Конспект ООД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_rr_zimuyushchie_ptitsy_14.12.22.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи в подготовительной группе
на тему: «Зимующие птицы»
Цель: систематизация и уточнение знаний детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Расширить словарный запас детей по теме «Зимующие птицы»;
• Совершенствовать речевые навыки и умения;
• Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• Совершенствование навыка слогового анализа.
• Совершенствование умения образовывать множественное число существительных; согласовывать существительные с числительным, изменять существительные по падежам.
• Учить детей словообразованию с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору антонимов.
• Учить детей образовывать сложные прилагательные от словосочетаний, развивая диалогическую и связную речь.
• Учить детей составлять рассказ по схеме.
Коррекционно- развивающие:
• Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
• Развитие памяти, мышления, внимания через игры и упражнения;
• Развитие воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью;
• воспитывать умение работать в коллективе.
• воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.
Словарь: воробей, ворона, голубь, дятел, синица, снегирь, сова, сорока, клюв, крылья, хвост, перья, окраска, кормушка, большой, длинный, толстый, легкий, перелетный, зимующий, на, с, из-за, за.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация Power Point, счётные палочки.
Ход ООД
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Скажите, какое сейчас время года? (зима)
Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Какой месяц сейчас? (декабрь)
Ребята, вы знаете, что на зиму некоторые птицы улетают в тёплые края. Как они называются? (Перелётные)
А есть птицы, которые остаются зимовать? Как называются они? (Зимующие)
– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?
– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.
Основная часть
- Актуализация имеющихся знаний:
Давайте посмотрим на доску и назовём зимующих птиц. (Ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, дятел, сова, голубь)
- Слоговой анализ:
Давайте вместе прохлопаем названия птиц и выясним, из скольких слогов они состоят. Сне-гирь – в этом слове два слога, си-ни-ца – в этом слове три слога, во-ро-на – в этом слове три слога, дя-тел – в этом слове три слога, со- ва – в этом слове два слога, го-лубь –в этом слове два слога, во-ро-бей – в этом слове три слога.
- Развитие лексики:
Вспомним части тела птичек.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а у птицы крылья.
У человека кожа, а у птицы перья.
У человека ноги, а у птицы лапки.
Молодцы, тогда скажите мне что общее у всех птичек? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)
- «Один-много». Употребление существительных в Р.п.:
Посмотрите на картинки, которые я вам раздам.
Снегирь-снегири-много снегирей
Синица-синицы-много синиц и т.д.
- «1-2-5» Согласование существительных с числительными:
Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)
1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)
- «Назови ласково». Раздаточный материал (птички). Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
синица – синичка
воробей – воробушек – воробьишко
снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
голубь – голубка, голубок
ворона – воронушка,
сова – совушка.
- «Скажи наоборот». Употребление антонимов: игра с мячиком за столами.
Воробей маленький, а ворона большая.
У снегиря хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжелый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
Дятел летает медленно, а воробей быстро.
Ворона летает высоко, а сорока низко.
- Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- «Весёлый воробей». Употребление предложно-падежных конструкций
Демонстрационный материал: кормушка.
Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. Воробей сел на крышу кормушки. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел в кормушку. Воробей вылетел из кормушки.
- Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных прилагательных от словосочетаний, развитие диалогической и связной речи).
А сейчас я предлагаю правильно ответить на мои вопросы. У каждой птицы есть свои особенности:
У снегиря черные крылья. Какой снегирь?
У дятла длинный клюв. Какой дятел?
У синички желтая грудка. Какая синичка?
У снегиря красная грудка. Какой снегирь?
У сороки белые бока. Какая сорока?
У голубя серые крылья. Какой голубь?
У вороны громкий голос. Какая ворона?
У совы большая голова. Какая сова?
У синицы тонкий клюв. Какая синица?
- «Рассказ о...» Составление описательного рассказа по опорной схеме.
Логопед: ребята, посмотрите на схему на доске. По ней нам нужно составить рассказ о птице. Рассказ мы начинаем со слов: «Я хочу рассказать о…(вороне)»
Я хочу рассказать о вороне. Это большая птица. У неё большая черная голова, длинный черный клюв, серо-черные крылья и длинный черный хвост. Ворона – зимующая птица.
- Закрепление полученных знаний. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. О ком мы разговаривали? (о зимующих птицах). Зимой очень важно помогать птичками – кормить их. В это время года им тяжело находить себе пропитание. Люди изготавливают кормушки и вешают их на ветки деревьев. В кормушку насыпают зерна, крупу или кусочки сала. Давайте напоследок разомнем наши пальчики и из счетных палочек соберем кормушку. (собирают по образцу). Молодцы, теперь давайте представим, что у нас в руках есть корм и высыпаем его в кормушку. (делают движения пальцами – «сыпят»).
- «Покормим птиц». Употребление существительных в Р.п.
Логопед: Холодно и голодно птицам зимой. А как можно помочь птицам перезимовать? (Построить кормушки, подкармливать птиц.)
Я покормлю воробья. Я покормлю синицу. Я покормлю ворону. Я покормлю голубя. И т.д.
Заключение
- Итог занятия
Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....
Конспект-занятие "Птицы"
для воспитателей....
Конспект занятия "Птицы республики Коми"
Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...
Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)
Содержание занятия по ручному труду основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....
Конспект занятия "Птица счастья"
Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...
конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"
беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...
Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...