Проект «Синквейн, как инновационный метод, способствующий коррекции речи детей 6-7 лет с ОНР ».
проект по логопедии

Бартанова Евгения Сергеевна

В условиях модернизации образования  существенно выросла значимость  логопедической службы. В связи с этим  произошли серьёзные изменения, которые внесли свои  коррективы  в процесс обновления организации и содержания образовательной  деятельности в логопункте .    

Для достижения целевых ориентиров возникла необходимость  планировать работу по  коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее современных    технологий и методов .

Проведенный  анализ  методической литературы и инновационного  опыта педагогов дошкольных учреждений дал возможность сделать вывод, что одним из таких эффективных методов развития и коррекции детской речи,  является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейн.

В условиях модернизации образования  существенно выросла значимость  логопедической службы. В связи с этим  произошли серьёзные изменения, которые внесли свои  коррективы  в процесс обновления организации и содержания образовательной  деятельности в логопункте .    

Для достижения целевых ориентиров возникла необходимость  планировать работу по  коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее современных    технологий и методов .

Проведенный  анализ  методической литературы и инновационного  опыта педагогов дошкольных учреждений дал возможность сделать вывод, что одним из таких эффективных методов развития и коррекции детской речи,  является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейн.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Методическая разработка

Проект

 «Синквейн, как инновационный  метод,  способствующий  коррекции  речи  детей 6-7 лет с ОНР ».

Подготовила на муниципальный

конкурс «На лучшую методическую

разработку», номинация №2: «Лучшая

методическая разработка, реализуемая

в рамках проектной деятельности»

учитель-логопед Бартанова Е. С

Бохан, 2019г.

Вид проекта: информационно-практический, творческий, долгосрочный

Продолжительность проекта: 2017-2018 учебный год

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, посещающие логопункт, их родители (законные представители), воспитатель подготовительной группы, учитель-логопед.

Актуальность разработки проекта

Большинство современных логопедов отмечают увеличение  количества детей дошкольного  возраста, имеющих речевые нарушения. У таких детей наблюдаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, развития самоконтроля и саморегуляции, слабо развита лексико-грамматическая сторона речи, недостатки в развитии познавательной деятельности, нарушения эмоционально – волевой сферы и моторики. В связи с этим, многие дети испытывают трудности, как в усвоении программы дошкольного учреждения, так и программы начального школьного обучения.

Поскольку суть логопедического воздействия сводится не только к преодолению речевого дефекта, но и к предупреждению детской дезадаптации и неуспеваемости, современный процесс образования требует от логопеда нового взгляда на собственную деятельность. Актуальным становится применение инновационных форм, методов и технологий коррекционного воздействия. Один из таких методов является метод синквейна. Он позволяет пополнить словарный запас детей, при составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности, учит дошкольников  находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения  синквейна  позволяет быстро получить результат.  Это и стало идеей разработки и реализации педагогического проекта.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное "добывание" знаний детьми. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт. В нашем случае, проект носит коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые навыки и умения.

Цель: Создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать, повышать потенциальные возможности полноценного речевого развития дошкольников, посредством целенаправленного применения метода синквейн.

Задачи:        

  1. Способствовать обогащению, уточнению, активизации и актуализации словаря (предметного, признаков, действий).Совершенствовать грамматический строй речи, связную речь.
  2. Повышать мотивацию, интерес к слову, его значению, в целом к обращенной речи.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти,  приобщать детей к процессу активного познания. 
  4. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
  5. Развивать речевые и творческие способности детей.
  6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
  7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

     Новизна проекта: данный проект позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи.

Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО и основан на поддержке и развитии детской инициативы.

Гипотеза: применение технологии синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы, поможет поддержать детскую инициативу и творческие способности, создаст ситуацию для развития ребенка в целом.

Ожидаемые результаты

Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 
Для родителей: 
- положительная оценка деятельности ДОУ; 
- готовность и желание взаимодействовать с педагогами; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
Для педагогов:
- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные формы и методы работы. 


ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный

Содержание работы

Результат деятельности

Срок

Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта

1.Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта

2.Приведение в соответствие с возрастными особенностями и речевыми возможностями детей предметно–развивающей среды

Сентябрь

Обследование речевого развития детей

1.Заполненные речевые карты

2.Входящая диагностика в картах мониторинга

Сентябрь

Разработка перспективного плана реализации проекта

Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы

1.План реализации проекта

Сентябрь

        

2 этап  (Октябрь-март) – практическая реализация проекта.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

В рамках логопедических занятий (индивидуальной и подгрупповой):

  1. Закрепление

- понятия «слово»

- понятий «неодушевленное – одушевленное»

- умения ставить вопросы к словам «Кто?», «Что?»

- представлений об обобщающих понятиях

- умения подбирать слова-признаки к словам –предметам, согласовывать их в роде, числе, падеже;

-  умения выделять слова-определения в речи

- умения выделять слова-действия в речи

- умения различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия

2. Упражнять в подборе слов-действий и слов-признаков к существительному

3. Формирование умения выделять в речи предлоги, понимать смысловые конструкции с ними

4. Знакомство с графическим изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков

5. Закрепление:

- понятия «предложение»

- умения различать понятия «слово», «предложение»

- умение составлять схему предложения и наоборот, предложение с опорой на схему

6. Игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления

7. Упражнение в составлении предложений разного типа

8. Знакомство с синквейном и алгоритмом его составления

9. Знакомство с графическим изображением синквейна

10. Составление синквейна в конце изучения каждой лексической темы

11.  Открытое фронтальное логопедическое  занятие «Зимушка-Зима» (Приложение №2)

12. Использование  различных видов заданий для работы с синквейном:

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

( «Определи тему синквейна»,  «Сломанный синквейн»);

- использование синквейна для составления загадок;

- составление короткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна

- составление синквейна по сказкам и небольшим рассказам

- составление двух синквейнов после сравнительного рассказа-описания («Бабочка»      - «Стрекоза»;  «Сосна»-«Береза»)

- игры соревновательного характера («Кто быстрей составит правильный синквейн», «Чей синквейн самый выразительный», «Чья копилочка полней»

13. Выполнение рисунков, аппликации, поделок разнообразного материала  по темам синквейна

1.Анкетирование с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития связной речи  детей

2.Консультации

«Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи»

«Сочиняем нерифмованные стихи вместе с ребенком»

3.Разработка памяток алгоритму составления синквейна

4. Выполнение еженедельных рекомендаций учителя-логопеда по составлению итогового синквейна в соответствии с темой недели

5. Изготовление книжек – малышек по заданной теме

1.Консультации для воспитателей групп, чьи дети посещают логопункт

- « Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи»,

- «Инновационная технология – синквейн»

- «Алгоритм составления дидактического синквейна» (Приложение №1)

- «Копилочка детских синквейнов»

2. Составление презентации и памяток по правилам составления синквейна

3. Мастер-класс «Учимся составлять синквейн» представленный на  семинаре «Совершенствование образовательной работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

4. Выступление с обобщением опыта работы по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как условие развитие дошкольников с ОВЗ» на  Едином методическом дне образовательных организаций МО «Боханский район»  «Повышение эффективности и качества образования в образовательных организациях района в условиях реализации ФГОС»; обобщение опыта работы по теме: «Профилактика и коррекция речевых нарушений в условиях логопункта через применения инновационных технологий»  на  муниципальной конференции работников дошкольного образования «ФГОС дошкольного образования: итоги введения, практика управления, перспективы реализации»  

3 этап- заключительный

Содержание работы

Результат деятельности

Срок

1.Мониторинг речевого развития детей  (разделы: словарь, словообразование, словоизменение, связная речь)

Итоговые карты мониторинга, сравнительные диаграммы

Апрель

Создание брошюры «Пять строк или дидактический синквейн (нерифмованные стихи наших детей)»

Выпуск брошюры

Апрель

Итоговое мероприятие

Открытое логопедическое фронтальное занятие. Тема: «Домашние животные» (Приложение №3)

Апрель

2.Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.

