Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация работы учителя-логопеда с родителями»
методическая разработка по логопедии
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей. Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organiz._rab._logop._s_rodit.docx | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1373»
(ГБОУ Школа № 1373)
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Организация работы учителя-логопеда с родителями»
Составила:
учитель-логопед
Андреева О.Н.
Москва
«Организация работы учителя-логопеда с родителями»
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя- логопеда является работа с родителями, как одно из
условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских собраний, оформление стендов и уголков в помощь родителям, проведение открытых логопедических занятий, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Первая организованная встреча с родителями проводится в середине или в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:
- Необходимость специально направленного обучения детей.
- Знакомство с диагностическим обследованием детей. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
- Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
- Информация о содержании логопедических занятий (по периодам обучения).
Отношение родителей к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что всё «само исправится к школе» или вовсе не замечают речевых нарушений.
Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать об отрицательном влиянии недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой; о нарушении со стороны связной речи, которые без правильно организованных систематических занятий приведут к тому, что ни в детском саду, ни в школе, ребёнок не сможет составить рассказ, подготовить пересказ и дать правильный полный развёрнутый ответ на предложенный вопрос; несформированность лексико-грамматического строя, проявляющаяся в устной речи у детей дошкольников, окажет негативное влияние в письменной речи учащихся в виде систематических ошибок. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.
На собрании необходимо обратить внимание родителей на индивидуальных положительных чертах характера ребёнка, подчеркнуть сильные стороны дошкольника.
На общем собрании нельзя подчёркивать слабые стороны кого-либо из детей. Можно в обобщённом виде рассказать о имеющихся речевых нарушениях, характерных для детей данной группы (возраста).
Необходимо расположить к себе родителей, так как достигнуть положительной, стойкой и быстрой динамики, возможно лишь в тесной взаимосвязи логопеда, родителя и воспитателя.
Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Логопед выборочно знакомит детей с приёмами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребёнку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребёнка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).
Таким образом, логопед создаёт установку для включения родителей в коррекционный процесс.
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Логопед показывает приёмы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком, подчёркивает его успехи, в корректной форме обращает внимание родителей на имеющиеся трудности у ребёнка. У каждого ребёнка есть своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы, а также родительский чат, созданный учителем-логопедом.
Родителям разъясняется, как необходимо оформлять тетрадь. Даются образцы выполнения домашних заданий.
В течение года, логопед проводит консультации для родителей.
Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике,
связанной с особенностями воспитания и обучения детей:
1. Результаты логопедического обследования ребёнка.
2. Речевые нарушения и причины их возникновения.
3. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
4. Краткие советы родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи первого уровня.
5.Правила проведения артикуляционной гимнастики.
6. Взаимосвязь между развитием устной и письменной речью
обучающихся.
7. Приёмы по развитию навыков звукового анализа и синтеза.
8. Что делать, если у ребёнка плохая память?
9. Как развивать слуховое восприятие у детей?
10 Учим запоминать стихотворения.
11.Игровые упражнения развивающие мелкую моторику ребёнка.
12.Мы учим детей рассказывать.
13.Развитие графомоторных навыков у детей.
14.Внедрение здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь ребёнка.
15. Что делать родителям, если ребёнок начал заикаться?
16. Приёмы по растягиванию короткой уздечки у детей.
17. Логопедические домашние задания на летний период.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Родитель получает возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности и т.п.
В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нём подводятся итоги работы за 1-е полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребёнка, определяются задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей.
Третье родительское собрание планируется в конце года. На нём подводятся итоги всей коррекционной работы. Даётся анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, школе).
Тесная связь между родителями и логопедом осуществляется на протяжении всего коррекционно-педагогического процесса. На родительских собраниях затрагиваются общие темы, связанные с коррекцией речевого развития ребёнка. В индивидуальных беседах, которые логопед проводит либо по собственной инициативе, либо по просьбе взрослого, затрагиваются моменты, касающиеся индивидуальных, личностных особенностей ребёнка. Логопед сообщает родителям об имеющейся положительной динамики, в процессе логопедических занятий.
Речевая коррекция - это процесс очень трудоёмкий. Может пройти месяц, другой, третий, а родители не видят положительных результатов. Родителям кажется, что логопед «топчется на месте». А так не бывает. Логопед сообщает родителю об имеющихся, даже малейших успехах. Если речь идёт о постановке звука, то логопед объясняет родителям, что ребёнок должен пройти определённый путь коррекционного воздействия прежде, чем звук услышим в речи.
Необходимо провести работу по развитию фонематического слуха, по подготовке артикуляторной базы, выработке нужных артикуляторных поз. Параллельно ведётся работа по развитию и совершенствованию графомоторных навыков, развитию познавательных психических процессов и т.п. Родителей, как и детей необходимо ободрять, активно включать в работу с ребёнком. Объяснять, что без тесного взаимодействия родителя и логопеда, родителя и воспитателя, мы добъёмся наименьших результатов.
Если это ребёнок с ТНР, неоднократно сообщаем родителям, что мы занимаемся не только постановкой звуков. Нам необходимо развивать все стороны речи (коррекция лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, связной речи). Поэтому, к заданиям направленным на коррекцию других компонентов речи надо относиться с повышенным вниманием, так как остаточные нарушения негативно скажутся на овладении ребёнком грамотным письмом и чтением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...
Выступление на педагогическом совете. Тема " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"
Выступление на педагогическом совете. Тема: " Формы работы с детьми по формированию потребности в ЗОЖ во всех видах образовательной деятельности"...
Выступление на педагогическом совете по теме «Организация работы педагогов по приобщению родителей к ЗОЖ»
Приоритетным направлением нашей работы группах оздоровительной направленности является работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Поиск эффективных способов сохранения и...
Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»
Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...
Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »
Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...