Оздоровление в системе коррекции речи дошкольников
статья по теме
. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.Контроль за состоянием здоровья детей - основа всей профилактической, оздоровительной и коррекционной работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_v_sisteme_korrektsii_rechi_doshkolnikov.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровление в системе коррекции речи дошкольников.
Понятие «здоровье» очень обширное и сложное. В современной медицине его принято определять как, такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Контроль за состоянием здоровья детей - основа всей профилактической, оздоровительной и коррекционной работы в ДОУ. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стёртых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объёму движений, недостаточному их темпу и переключаемости. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовывать психическое и физическое состояние ребёнка. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков и конечно родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патологическим развитием личности. Поэтому, считаю актуальными, на сегодняшний день, задачи: сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи; коррекцию недостатков в просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; успешную социализацию детей с дефектами речи. Решению этих задач помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной. Оздоровительные приёмы на логопедических занятиях целесообразно применять параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой. В своей практической работе я использую различные здоровьесберегающие технологии. Для становления важных психических процессов у дошкольников использую кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Эта методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Здесь использую такие упражнения, как: «Колечко» - поочерёдно и как можно быстрее перебрать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.; «Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга;
«Ухо-нос» - левой рукой необходимо взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо, затем одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот»; «Карусель» - вращать карандаш между пальцами правой руки, затем левой в одну сторону, затем в обратную. Оздоравливающее действие на весь организм в целом оказывает су-джок терапия - лечебная система, созданная самой Природой. На кистях и стопах человека располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Для детей-логопатов очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Можно рекомендовать следующие приёмы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результативность показывает использование массажных колечек, мячиков, массажёров, эспандеров. В своей работе широко применяю японскую методику пальцевого массажа Йосиро Цуцуми, который разработал систему упражнений для самомассажа. Вот некоторые из них: массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца; массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»; массаж грецкими орехами; массаж шестигранными карандашами. Все эти упражнения снимают психическое и нервное напряжение организма. Приём биоэнергопластики позволяет ускорить исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает работоспособность, поддерживает положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия, а также, создаёт условия реабилитации детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Логопедическая практика невозможна без использования различных видов массажа лица, шеи, языка. Применяя массаж, можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов, а также благотворно влиять через кожу на центральную нервную систему. Считаю целесообразным сопровождать массаж чтением потешек, скороговорок, стихотворений. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события или действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений. Ещё одной важной в работе логопеда, здоровьесберегающей технологией, считаю логоритмику. Такие упражнения нормализуют темп и ритм речи, развивают фонематические процессы, активизируют словарный запас. «Рассказывание» стихов с помощью тела несомненно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. В коррекционно-педагогическом направлении важное место должны занимать и такие приёмы как: динамические паузы, сенсорно-координаторные тренажи, арт-терапевтические техники, физминутки, психогимнасика. Они могут служить отличным средством от гиподинамии на занятиях.
Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, сотрудничества педагогов и родителей в этом направлении, обеспечивают полноценное развитие ребёнка. У детей с нарушением речи повышается двигательная активность, улучшается звукопроизношение, возрастают показатели двигательной памяти, фонематического слуха и восприятия, грамотности и выразительности речи, а главное – улучшается состояние здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников
Из опыта работы...
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников...
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников"
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а зн...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Логопедическая работа - это синтез многих здоровьесберегающих факторов, которые позволяют формировать у детей правильную речь....
Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...
Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников
АННОТАЦИЯЗдоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковДанные технологии включают в себя следующие компоненты: - ниткография; - ипликатор Кузнецова; - су-джо...