Конспект логопедического занятия по постановке звука {-с}
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный конспект отражает правильность произношения звука -с, необходимость развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Используются разные приемы. Задействованы анализаторы, т.е глазки, ушки, ручки- телесный ориентированный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_s.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по постановке звука [c].
Бондаренко Л.Н. учитель-логопед, Республика Хакасия, г. Саяногорск.
Занятие 1.
Тема. Знакомство с частями артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С. Развитие слухового внимания на речевых и неречевых звуках. Выделение 1-го гласного звука в слове. Анализ и синтез слогов типа: ау, уа.
Цели:
- познакомить обучающихся со строением артикуляционного (речевого) аппарата, развивать умение ощущать их положение, воспроизводить отдельные движения по инструкции;
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
- развивать дифференцированные движения артикуляционного аппарата;
- развивать и тренировать слуховое внимание и фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа слогов, наблюдательность, логическое мышление.
Этапы | Содержание | Оборудование |
2. Развитие слухового внимания на неречевых звуках
3. Постановка целей занятия (объявление темы). 4.Знакомство с артикуляционным аппаратом. Работа со схемой органов артикуляционного аппарата.
5. Подготовительные упражнения к воспитанию звука С.
6. Наблюдение за артикуляцией гласных звуков. Выделение первого гласного из слов.
7. Анализ и синтез слогов типа ау, уа.
8. Подведение итогов Занятия и оценка работы детей. 9. Домашнее задание.
| Приветствие. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие. А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям? А у кого бывает речь? А для чего нужна речь? Человека окружает множество звуков. Предлагаю вам прислушаться к шуму улиц, школьного коридора и т.д. Попробуйте назвать источник звука. Игра “Узнай по звукам”. На столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа. Уточняю, что эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это – неречевые звуки. Игра “Звукоподражания”. Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана). Можно ли считать это речью? Нет. Эти звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания. А теперь для сравнения произнесём: а-а-а, у-у-у, ч-ч-ч, ш-ш-ш, р-р-р. Это речевые звуки. Речью владеет только человек. Речь необходима тем, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга. А сейчас мы познакомимся, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов. Попробуйте сами назвать их. Показывается схема артикуляционного аппарата и называются его части: - органы дыхания (лёгкие, бронхи). Произносим звуки А, Ю Ж, С (тыльная сторона ладони к губам) - голосовые складки. На пути движения к гортани выдыхаемая струя заставляет дрожать две натянутые струны – голосовые складки. Здесь рождается голос. (руку на горло – произносим звонкие звуки, затем глухие. Сравниваем.) - ротовая полость: язык (кончик, спинка, корень), твёрдое и мягкое нёбо, губы, зубы – верхние и нижние: Прошу детей отыскать тот или иной орган, показать на себе. Прикасаюсь шпателем к арт. органам, дети называют. Показ на схеме артикуляции детьми. Чтобы правильно, красиво произносить звук С, нужно, чтобы нас хорошо слушался язык. Сейчас мы будем делать упражнения и посмотрим, у кого послушнее язык. Смотрите в зеркало и повторяйте за мной упражнения. - улыбка, затем хоботок - лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя - облизнуть нижнюю губу - блинчик на сковородке - лодочка, затем задувать на лодочку (посередине языка) - язык-силач -произносим ИИИИ, объясняем свои ощущения от положения языка
Предлагаю вам внимательно посмотреть на мой рот и запомнить, как меняется положение губ при произнесении гласных звуков: а, о, у, ы, э, и (дети объясняют) Поиграем в игру “Что я хочу произнести” (беззвучно) – а, о, ы, у, и, ау, ао, э, уа. Какие звуки я произносила? (гласные). Как они произносятся, почему так называются? (с голосом). Запомните: Без гласных не бывает слов, слогов. На наборном полотне картинки. В каждом слове-ответе выделяется первый звук.
Отгадайте загадки, назовите первый звук:
Как кричат в лесу, когда заблудятся? (ау) Какой первый звук в этом слове? (а) Запишите в тетрадь. Какой второй звук в этом слове? (у) Запишите в тетрадь. Прочтите, что получилось. (ау) Как плачет ребёнок? (уа) (аналогично анализируется, записывается, читается) ДЗ № 1: повторять названия частей артикуляционного аппарата. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. |
Зеркало, стакан, карандаш, книга, газета, ключи, ножницы.
Схема, зеркала
Спирт, вата, шпатели
Инд. зеркала
Показ на табличке на стенде.
Наборное полотно с картинками
На наборное полотно букву А, затем У
|
Тема: Постановка звука [С]
Цели:
1. Образовательные:
- формирование знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;
2. Коррекционные:
- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики;
- формирование правильной голосовыдыхаемой струи, кинестетических ощущений;
- развитие фонематического слуха, навыков звуко-буквенного анализа слов;
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, в начале слов.
3. Воспитательные.
- воспитание контроля за своей речью; развитие чувства товарищества.
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержание занятия |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл слонёнок. Он хочет посмотреть, как вы занимаетесь! Но у него одна проблема: пока он ехал на самокат |
2. Постановка целей занятия (объявление темы) | Но у него одна проблема: пока он ехал на самокате, у него спустилось колесо. Вы хотите ему помочь? Для этого нужно будет накачать насосом колесо. Но песенка насоса непростая: С – С – С. Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. А вы хотите научиться песенке насоса? Вы будете стараться на занятии? Молодцы! |
3. Артикуляционная гимнастика | 1)Массаж: Давайте начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза). 2) Артикуляционная разминка: - улыбка, затем хоботок - лопатка, затем накажем непослушный язычок: бя-бя-бя, пя-пя - облизнуть нижнюю губу - блинчик на сковородке (распластанный язык на дне рата) - лодочка - язык-силач - горочка (большая и маленькая), покатаем зубки с горочки, выгибает кошка спинку. -произносим И, объясняем свои ощущения от положения языка 3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Кулак-кольцо” 4) Голосовые и дыхательные упражнения: - надувание щек одновременно и поочередно; -губы трубочкой, выдох тонкой, длиной струёй, задувание на картинки, мелкие предметы; -выдыхание воздуха посередине языка (лодочка), в колпачок от ручки, фломастера; |
Характеристика звука | Давайте узнаем, когда произносишь звук [С], что делает язычок? Губы? Зубы? Воздушная струя? Голосовые складки? С – губы в улыбке, зубы сжаты, язык широкий, лежит на дне рта, кончик упирается в нижние зубки. Посередине языка - желобок, по которому проходит воздух, струя тонкая и холодная. (показ профиля артикуляции, схема на руке, выдох на тыльную сторону ладони) Звук С – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (дети объясняют) Запомните: С – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного). Сначала мы будем учиться произносить твёрдый звук С. |
5. Постановка звука | Произнести звук С------- длинно. Теперь споём песенку насоса: С – С – С. |
6. Закрепление изолированного звука 7. Связь звука и буквы | Звукоподражание: С чем ещё можно сравнить звук С? Чайник кипит, ветер свистит… Мы сейчас произносили звук, слышали его. А какой буквой он обозначается? (С – похожа на месяц “Полумесяц в небе звёздном буквой С повис над домом; С – откусанный бублик, сушка “Села мышка в уголок, съела бублика кусок”; на отпечатки копыт – “Шёл конь копытами звеня, как буквы С следы коня”; на телефонную трубку …) |
8. Развитие фонематического слуха | Сейчас я буду называть вам звуки, когда услышишь С – хлопни ладошками: С, м, н, г, С, ш, р, в, с, ж, С, у, з, ч, х, С, щ. Сейчас я буду называть вам слоги, когда услышишь Л – хлопни ладошками: на. Са, Су, ну, до, Со, ра, Са, жи, ны, Сы, вы, кэ, то, хэ, Сэ, Со Сейчас я буду называть вам слова, когда услышишь слово со звуком [С] поднимите букву С. (БУКВЫ С) Сад, дом, бумага, сало, сук, шуба, дочка, сытый, бочка, жук, самолёт, домик, гном, совок, сковорода. |
9. Закрепление звука в слогах | Игра “Буква ходит в гости” - составление прямых слогов с гласными а, ы, о, у, э С ---- --- А С ---- --Ы С---- О С---- ---Э С ---- ----У (обращается внимание детей на положение губ, языка на С, затем на то, как меняется положение губ на гласные) Многократное повторение слогов СА, СЫ, СО, СУ, СЭ |
10. Закрепление звука в словах | Если получились слоги, переходим к словам. Произнесём слова, тянем длинно С: С---- а-д, С-----ало, С------обака, С-----амолёт С-----орока С-----поги (картинки из альбома Грамматика в картинках. Трудные звуки. Звук С. Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина “Говори правильно. Звуки С З Ц” Задание “Рыбак” Нужно поймать те рыбки, на которых изображены картинки со звуком [С] (картинки:
|
11. Выделение первого, хорошо произносимого согласного звука в слове.
Звуковой анализ слов: ус, он, ох, ах
12. Домашнее задание | На наборном полотне картинки: стол, мак, хлеб, крот, звезда и .т.д С какого звука начинаются названия этих картинок? Затем определяется место этих звуков: в начале какого слова звук К? (звук К на первом месте в этом слове, то есть в начале) С? и т.д. Это усы, а как скажем про один? Ус.
Про женщину мы говорим – она, а про мужчину? Он (разбирается аналогично). Когда кто-то чем-то огорчён, что он произносит? Ох. (анализ) Когда мы удивляемся, какое короткое слово мы произносим? Ах (анализ) Закрепить слоги и слова, которые мы произносили на занятии. Раскрасить букву, нарисовать, на что ещё похожа буква Л. (Д/задание № 2, 3). |
13. Итог занятия | Сегодня мы учились правильно произносить звук [С], помогли слонёнку накачать колесо насосом, “ловили” слова со звуком [С], вы повторяли за мной слоги и слова. |
14. Оценка | Вы очень хорошо работали на занятии, у многих из вас уже отлично получается, а если вы будете заниматься дома, то у нас это получиться намного лучше и быстрее. Молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]...
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л]
конспект занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука "Р"
Тема: звук "р".Цель занятия: постановка звука "Р".Задачи:- развитие артикуляционной моторики;- развитие фонематического восприятия;- развитие зрительно пространственных представлен...
конспект логопедического занятия по постановке звука [Л]
Конспект группового логопедического занятия в старшей группе по постановке звука [Л]...
конспект логопедического занятия по постановке звука Ш
Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш....
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)
Конспект логопедического занятия по постановке звука (ш)...