Структура индивидуального коррекционного занятия по теме: «Автоматизация звука [Щ] в словах, фразах и текстах».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_avtomatizashchiya_shch_puteshestvie_shchenka.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Структура индивидуального коррекционного занятия
по теме: «Автоматизация звука [Щ] в словах, фразах и текстах».
Подготовил: учитель-логопед группы
компенсирующей направленности
№ 7«Солнышко» для детей с ТНР
Приютова Светлана Викторовна
Санкт-Петербург
2022
Цель: закреплять навык автоматизации звука [щ] в словах и фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширение и активизация словарного запаса;
- уточнение и закрепление правильного произношения звука [Щ];
- развитие фонематического слуха: выделение звука [Щ] на слух среди слогов и слов;
- словоизменение существительных в единственном и множественном числе;
- образование слов с помощью увеличительных суффиксов;
- умение делить слова на части;
- закрепление употребления в речи сущ. в родительном и творительном падеже.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- обучение отгадывать загадки и понимать их скрытый смысл;
- умение координировать речь с движением.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Планируемые результаты (предпосылки УУД):
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;
- выполнять учебные действия в громко речевой и умственной форме;
- развивать умение слушать и понимать других;
- умение работать в паре;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- развивать умение находить и структурировать информацию;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать, классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Ход занятия.
- Создание мотивационного поля (организационный момент).
- Приветствие.
- Здравствуй, Артем!
- Не забывай наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
- Артикуляционная гимнастика.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.
Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Чашечка
Используется после полного освоения заданий «Блинчики», «Вкусное варенье».
Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.
Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.
Стих для упражнения «Чашечка»:
Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.
Качели
Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.
Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз. Важно удерживать челюсть и губы без движения.
Грибок
Цель: тренировка подъязычной связки.
Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.
Парус
Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.
Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.
На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:
Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?
- Объявление темы занятия.
Отгадываем изучаемый звук [Щ] по чистоговорке.
Ща-ща-ща – в реке плаваю два ле(ща).
Щу-щу-щу – я леща не упу(щу).
Щи-щи-щи – ты леща не и(щи).
Ща-ща-ща – мы пожарим два ле(ща).
- «Какой звук чаще других ты слышал в этих чистоговорках?» (звук [Щ])
II. Актуализация знаний.
1. Уточнение произношения звука [Щ].
- Произнеси звук [Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ].
«Пока мы произносили звук «Щ», к нам на звук прибежал Щенок. Она захотел с тобой поговорить. А как разговаривают маленькие щеночки?» (пищат)
«Давай поговорим с Щеночком, а он посмотрит, умеешь ли так же хорошо пищать, как маленькие щеночки» (Артем произносит [щ-щ-щ-щ-щ], а логопед следит за артикуляцией).
«Молодец, Щенку понравилось, как ты разговариваешь на языке щенков, но он ничего не знает о звуке [Щ]. Какой он? Давай ему расскажем».
Характеристика звука:
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
«Когда мы произносим звук [Щ], губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)».
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Ласково.) Звук [Щ] – мягкий согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: щ-щ-щ. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, спит, звук [Щ] – глухой согласный.
2. Пальчиковая гимнастика.
-Божья Коровка очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой ус нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
«С мячиком дружу».
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
III. Открытие нового знания.
1. Выделение звука [Щ] на слух из слогов и слов
«Молодец, ты всё знаешь о звуке [Щ]. А сейчас Щенок посмотрит, умеешь ли ты слышать звук [Щ] в слогах и словах. Ты видел, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И ты с помощью таких язычков будешь ловить звук [Щ] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Щ]!»
Среди слогов:
Са-щу-жа Ща-са-ша Шо-що-со
Що-со-шо Со-щу-ша Сы-щи-ши
Среди слов:
Сила-шила-щипала , умелье-ущелье-указанье, майка-зайка-ищейка.
Вар-тащу-дар, чищу-сук-лук, луза-пищу-Луша.
2. Игра «Щенок-ищейка». (Слайд 2)
«Ты хорошо справился с заданием, и за это Щенок захотел пригласить тебя с собой в путешествие.
Во дворе так много интересного, помоги Щенку найти картинки со звуком [Щ] и определи его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)» Слова: ящик, щавель, овощи, щит, ящерица, щегол, прищепки, плющ, клещи, щётки.
3. «Найди Ящерицу».
У Щенка есть подружка Ящерица. Она решила поиграть с нами в прятки, скажи, где спряталась ящерица?
4. Игра «Один-много». (Слайды 4-5)
Щенок учуял запах косточки и отправился на её поиски. Помоги щенку найти косточку – для этого проведи его по дорожке, называя картинки со словом «Много». (Слова: щука, щетка, овощ, прищепка, щегол, ящик, пещера, ящерица, щит, Щелкунчик, чудовище, щавель, щепка, кощей, плащ, щука, плющ, клещ).
5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши». (Слайд 5)
У Щенка есть несколько любимых предметов. Давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.
Ще-нок.
При-щеп-ка.
Я-ще-ри-ца.
6. Игра «У Чудища». (слайды 6-8) Однажды Щенок заблудился и попал в тёмную пещеру. В той пещере хранились сокровища. Охранял сокровища чудовище.
Увидело чудовище маленького щенка и решило его запугать…
Говорит чудовище…
У меня не лапы, а …. (лапищи)
У меня не зубы, а … (зубищи)
У меня не глаза, а … (глазищи)
У меня не когти, а … (когтищи)
7. Физкультминутка.
Щуку я тащу, тащу, Имитируем движения рыбака,
Щуку я не упущу ритмично переступая ногами и напрягая руки, имитируя удержание удочки.
Вот она какая, руки в стороны, .
Славная, большая.
8.Упражнение «Повтори стихи». (Слайды 9-12)
Бежал щенок домой и увидел на полянке Мишу и Машу. Они читали книжку. Остановился он посмотреть и послушать, о чем читают дети. А в книге у них были интересные стишки. Давай послушаем и повторим эти стишки.
III. Рефлексия.
Устал щенок от приключений и побежал домой – к себе в будку. (Слайд 13).
– Какой звук мы сегодня изучали? – Какие слова со звуком [Щ] ты знаешь?
Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [щ].
Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Повторить отработанный на занятии речевой материал.
Литература.
- Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.
- Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [Ч], [Щ]. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).
Аннотация:Методическая разработка конспекта логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах с использованием элементов метода песочной тер...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Ш" в словах и словосочетаниях".
Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить зву...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях....
Индивидуальное логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [ш] в словах".
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [ш] . В котором также представлены задания для развития лексико-грамматического строя речи....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия...