конспект логопедического занятия по постановке звука Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_shpostanovka.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка звука [Ш].
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование:
предметные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент
- К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?
2. Артикуляционная гимнастика
Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).
Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).
Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).
А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).
Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).
А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).
3. Объявление темы занятия
- Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].
4. Постановка звука
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
5. Анализ артикуляции
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- Где находится кончик языка?
- Где находятся края языка?
- Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
6. Закрепление изолированного звука
По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).
- Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.
7. Развитие фонематического слуха
Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».
- А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
8. Закрепление звука в слогах
Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней. - Давай, споём вместе с ними.
ША-ША-ША, ШО-ШО-ШО, ШУ-ШУ-ШУ, ША-ШО-ШУ, АШ-ОШ-УШ, ИШ, АШ, ОШ.
12. Итог занятия
- Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!
- С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.
13. Оценка занятия. Ты сегодня хорошо старался. Умничка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л]
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"
Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...
Конспект логопедического занятия по постановке звука {-с}
Данный конспект отражает правильность произношения звука -с, необходимость развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Используются разные приемы. Задействованы анализаторы, т.е глазки,...
конспект логопедического занятия по постановке звука [Л]
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе по постановке звука [Л]...
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...