КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику,
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Оборудование: карточка с яблоней со слогами, ромашка, карандаш, мяч, карточка с окошками, для автоматизации звука Л в середине слова, карточка для автоматизации звука Л во фразе.
Ход работы:
- Организационный момент.
Л: Здравствуй, Игорь! Я очень рада тебя сегодня видеть таким бодрым, красивым и веселым.
- Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.
Л: Давай немного разомнемся
"Удивилки" - поднять брови.
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
"Хмурилки" - нахмурить брови.
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз
- Работа над дыханием.
- Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.
- Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
- Артикуляционная гимнастика.
Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие с артикуляционной гимнастики.
- Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза
- Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языкомто в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
- Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
- «Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».
- «Иголочка»
Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.
- «Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
- Сообщение темы занятия.
Л: Давай вспомним, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?
И: Со звуком Л.
Л: Правильно. Сегодня мы продолжим работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и предложениях.
- Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.
Л: А давай вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?
И: Звук Л согласный, твердый, звонкий.
Л: Когда мы произносим звук Л губы открыты - Зубы разомкнуты - Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка - Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.
И: Л-л-л-л-л
- Введение звука в слоги, слова.
Л: Я хочу угостить тебя вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы ты не ошибся, собрал только спелые яблоки, я подписала их. Читай слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЛ. Их обведи зеленым карандашом и пририсуй к ним листики, пусть они дозревают. Обведи желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисуй от них стрелки в лукошко.
- Автоматизация звука Л в начале слова.
Л: Молодец, ты собрал все спелые яблоки. А теперь посмотри на стол перед тобой лежит ромашка. Тебе нужно сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л.
(Картинки на ромашке: Ласточка, ваза, карандаш, лопата, лук, варежки, часы, ландыш)
- Автоматизация звука Л в конце слова. Игра с мячом.
Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать тебе мяч и называть слово во множественном числе, а ты должен будешь сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.
Л: Столы-
И: Стол.
Л: Уколы-
И: Укол.
Л: Полы-
И: Пол.
Л: Залы-
И: Зал.
Л: Пеналы-
И: Пенал.
Л: Голы-
И: Гол.
Л: Бокалы-
И: Бокал.
- Физминутка.
Мы с тобой хорошо поработали, давай немного отдохнем и разомнемся.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
- Автоматизация звука Л в середине слова.
Л: А теперь давай поиграем. Тебе нужно назвать картинки, нарисованные в окошках, а затем подобрать недостающую картинку по аналогии и провести от нее стрелочку в пустое окошко.
- Автоматизация звука Л во фразах.
Л: Следующее упражнение называется «Загадки». Твоя задача узнать, о чем я говорю. Я буду называть первое слово, а ты должен подобрать второе подходящее, а затем назвать все словосочетание полностью.
Л: Полный..
И: Флакон. Полный флакон.
Л: Веселый..
И: Солдат. Веселый солдат.
Л: Сломанный..
И: Самосвал. Сломанный самосвал.
Л: Шелковая..
И: Блузка. Шелковая блузка.
Л: Теплый..
И: Тулуп. Теплый тулуп.
Л: Спелая..
И: Клубника. Спелая клубника.
- Автоматизация звука Л в предложениях.
Л: Молодец, ты очень ловко справился с заданием, но впереди еще одно, последнее. Я решила тебя повеселить и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Л: Салат ел Милу.
И: Мила ела салат.
Л: Пол упал на стул.
И: Стул упал на стол.
Л: Футбол уехал на папу.
И: Папа уехал на футбол.
Л: Ладони вымыли Клаву.
И: Клава вымыла ладони.
Л: Лук полол Милу.
И: Мила полола лук.
- Подведение итогов занятия.
Л: Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработал. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?
И: Звук Л.
Л: А какое задание тебе понравилось больше всего?
И: (отвечает)
Л: Всего хорошего, можешь идти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"
Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме : " Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".
1. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука [ Р] в словосочетаниях и предложениях".Цель занятия: закреплять навык правильного произнесения звука...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «С» в словах и предложениях».
В конспекте использован речевой материал для автоматизации звука "С" в словах и предложениях, включены задания на развитие фонематического слуха, тонкой и артикуляционной моторики, зрительной памяти, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Город Профессий" (автоматизация звука [щ] в словах и предложениях)
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [щ] в словах и предложениях с использованием лексического материала по теме "Профессии"....
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука Ш в словах и предложениях
Конспект данного занятия был разработан для индивидуальной работы с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях»
Закрепление четкого произношения [л] в словах, словосочетаниях, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия...