Дифференциация звуков С-З
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Екатерина Юрьевна Ермакова

Фронтальное логопедическое занятие по теме Дифференциация звуков С - З в предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дифференциация звуков С - З42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [с] – [з]"

Цель: Создание организационных и содержательных условий по усвоению учащимися упражнений по дифференциации звуков и усвоении лексического материала на тему: “Зима”.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

– учить различать звуки С З изолированно, в словах, предложениях и правильно обозначать их на письме, в словах и в предложениях; 
– учить согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; 
– обучать составлять короткий рассказ по опорным словам и опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

– формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;
– формировать установку на здоровый образ жизни в процессе выполнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, физкультминуток.

Оборудование:

– предметные картинки, в названии которых есть звуки С, З;
– индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками С, З;
– сюжетные
 картинки “Зимние забавы”;
– “снежный комочек” (белый мячик);
– больная книга с наименованием страниц;
– елка;
– почтовые ящички с наклейками С и З, сундучки со схемами.

Ход занятия

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!
Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …
И, конечно же, лениться – …
Выполняем все задания – …
Очень любим опоздания – …
Читаем, пишем, рассуждаем – …
Дисциплину нарушаем – …
Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

2. Работа по теме:

– Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки С и З и отправимся в путешествие по сказочной книге звуков и букв.
– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали!

Артикуляционная гимнастика:

– А теперь сделаем гимнастику для язычка:
– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.
– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье. (Дети повторяют за логопедом).

Молодцы!

Давайте вспомним, в каком положении язычок, когда произносим звук С? Губки? Зубки? А звук с глухой или звонкий? Твердый или мягкий?

А теперь вспомним, в каком положении язычок при произнесении звука З. Губки, зубки. Звук З – звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

– А теперь поможем нашему язычку различать звуки С и З. 
– Звуки очень похожи: оба прячут язычок за нижние зубки, оба дуют на язычок, но есть у них различие С-глухая, а З – звонкая. Давайте проведем эксперимент и проверим-положим ладошки на горлышко и послушаем – З – горлышко звучит, С-горлышко молчит.

1) Первая страница “Звуковая”.

– Картинки, в словах которых есть звуки С и З потерялись.
– Поможем картинкам найти свой звук С и З. 
– Давайте найдем и отправим в почтовые ящики картинки, в которых есть звуки С и З с одноименными звуками.
Игра: “Поймай звук”.

Изолированно:

С – молчим, З – хлопок в ладоши.

В слогах:

за, са, сы, со, зу, ас, уз, из, си, зы, су,оз;
злу, слу, сло, злы, сли, ска, слы, зле.

В словах:

зубы, сук, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, забор, самовар, стакан, звонок, стул.

2) Следующая страница “Слоговая”.

– Кто на стекле рисует узоры? (Мороз.)
– Посмотрите, какие узоры он нам сегодня нарисовал!
– Давайте соединим звуки в слоги:

http://festival.1september.ru/articles/627449/img2.jpg

– Послушайте и запишите слоги в столбик: в первый – с буквой З, второй с буквой С.

за, зо, са, зо, сы, зы, си, зы, зи, зе, се, сю, зю, со.

Физкультминутка:

– Мы много написали, наши пальчики устали, проведем для них игру “Елочка”:

Елочка нарядная
В гости к нам пришла,
Новогодний праздник

Детям принесла.

Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения.

На макушке елочки
Звездочка горит.
На колючих веточках
Мишура блестит,

Соединяем прямые руки над головой, показывая макушку елочки. Вытягиваем вперед прямые руки.
 

Огоньки сверкают,
Шарики висят.
Фонарики качаются
 

“Фонарики”
– вращают кулачками.
– покачивают руками вправо-влево раздвинув пальцы и подняв их вверх.
 

Бусики звенят
Весело под елочкой
Пляшет хоровод

Опускаю кисти вниз, и легко встряхивают ими.

– Выставляют поочередно ноги на пятку.

Здравствуй, здравствуй, елочка.
Скоро, Новый год!

Хлопают в ладоши.

3) Следующая страница “Елочная”.

– Ребята, посмотрите на нашу елочку. Ее нужно нарядить. У нас есть слова, в которых потерялись буквы С и З. Давайте их допишем и повесим игрушки на елку.

…нег, бу…ы, …аколка, ...неговик, …анки, моро…, …евер, …доровье, ле.., ..вонок, у..ор, …абор, …аяц, …убы, …онтик, …амолет, ли…а.

– А теперь поможем словам найти свое место. У нас 3 сундучка: в один положим слово где звук С – в начале, во второй, где звук С – в середине и в третий, где звук С – в конце слова.

собака, капуста, автобус.

слива, коса, вкус.

усы, слово, нос.

Точно также поможем словам со звуком З.

роза, арбуз, зонт.

глаз, ваза, заноза.

мороз, коза, груз.

4) Дальше страница –“Загодай-разгодай!” Отгадайте загадки! Отгадки будем записывать в тетрадь, выделяя букву, которая нам помогает на нашем занятии.

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою – белый,

Он, скажите, вам знаком?
(Заяц)

Он и добрый, он и строгий, 
Бородою весь зарос, 
К нам спешит сейчас на праздник, 
Кто же это? ... 
(Дед Мороз)

Сам глотаю я пилюльки, 
Потому что ел ... 
(Сосульки)

Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за все в ответе!
Мерзнет, мерзнет человек,
Выпал первый белый ...
(Снег)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Снежинки)

5) Дальше страница – “Зимняя”.

Я предлагаю поиграть в игру “Снежный ком”.

Мы передаем друг другу снежный ком и называем слова, отвечающие на вопросы “Какой?”, “Какая?”.

Начали:

Зима какая?– холодная, морозная, длинная.

Снег какой? – белый, пушистый, мягкий.

Мороз какой? – жгучий, сильный, злой.

Теперь называем слова-действия, которые отвечают на вопрос “Что делает?”

Снег что делает? – падает, лежит, кружит.

Составим теперь предложения и рассказ по опорным картинкам.

Дети лепят снеговика.

Мальчик катается на лыжах.

Дети катаются на санках.

Девочка катается на коньках.

Соединим эти 4 предложения в одно с помощью вопроса –

– Что делают дети?

Дети лепят снеговика. Катаются на санках, на лыжах, на коньках. Весело зимой!

Хорошо!

А теперь расскажем о зиме:

(Необходимо пояснить детям, незнакомые слова: метель, пороша).

Зимний праздник на подходе,
Старый год от нас уходит,
В дверь стучится Новый год.
Пусть с метелью и порошей.

Принесет он все хорошее.
Детям – радость, как и прежде
Взрослым счастье и надежду!

– А теперь ребята, на доске вы видите слова – пожелания (здоровья, счастья, успехов, радости), в которых есть буквы С и З. Возьмите каждый по одному слову и спишите это слово на свою “снежинку”.
– Получилось? Читаем по очереди свои слова и дарим эти снежинки друг другу.

Молодцы!

3. Итог урока:

С какими звуками мы работали на занятии? Чем похожи эти звуки? Чем отличаются? Молодцы! Идем отдыхать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...