конспект логопедического занятия по постановке звука Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка звука [Ш].
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование:
предметные картинки.
Ход занятия:
1. Орг. момент
- К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?
2. Артикуляционная гимнастика
Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).
Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).
Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).
А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).
Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).
А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).
3. Объявление темы занятия
- Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].
4. Постановка звука
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
5. Анализ артикуляции
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- Где находится кончик языка?
- Где находятся края языка?
- Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
6. Закрепление изолированного звука
По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).
- Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.
7. Развитие фонематического слуха
Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».
- А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
8. Закрепление звука в слогах
Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней. - Давай, споём вместе с ними.
ША-ША-ША, ШО-ШО-ШО, ШУ-ШУ-ШУ, ША-ШО-ШУ, АШ-ОШ-УШ, ИШ, АШ, ОШ.
12. Итог занятия
- Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!
- С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.
13. Оценка занятия. Ты сегодня хорошо старался. Умничка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...
Конспект логопедического занятия по постановке звука {-с}
Данный конспект отражает правильность произношения звука -с, необходимость развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Используются разные приемы. Задействованы анализаторы, т.е глазки,...

конспект логопедического занятия по постановке звука [Л]
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе по постановке звука [Л]...

Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...

Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука на тему: "Овощи. Звук и бука [С]"...