Составление предложения
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по составлению предложения
Цель – упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова.
Пособия.Иллюстрации для составления предложений, фишки, картинки к игре «Узнай слово», иллюстрация «Дети гуляют».
Ход.
- На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова? (Слова, которые называли предмет)
- Вспомним эти слова… (Дети по очереди называют слова, кладут фишку в коробку.Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще ни кем не названные).
- Ребята, есть слова, которые являются признаками предмета, т.е. слова, которые описывают этот предмет. Например, на этой иллюстрации нарисован стул. Какой он? (Деревянный, большой,..). Эти слова и есть признаки предмета. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Узнай слово».
- Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадаетесь, о чем я говорю.
- Круглый, большой, резиновый, легкий… (Мяч)
- Темная, большая, низкая, дождевая… (Туча)
- Холодная, чистая, прозрачная, быстрая… (Вода, река)
- Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное… (Небо)
- Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (Снег)
- Добрая, родная, ласковая, дорогая… (Мама)
- Теперь поиграем наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.
- Яблоко какое? (Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное и т.д.)
- Платье какое? (Новое, нарядное, дорогое, модное…)
- Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, большие…)
- Малина какая? (Вкусная, малиновая, сладкая, мягкая…)
- Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)
Игра «Говори наоборот»
- Я буду говорить слово – «признак», а вы тоже называете, но наоборот, например:
большой – маленький
толстый – тонкий
черный – белый
горячий – холодный
пустой – полный
легкий – тяжелый
чистый – грязный
больной – здоровый
ленивый – трудолюбивый
храбрый – трусливый
послушный – балованный
богатый – бедный
сильный – слабый
веселый – грустный
красивый – безобразный
широкий – узкий
высокий – низкий
твердый – мягкий
гладкий – шершавый
кислый – сладкий
детский – взрослый
добрый – злой
- Молодцы! Вот сколько слов вы назвали. Ребята, а сейчас предлагаю выйти из-за столов и поиграть еще в одну игру «Путаница». Я буду вас путать, если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если – не согласны, то топайте.
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в пустыне,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Колючий лев в траве таится,
Могучий еж не знает страха,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
- Ребята, на прошлом занятии мы учились составлять предложения. Давайте вспомним, из чего состоит предложение? (Из слов).
- Запомните, ребята, что слова бывают разными. Назовите длинные слова. (Ответ детей:конструктор, телевидение,…).
- Теперь назовите короткие слова.(Ответ детей: сон, лук, нос,…).
- Какими можно назвать слова: гром, гроза, тигр? (Ответ детей: громкими).
- Назовите тихие слова. (Ответ детей: шелест, шепот, тишина).
- А какие вы знаете звонкие слова? (Ответ детей: жаворонок, зайчик, жизнь,…).
- Какими ласковыми словами вас называют ваши близкие? (Ответ детей: солнышко, кошечка, доченька, сыночек,…).
- Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово зеленое – ель,
Есть слово упрямое – цель.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех…
- Давайте придумаем предложение по этой картинке, состоящее из двух слов, из трех слов.
Выставляем слова – фишки.
- Что делают дети? (Дети играют)
«Дети» - выставляют одну фишку
«играют» - кладут рядом другую фишку.
Далее воспитатель говорит предложения, а дети выкладывают фишки:
- Идет дождь.
- Идет сильный дождь.
- Птичка свила гнездо.
- Холодно.
- Прибежал пес.
- Брат читает.
- Мама готовит ужин.
- Рома пил молоко.
- Папа удил рыбу.
- Теперь я буду выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения. (Дети выполняют задание).
- Ребята, давайте сейчас вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (Учились составлять предложения из слов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_predlozheniy.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по составлению предложения
Цель – упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова.
Пособия.Иллюстрации для составления предложений, фишки, картинки к игре «Узнай слово», иллюстрация «Дети гуляют».
Ход.