Представление результатов реализации проекта на итоговом педсовете

Май

3.Выставка детских работ, книжек–малышек изготовленных родителями.

Выставка на общем родительском собрании

Май

Вывод:

Реализация проекта органично вписалась в работу с детьми, имеющими нарушение речи, дала  возможность педагогам оценить уровень усвоения детьми пройденного материала, носила характер комплексного воздействия, позволила детям быть активными, творческими участниками образовательного процесса; способствовала установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Достоинством проекта «Синквейн, как инновационный  метод,  способствующий  коррекции  речи  детей 6-7 лет с ОНР » можно считать его интегрированность, использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

Информационно – методическое обеспечение проекта:

  1. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Коррекционное обучение и     воспитание детей с общим недоразвитием речи»
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д: «Феникс», 2011
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2002
  4. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5, 2005
  5. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. Волгоград: «Учитель», 2009
  6. Нищева, Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В.Нишева,-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001
  7. Ткаченко,Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей /Т.А.Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2002
  8. Шульгина Е. В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011

 

Приложение №1

Алгоритм составления  синквейна

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленному  алгоритму.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Приложение №2

Конспект фронтального логопедического  занятия.

Лексическая тема. Домашние животные.

Тема. Составление синквейна.

Цель: Развитие лексико-грамматических основ речи, связной речи через составление синквейнов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;

- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;

- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

- формировать навык построения предложений.

Коррекционно-развивающие:

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать воображение, раскрепощение.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:  мяч; мультимедийная презентация с изображением домашних животных: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца; мяч; схема составления синквейна; фигурки домашних животных; импровизированный луг, сделанный из цветной бумаги; сарай, построенный из кубиков.

I. Организационный момент.

Игра «Кто кем будет?»

(Игра  с мячом)

Логопед. Кем будет щенок?

Кем будет котёнок?

Кем будет телёнок?

Кем будет козлёнок?

Кем будет ягнёнок?

Кем будет крольчонок?

Кем будет жеребёнок?

Кем будет поросёнок?

II. Постановка цели.

Логопед. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: о домашних животных.

Логопед: Почему этих животных называют  домашних животных?

(слайд №1-картинка с изображением домашних животных)

III. Подбор слов-признаков.

1. Отгадывание загадок.

2. Игра «Подбери признаки»

(слайд №2-8  изображение животных: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Логопед загадывает загадку. Дети отгадывают.  На слайде появляется изображение животного (отгадки).  Логопед  называет слово-признак о животном, ребенок которого выбирает педагог,  повторяет название животного  и добавляет  своё слово-признак.

Загадки о домашних животных.

У неё четыре лапки.

Эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Она гроза для мышей. (Кошка)

Если видит – там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой.

А хозяин на крылечке –

Хвост закрутится

в колечко.   (Собака)

Лежит замарашка

 В щетинистой рубашке.

Хвост крендельком,

Нос пятачком.  (Свинья)

Пашет землю

Трактор без колёс.

Для него горючее — Овёс.  (Конь)

Ходит печка, Вся в колечках (Овца)

В сарае, в клетке он живёт

Морковку сладкую грызёт.

Он пушистый и глазастый,

Длинноухий, хвост, как нолик

Все узнали, это …(Кролик)

Голодная — мычит,

 Сытая — жуёт,

всем ребятам

Молоко даёт. (Корова)

Это, кто ж такая, рогатая?

Да ещё и бородатая?

Молоко даёт исправно,

Вкусное, полезное

Днём гуляет по двору,

С кустиков дерёт кору,

Смотрит хитро мне в глаза

Бородатая…(коза)

Слова-признаки.

