Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе «Космические дали».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Алиева Рейганат Гаджиризаевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Физическое развитие».

Цели:

Образовательные:

- Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.

- Обучение грамоте: развитие фонематического слуха и закрепление знания букв; развитие навыков слогового чтения.

- Связная речь: развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.

- Грамматика: построение предложений-суждений.

- Звуковая культура речи: учить детей чётко и громко произносит слова.

- сравнивать предметы по внешним признакам: по форме и величине.

Воспитательные:

- Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности.

- Формирование навыка выражения своего мнения.

- Развитие способности к коллективному творчеству.

Коррекционно – развивающие:

- развивать словесно – логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать в процессе выполнения работы

- развивать наглядно – образное мышление и формировать целостный образ предметов: складывать разрезные картинки

- развивать графо - моторные навыки, зрительно – моторную координацию при выполнении заданий карандашом

- формировать познавательную активность, навыки учебной деятельности: поднимать руку, если хочешь ответить, дополнять ответы сверстников.

- развивать слуховое восприятие.

                            Материалы к занятию

- Фотоиллюстрации или картинки с изображением космического корабля, звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса.


Используемые технологии:

- Сюрпризный момент «Волшебная палочка»

- Игры - имитации

- Речь с движением

- Дидактические игры:

            «Составь целое из частей»

            «Что сначала, что потом?» (составление коллективного рассказа     - один начинает, другой продолжает)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmicheskie_dali.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми с ТНР

в подготовительной  к школе группе

по познавательному развитию «Космические дали».

Используемые технологии:

- Сюрпризный момент «Волшебная палочка»

- Игры - имитации

- Речь с движением

- Дидактические игры:

            «Составь целое из частей»

            «Что сначала, что потом?» (составление коллективного рассказа     - один начинает, другой продолжает)

                                             Разработано и проведено

учителем - логопедом  

Алиевой Р.Г.

Санкт – Петербург

2021 уч. год

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», Физическое развитие».

Цели:

Образовательные:

- Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.

- Обучение грамоте: развитие фонематического слуха и закрепление знания букв; развитие навыков слогового чтения.

- Связная речь: развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.

- Грамматика: построение предложений-суждений.

- Звуковая культура речи: учить детей чётко и громко произносит слова.

- сравнивать предметы по внешним признакам: по форме и величине.

Воспитательные:

- Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности.

- Формирование навыка выражения своего мнения.

- Развитие способности к коллективному творчеству.

Коррекционно – развивающие:

- развивать словесно – логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать в процессе выполнения работы

- развивать наглядно – образное мышление и формировать целостный образ предметов: складывать разрезные картинки

- развивать графо - моторные навыки, зрительно – моторную координацию при выполнении заданий карандашом

- формировать познавательную активность, навыки учебной деятельности: поднимать руку, если хочешь ответить, дополнять ответы сверстников.

- развивать слуховое восприятие.

                            Материалы к занятию

- Фотоиллюстрации или картинки с изображением космического корабля, звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса.

- Разрезные картинки с изображением различных пейзажей.

- Карточки с цифрами.

- Буквы – магнитные.

- Карточки с предметами необходимыми в полете.

- Волшебная палочка.

                                 

  Ход занятия

                                            Вводная часть.

                             Введение в тему занятия

Учитель-логопед:  Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чём мы сегодня будем говорить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем слово в этих клеточках.

1

2

3

4

5

6

В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «окно». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.

Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвёртом месте в слове «салон».

В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.

В четвёртой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».

В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».

В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.

Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «космос», таким образом, определяя тему занятия

Основная часть.

1.Работа над грамматическим строем речи.

          (Построение распространённых предложений  типа суждений.)

Учитель-логопед: Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. На чём мы отправимся в путешествие?

 Конечно, на космическом корабле.

Сначала, подготовимся к полёту, соберём всё необходимое. Но на космическом корабле не должно быть ничего лишнего, случайного, поэтому мы возьмём только те вещи, которые выстраиваются в логическую цепочку, как бы цепляются одна за другую. Выбирать будем из картинок, которые лежат на этом столе.

Например, я ставлю на фланелеграф первую картинку с изображением продуктов. Продукты нам нужны в полёте? Продукты хранятся в специальной вакуумной упаковке. А теперь вы продолжайте подбирать картинки. 

Обязательно нужны инструменты (картинка с инструментами),

Обязательно нужны медицинские принадлежности (картинка с аптечкой);

И т.д.

2.Развитие словаря

Учитель-логопед:  Всё необходимое для полёта собрали.

А теперь вставайте в круг, наденем специальные костюмы для космонавтов – скафандры (имитируем, натягиваем скафандр, надеваем шлем, сапоги, застегиваем молнии)

Представьте, что вы зашли на корабль, осмотрелись…  

И что же вы видите?  Попробуйте рассказать об этом с помощью нашей игры «Волшебная палочка».

(Палочка идёт по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова в нашем круге не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдёт к другому игроку. А мы с вами вместе должны последить за тем, чтобы слова не повторялись).

