щенок учуял запах косточки и отправился на её поиски. Помоги щенку найти косточку – для этого проведи его по дорожке, называя картинки со словом «Много». (Слова: щука, щетка, овощ, прищепка, щегол, ящик, пещера, ящерица, щит, Щелкунчик, чудовище, щавель, щепка, кощей, плащ, щука, плющ, клещ).

5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши». (Слайд 5)

У Щенка есть несколько любимых предметов. Давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Ще-нок.

При-щеп-ка.

Я-ще-ри-ца.

6. Игра «У Чудища». (слайды 6-8) Однажды Щенок заблудился и попал в тёмную пещеру. В той пещере хранились сокровища. Охранял сокровища чудовище.

Увидело чудовище маленького щенка и решило его запугать…

Говорит чудовище…

У меня не лапы, а …. (лапищи)

У меня не зубы, а … (зубищи)

У меня не глаза, а … (глазищи)

У меня не когти, а … (когтищи)

7. Физкультминутка.

Щуку я тащу, тащу, Имитируем движения рыбака,

Щуку я не упущу ритмично переступая ногами и напрягая руки, имитируя удержание удочки.

Вот она какая, руки в стороны, .

Славная, большая.

8.Упражнение «Повтори стихи». (Слайды 9-12)

Бежал щенок домой и увидел на полянке Мишу и Машу. Они читали книжку. Остановился он посмотреть и послушать, о чем читают дети. А в книге у них были интересные стишки. Давай послушаем и повторим эти стишки.

III. Рефлексия.

Устал щенок от приключений и побежал домой – к себе в будку. (Слайд 13).

– Какой звук мы сегодня изучали? – Какие слова со звуком [Щ] ты знаешь?

Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [щ].

Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.


Литература.

  1. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
  2. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. – М.: Школьная пресса, 2005.
  3. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Ч], [Щ]. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».

В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...

Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [ш] в словах".

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [ш] . В котором также представлены задания для развития лексико-грамматического строя речи....