- На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова? (Слова, которые называли предмет)
- Вспомним эти слова… (Дети по очереди называют слова, кладут фишку в коробку.Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще ни кем не названные).
- Ребята, есть слова, которые являются признаками предмета, т.е. слова, которые описывают этот предмет. Например, на этой иллюстрации нарисован стул. Какой он? (Деревянный, большой,..). Эти слова и есть признаки предмета. Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Узнай слово».
- Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадаетесь, о чем я говорю.
- Круглый, большой, резиновый, легкий… (Мяч)
- Темная, большая, низкая, дождевая… (Туча)
- Холодная, чистая, прозрачная, быстрая… (Вода, река)
- Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное… (Небо)
- Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (Снег)
- Добрая, родная, ласковая, дорогая… (Мама)
- Теперь поиграем наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.
- Яблоко какое? (Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное и т.д.)
- Платье какое? (Новое, нарядное, дорогое, модное…)
- Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, большие…)
- Малина какая? (Вкусная, малиновая, сладкая, мягкая…)
- Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)
Игра «Говори наоборот»
- Я буду говорить слово – «признак», а вы тоже называете, но наоборот, например:
большой – маленький
толстый – тонкий
черный – белый
горячий – холодный
пустой – полный
легкий – тяжелый
чистый – грязный
больной – здоровый
ленивый – трудолюбивый
храбрый – трусливый
послушный – балованный
богатый – бедный
сильный – слабый
веселый – грустный
красивый – безобразный
широкий – узкий
высокий – низкий
твердый – мягкий
гладкий – шершавый
кислый – сладкий
детский – взрослый
добрый – злой
- Молодцы! Вот сколько слов вы назвали. Ребята, а сейчас предлагаю выйти из-за столов и поиграть еще в одну игру «Путаница». Я буду вас путать, если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если – не согласны, то топайте.
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в пустыне,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Колючий лев в траве таится,
Могучий еж не знает страха,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада…
- Ребята, на прошлом занятии мы учились составлять предложения. Давайте вспомним, из чего состоит предложение? (Из слов).
- Запомните, ребята, что слова бывают разными. Назовите длинные слова. (Ответ детей:конструктор, телевидение,…).
- Теперь назовите короткие слова.(Ответ детей: сон, лук, нос,…).
- Какими можно назвать слова: гром, гроза, тигр? (Ответ детей: громкими).
- Назовите тихие слова. (Ответ детей: шелест, шепот, тишина).
- А какие вы знаете звонкие слова? (Ответ детей: жаворонок, зайчик, жизнь,…).
- Какими ласковыми словами вас называют ваши близкие? (Ответ детей: солнышко, кошечка, доченька, сыночек,…).
- Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово зеленое – ель,
Есть слово упрямое – цель.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех…
- Давайте придумаем предложение по этой картинке, состоящее из двух слов, из трех слов.
Выставляем слова – фишки.
- Что делают дети? (Дети играют)
«Дети» - выставляют одну фишку
«играют» - кладут рядом другую фишку.
Далее воспитатель говорит предложения, а дети выкладывают фишки:
- Идет дождь.
- Идет сильный дождь.
- Птичка свила гнездо.
- Холодно.
- Прибежал пес.
- Брат читает.
- Мама готовит ужин.
- Рома пил молоко.
- Папа удил рыбу.
- Теперь я буду выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения. (Дети выполняют задание).
- Ребята, давайте сейчас вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (Учились составлять предложения из слов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ. Составление предложений.
В данной презентации представлен пример знакомства детей с алфавитом, выполнением звукового анализа и составлением предложений с заданным словом....
Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»
Цели:коррекционно-образовательная:— обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей ...
Составление предложений по схемам.
Эти карточки помогут детям с ОНР научиться составлять предложения с предлогом....
Составление предложений по сюжетной картинке для слабослышащих детей 2-3 года обучения.
В консультации даны рекомендации для родителей по развитию речи (методика по составлению предложений)...
План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»
Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных...
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...