Итак, я увидела на космическом корабле пульт управления, с помощью которого можно управлять всем, что происходит на корабле.

(Учитель-логопед передаёт палочку следующему игроку, тот произносит своё слово и передаёт палочку дальше.)

- иллюминаторы

- помещения для отдыха космонавтов

- душ

- кресла

- помещения для хранения скафандров

- инструменты

- компьютеры

Когда палочка проходит весь круг, учитель-логопед задаёт следующую тему для разговора.

Учитель-логопед:  А теперь давайте подумаем, что мы можем делать на космическом корабле (имитация – отгадывание)

Мы можем: наблюдать за приборами,  ремонтировать, устранять поломки, есть, спать, принимать душ, смотреть в иллюминатор, готовить пищу, управлять кораблём, летать (потому что в космическом корабле невесомость), делать физические упражнения и т.д.

Учитель-логопед:  Итак, мы выяснили, что внутри космического корабля люди могут двигаться. (имитирует)

А как они двигаются? (Дети перечисляют:  медленно, быстро, плавно, неуклюже, точно, стремительно, еле-еле, по-черепашьи и т.д.)

Учитель-логопед:  А теперь мы подошли к иллюминатору и смотрим через него на нашу планету Земля.

Какой она кажется из космоса? (Маленькой, шарообразной, голубой, потому что на ней много воды).

А каким нам кажется наше солнце? (Очень  ярким, слепящим глаза, сияющим…).

А каким вы видите звёзды в космосе?  (Они похожи на яркие точки, их  очень много, они разбросаны по всему небу и т.п.).         

3.Развитие фонематического слуха.

                        (Выделение звука в слове.)

Учитель-логопед: Мы немного освоились на нашем космическом корабле. Вы мне сейчас сказали, что космонавты не только работают, но и отдыхают. И, представьте себе, во время отдыха они тоже любят поиграть. Вот и мы с вами поиграем в буквенное лото.

(Всем детям раздаются карточки с видами планет. У взрослого или у ребёнка в руках – мешочек с магнитными буквами. Он вытаскивает буквы из мешка и говорит, например:

- «У кого с буквы «м» начинается название планеты

Ребёнок, имеющий в карте картинку, название которой начинается с М, отвечает:

- «У меня – планета Марс» - и закрывает карточкой указанную картинку.

Учитель-логопед проверяет и если надо подсказывает.

4.Связная речь.

(Составление коллективного рассказа по картинкам.)

Учитель-логопед: Ребята, мы подлетели к планете, которую должны исследовать. Мы сделали несколько снимков планеты. Но когда аппарат печатал наши снимки, получились отдельные фрагменты. Вот они. (Взрослый раздаёт каждому ребёнку по одному фрагменту картинки). Ваша задача – составить из фрагментов целые картинки.

(После того, как картинки составлены, даётся следующее задание.)

Заключительная часть: Итог НОД, систематизация знаний.

Учитель-логопед: Мы должны передать на Землю, что мы увидели на этой далёкой планете. Но мы уже так далеко от Земли, что не можем передать изображение. Мы можем поддерживать связь только голосом. Поэтому всё, что изображено на наших картинках, мы должны рассказать.

Условимся так: вы составляете рассказ по своей картинке все вместе. Кто-то начинает рассказ, потом его продолжает второй, затем третий, последний заканчивает рассказ.

Рефлексия:

Ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Вы большие молодцы.

Пора возвращаться на землю. Нас там ждут и очень скучают.

Упражнение: «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Дети маршируют

На носки, поднимись….

Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз

Опускают руки

Раз, два, три, потянись

Тянутся, руки вверх

Вот летит ракета вниз!

Бегут по кругу, приземляются (приседают на корточку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"

Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной кате...

Конспект коррекционного занятия в подготовительной логопедической группе

Работа над звуком "ш", используя различные приемы и методы: проговаривание и прослушивание чистоговорки, стихотворного текста, словесная игра, игровые упражнения. Подготовка руки к письму, исполь...

Конспект коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке «Космическое путешествие» в средней группе с родителями

Закрепить обобщающее понятие  «космос», знания о последовательности частей суток. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение составлять ...

Методическая разработка (конспект) по познавательному развитию «Космические дали»

1. Цель: Дать представление детям о космосе. Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы.2. Задачи:Ø Образовательн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Космические дали»

Цель:  формировать представления детей о космосе, понятие “солнечная система”, о профессии космонавт, посредством игровой деятельности....

Конспект коррекционного занятия «Зимующие птицы», для занятия с детьми с ЗПР

Задачи:Коррекционно-образовательные:- Познакомить детей с названиями зимующих птиц, рассказать об их строении;- Уточнить и расширить знания детей о рационе питания птиц;- Учить называть обоб...

Конспект музыкального занятия «музыкально космическое путешествие»

Цели занятия: развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, способность к импровизации, способности концентрировать внимание, развивать сотрудничество в группе, повышать уверенность в себе.П...