ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по логопедии (старшая группа)
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребенка активно взаимодействовать с логопедом, воспитателями в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям.
Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи родители и педагоги всё чаще сталкиваются с проблемой нежелания ребенка активно взаимодействовать с логопедом, воспитателями в процессе коррекционной деятельности. В основе данной проблемы лежит снижение или отсутствие мотивации детей к логопедическим занятиям.
Известно, что произвольное поведение в дошкольном возрасте только начинает развиваться, и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам-требованиям взрослого. Еще Л.С. Выготский говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «программе взрослого» будет малоэффективным, если ребенок этого не хочет. Необходимо, чтобы эта «программа» стала и «программой» ребенка. Таким образом, педагогам необходимо использовать в своей работе методы и приёмы, которые бы повышали мотивацию детей к занятиям по исправлению их речевых недостатков.
На наш взгляд, использование в коррекционной работе арт - технологий решает обозначенную выше проблему, делая занятия разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Анализ литературы показывает, что они представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
На практике в сочетании с традиционными логопедическими методами для решения задач по коррекции речевых нарушений мы используем следующие арт - технологии: музыкотехнологию, кинеитехнологию, имаготехнологиию, литотехнологию, элементы имаготехнологии и т.п.
Музыкотехнологию в коррекционно – логопедической работе мы используем в форме релаксации под музыку:
на занятиях логоритмикой;
на фронтальные логопедические занятия как минутку отдыха при повышенной возбудимости детей;
на индивидуальных занятиях для детей с спастической формой дизартрии перед расслабляющим массажем артикуляционного аппарата.
Успокаивающее и расслабляющее действие оказывают: «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена, фонограммы пения птиц, шума моря и т.д. Музыкальные произведения для релаксации подбираем с учётом лексической темы занятия.
Вокалотехнология включается во фронтальные и подгрупповые занятия: дети поют специально подобранные песни, в которых присутствует автоматизируемый звук или их содержание обогащает словарь, грамматику по определённой теме. В процессе пения обращается постоянное внимание на правильное диафрагмальное дыхание.
Кинезитехнология реализуется нами через пение детьми песен из сборника Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой» и их сопровождение движениями, а также через выполнение этюдов психогимнастики М.А.Чистяковой, которые также подбираются нами также в связи с лексической темой.
Практика показывает, что музыкальные технологии способствуют:
улучшению общего эмоционального состояния детей;
улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции; коррекции звукопроизношения;
нормализации просодической стороны речи.
Коррекционно – логопедические задачи | Логопедические средства. | Музыкальные средства. |
Развитие мелкой моторики | Упражнения с различным дидактическим материалом (массаж, самомассаж). | Музыкальное сопровождение. Игра на детских музыкальных инструментах. |
Развитие мимики и пантомимики | Массаж и самомассаж лица. | Музыкальное сопровождение. Психогимнастика М.А. Чистяковой. |
Развитие речевого дыхания | Упражнения на поддувание (сила и направленность выдоха). Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания | Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. |
Развитие просодики. | Формирование интонационно выразительных средств речи. | Фонетическая ритмика. |
Развитие фонематического слуха | Игры и упражнения для умения выделять неречевые, речевые звуки, дифференцировать их. | Игра на музыкальных инструментах. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения. Узнавание жанров музыки. |
Развитие артикуляции | Артикуляционная гимнастика. | Музыкальное сопровождение (музыка или песни). |
Формирование правильного звукопроизношения. | Чистоговорки. | Фонетическая ритмика. Пение песен со звукоподражанием. Попевки. Разучивание текстов песен. |
Формирование структуры слова | Работа над ритмом | Игра на ритмических музыкальных инструментах |
Развитие грамматического строя речи | Формирование навыков словообразования и словоизменения. | Пополнение словаря музыкальной терминологией.
|
Развитие словаря | Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. | |
Развитие связной речи. | Формирование умения связно выражать свои мысли. | Разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | Психологические этюды и коммуникативные игры | Соответствующее этюду музыкальное сопровождение. |
Обучение грамоте | Знакомство с буквами, обучение чтению и ЗБА. | Попевки, песни про буквы. |
В основе метода имаготехнологии лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
В своей работе данный метод мы используем на занятиях по развитию связной речи при пересказе, при работе над диалогом, при составлении описательных рассказов в виде элементов куклотехнологии (один из видов имаготехнологии основанный на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)) и литотехнология – коррекция речи через специально подобранные произведения. Наиболее успешно этот метод показал себя при снятии у детей речевого негативизма.
Таким образом, мы опробировали на коррекционных занятиях различные виды арт - технологий для более эффективного решения коррекционно - логопедических задач, для повышения мотивации детей к занятиям. На фоне комплексной логопедической помощи данные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Список информационных источников
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - СПб.: «Детство – пресс», 2007.
- Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // ж-л Логопед 2008 №1. С. 41 – 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников
Из опыта работы...
Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...
Коррекция речи дошкольников
В статье раскрыто понятие «что такое речь», какие задачи стоят перед воспитателями, родителями по развитию речи. Рассказывается, что коррекция речи необходима, когда наблюдаются рече...
Оздоровление в системе коррекции речи дошкольников
. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаютс...
План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Мастер-класс "Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР"
Мастер-класс "Синквейн как эффективое средство коррекции речи дошкольников с ОНР"...
Проект «Синквейн, как инновационный метод, способствующий коррекции речи детей 6-7 лет с ОНР ».
В условиях модернизации образования существенно выросла значимость логопедической службы. В связи с этим произошли серьёзные изменения, которые внесли свои коррективы в п...