Кошка (какая?) – ласковая, усатая, пушистая, мохнатенькая ит.д.

Собака (какая?) – верная, преданная, умная, чуткая ит.д.

Свинья (какая?) – розовая, толстая, неуклюжая ит.д.

Конь (какой?) – большой, сильный, красивый, ретивый ит.д.

Овца (какая?) – кудрявая, травоядна т.д.

Кролик (какой?) – маленький, пушистый, глазастый, длинноухий и т.д.

Корова (какая?) – большая, рогатая, бодатая, милая ит.д.

Коза (какая?) – рогатая, бородатая, прыткая, шустрая ит.д.

 IV. Физминутка.

Хозяюшка

Наша – то хозяюшка
Сметлива была.
Всем в избе работушку
К празднику дала: (идти по кругу, взявшись за руки)
Чашечку собачка моет языком. (сложить ладони чашечкой, «облизывать» её)
Хрюшка собирает крошки под окном. (присесть, наклонять ритмично голову).
По столу котище лапою скребет. (встать, правой рукой делать движения к себе )
Половичку козочка веничком метёт. («мести» пол)

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Игра «Кто как голос подаёт?»

(Игра  с мячом)

Корова (что делает?) – мычит.

Кошка (что делает?) – мяукает.

Собака (что делает?) – лает.

Свинья (что делает?) – хрюкает.

Овца (что делает?) – блеет.

Коза (что делает?) – блеет.

Лошадь (что делает?) – ржёт.

 

VI. Подбор слов-действий.

Игра «Что делает?»

(слайды№2-8с изображением животных: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Логопед. Ребята, как животные голос подают, вы знаете.

А что ещё  делают домашние животные?

Что делает кошка? (ласкается, играет, умывается, бегает, царапается, лежит, спит, мяукает т.д.)

Что делает корова? (пасётся, ест, мычит, ходит, даёт (молоко) и т.д.)

Что делает собака? (грызёт, бегает, сторожит, лает, охраняет ит.д.)

Что делает коза? (бодается, жуёт, ест, блеет ит.д.)

Что делает конь? (резвится, перевозит, скачет, ржёт, несётся ит.д.)

Что делает овца? (гуляет, пасётся, блеет, ходит ит.д.)

Что делает свинья? (спит, лежит, ест, хрюкает ит.д.)

Что делает кролик? (грызёт, сидит, ест и т.д.)

VII. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

(слайд№9: схема составления синквейна)

Логопед. Ребята, чтобы наши животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?

Кошка.                                                        Собака.

Пушистая, усатая.                                       Верная, чуткая.

Мяукает, лакает, умывается.                     Сторожит, лает, грызёт.

Я угощу кошку сосиской.                          Я угощу собаку мясом.

Домашнее животное.                                  Домашнее животное.

Конь.                                                               Свинья.

Ретивый, сильный.                                      Толстая, розовая.

Ржёт, перевозит, скачет.                             Лежит, ест, хрюкает.

Я угощу коня овсом.                                   Я угощу свинью свёклой.

Домашнее животное.                                  Домашнее животное.

Корова.                                                            Коза.

Рогатая, большая.                                         Бородатая, прыткая.

Идёт, даёт (молоко), мычит.                        Бодается, жуёт, блеет.

Домашнее животное.                                    Домашнее животное.

Овца                                                                 Кролик.

Кудрявая, травоядная.                                  Длинноухий, пуховой.

Блеет, жуёт, пасётся.                                     Грызёт, ест, сидит.

Домашнее животное.                                    Домашнее животное.

VIII. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед. Ребята, вы молодцы! Вы, как, настоящие писатели!

Посмотрите, какие животные довольные.

Теперь каждый скажите, о ком вы рассказали?

Значит, о каких животных вы рассказывали?

А сейчас если вам понравилось наше занятие, то возьмите по одной  фигурки животного и поместите на этом зеленом и сочном лугу.  А если вам ничего не понравилось то отправьте животное в сарай.  

Приложение №3

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Зимушка зима».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения составлять синквейн, подбирать однородные определения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической и связной  речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушка снеговик, письмо, мультимедийная презентация,  запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» , фигурки снеговиков.

Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций на тему зимы. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о  зиме.

Методы:   проблемно – игровой метод, метод синквейн, метод биоэнергопластики.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро».  Приходит в гости Снеговик –почтальон  (снеговик - игрушка) и приносит письмо.

Логопед: Ребята снеговик – почтальон принес нам письмо, давайте откроем письмо и прочитаем. В этом письме загадки   (изображения появляются на экране после отгадывания.  Слайды № 1 – 5)

Отгадав загадки, вы узнаете,  о чем мы будем говорить сегодня на занятии.

Странная звездочка                        Что за нелепый человек

С неба упала                                    Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

                       (снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                               Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                       (лед)

Всех ущипнет за нос.

                              (мороз)

Наступили холода,                           Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                             (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                          (зимой)

Логопед. О явлениях, какого времени года говорится в загадках?

Дети.  Время года - зима.

(слайд №7-зимний пейзаж)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед.  Подумайте и скажите о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

Логопед. Что лежит кругом?

Дети. Кругом лежит снег.

Логопед. Какой снег?

Дети. Белый и пушистый.

Логопед. Какая погода на улице?

Дети. На улице холодно.

3. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы - мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня: —

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

4. Артикуляционная гимнастика с применением метода биознергопластики. (дети выполняют артикуляционные упражнения и сопровождают движениями руками)

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

5. Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: ш-hi-hi». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

6. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов».

Дети отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальцы.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли.          Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп.

9. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику).

Мы показали соседям нашего (снеговика).

Мы играли со (снеговиком).

Мы рассказали о (снеговике).

10. Игра «Назови ласково» со снежком.

- Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                   Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец             Дерево- деревце

Ветер- ветерок               Горка — горочка

Лёд- ледок, льдинка      Санки- саночки

Холод- холодок

Зима- зимушка            

11. Физминутка  (сопровождение речи с движениями).

« Как на горке снег, снег»

( Поднять руки вверх,  на слова «снег», «снег»),

И под горкой – снег, снег,

( Опустить руки вниз.)

И на ёлке – снег, снег.

(Соединить ладони над головой «домиком»)

И под ёлкой – снег, снег.

(Опустить руки вниз.)

12. Составление синквейнов

Логопед.   Давайте  составим синквейн на тему зима. ( слайд № 7на экране зимний пейзаж)

Но сначала вспомним, как его составить.

 Какое слово на первой строке мы должны сказать. ( Название предмета)

На второй строке какие слова должны быть? ( Слова – признаки)

На третьей строке какие слова должны быть? ( Слова – действия)

На четвертой строке? ( Нужно составить предложение с данным словом)

И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение. 

Синквейн на тему Зима

Зима
снежная  пушистая
вьюжит заметает покрывает
укутала снежным покрывалом
новый год

А сейчас составим синквейн на тему Снеговик (слайд № 8 на экране изображение снеговика) Снеговик

Снеговик

Смешной, милый.

Лепят, сооружают, одевают.

Дети вынесли из дома морковку.

Загляденье!

13. Итог занятия. Рефлексия.

О каком времени года мы говорили на занятии?

Дети. Мы говорили о зиме.

Логопед. У меня на столе разные снеговики. Если вам понравилось сегодняшнее занятие и вы не испытывали трудности то выберете себе улыбающегося  снеговика в красной шляпе, а если вам ничего не понравилось то выберете грустного снеговика с зеленой шляпой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".

     В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...

МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»

В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...

Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Проект "Синквейн – новая технология развития речи дошкольников".

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами....

Проект "Синквейн"

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА   «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К.Д.Ушинский...

Проект "Синквейн, как средство развития критического мышления дошкольников"

             Проект "Синквейн, как средство развития критического мышления лошкольников" предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возра...