Проект «Кинезиологические упражнения»
проект по логопедии

Фоминова Екатерина Владимировна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботится о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» г. Смоленска

Проект «Кинезиологические упражнения»

Подготовила:

Учитель-логопед

Фоминова Е.В.

I. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботится о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия понимания, а также речевой аппарат. Из вышесказанного следует вывод, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.

В.М. Бехтерев писал: “что движение рук тесно связано с речью и её развитием”. В.А Гиляровский отмечал, что “запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики”.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая 
работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия, которое можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Перечисленные выше положения были положены в основу создания авторской Проект имеющей оздоровительное и коррекционно-развивающее направления.

Применения метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Проект   рассчитан для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель Проекта:

Развитие интеллектуальных способностей в процессе развития межполушарного взаимодействия мозга посредством кинезиологический упражнений.

Задачи Проекта:

  • Компенсация у детей трудностей в обучении;
  • Синхронизация межполушарного взаимодейтсвия;
  • Совершенствование познавательных и мыслительных процессов;
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Развитие крупной, кистевой и мелкой моторики.

Основные принципы:

  • Принцип научности предполагает подкрепление созданных комплексов научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса обучения и предполагает тесное взаимодействие педагогов и родителей детей;
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
  • Принцип доступности позволяет строить обучение от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывая «зону ближайшего развития»;
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата  независимо от уровня физического развития детей.

II.Содержание

Ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое)

Реализация проекта предполагает участие учителя-логопеда, воспитателей групп, родителей и  детей, занимающихся с учителем-логопедом.

В кабинете учителя-логопеда и группах ДОУ создаются уголки по развитию мелкой моторики рук, в которых находятся традиционные пособия для развития  тонкой моторики (карандаши, бумага, раскраски, заводские игры-шнуровки, кубики, пазлы) и нестандартное оборудование (су-джок, массажные мячики, прищепки, платочки, решетки, бигуди, резиночки для волос, зубные щетки). Так же создается игротека для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования со стихотворным сопровождением.

Работа с педагогами

Изначально учитель-логопед проводит анкетирование педагогов по теме «Влияние кинезиологических упражнений на развитие ребёнка»:

Анкета для педагогов  по теме «Влияние кинезиологических упражнений на развитие ребёнка»

1. Кинезиология -  это наука о ____________________________________

_______________________________________________________________

2. За какие процессы отвечает левое полушарие мозга?__________________

Правое полушарие мозга?_________________________________________

3.  Межполушарное взаимодействие каким-либо образом влияет на развитие интеллекта?

4. Как можно развивать рецепкорные (межполушарные) связи?

5. Знакомы ли Вы с нетрадиционной технологией «Гимнастика мозга»?

     Проанализировав уровень осведомленности педагогического коллектива о системе развития межполушарных связей у детей учитель-логопед организовывает игровой тренинг, на котором педагоги овладеют кинезиологическими упражнениями по нетрадиционной технологии «Гимнастика мозга». Педагогов знакомят с системой работы по программе «Мудрые движения».

Работа с родителями

Форма работы

Содержание работы

1.Тематическое родительское собрание

 2. Занятие-практикум по развитию межполушарных связей

3. Наглядная информация в родительском уголке

4.Индивидуальные консультации

Ознакомление о значимости кинезиологических упражнений и содержанием работы по развитию межполушарного взаимодействия

Мастер-класс по  выполненю кинезиологических упражнений

Каждый месяц в родительском уголке выставляются новые комплексы

Родители детей осведомляются о трудностях освоения детьми Проекта «Мудрые движения»

План внедрения проекта  

Все кинезиологические упражнения разделены на 4 комплекса:

1.кинезиологические упражнения на макроуровне;

2.кинезиологические упражнения на среднем уровне;

3.кинезиологические упражнения на микроуровне;

4.массаж биологически активных точек.

месяц

Упражнения на макроуровне

Упражнения на среднем уровне

Упражнения на микроуровне

сентябрь

«Перекрёстное марширование»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Пароход», «Очки», «Лодочка» «Флажок»; игры с шестигранными карандашами

октябрь

«Локоть-колено»

«Рука-пятка»

«Лягушка»

«Стол», «Стул», постукивание пальцами по столу

ноябрь

«Мельница»

«Я хороший»

«Кошка», «Мышка», «Цепочка»,

игры с платочками

декабрь

«Руки-ноги»

«Парад»

«Лезгинка»

«Собака», «Лиса и зайцы», «Зайка»,

игры с решётками

январь

«Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами»  

Вариант 1

Игра «Перемены»

 «Краб», «Грабли»,  игры с прищепками

февраль

Вариант 2

«Зайчик – кольцо»

 «Колечки», «Колечки с усложнением», игры с массажными мячиками

март

Вариант 3

Игра «Соко-бачи-вира»

«Зайка и барабан», игры с резиночками для волос

апрель

Вариант 4

Игры «Чоко-ла-тэ»,

«В траве сидела саранча»

Перекладывание спичек, рисование одновременно двумя руками

Массаж биологически активных точек

1.«Массаж точек мозга» (снимает усталость, концентрирует внимание, активизирует работу речевых зон головного мозга);

Указательные пальцы положить на лоб – над бровями; массировать лоб круговыми движениями, начиная в сторону висков – 5 раз, затем – 5 раз к носу.

  1. «Шапка для размышления» (активизирует деятельность головного мозга).

Одновременно взять пальцами правой и левой руки мочки ушей и с усилием потянуть их вниз, имитируя надевания шапки – 5 раз.

  1. «Энергетический зевок»

Положить указательные пальцы рук на щёки, ближе к уголкам рта, и утрированно изобразить активный зевок, нажимая пальцами на щеки, сопровождая зевок звуком – 5 раз.

  1. «Массаж век».

Указательным и средним пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки.

        

III. Ожидаемые результаты:

  1. Создание современной здоровьесберегающей модели образовательного процесса;
  2. расширение материально-технической базы в группах и кабинете учителя-логопеда для развития мелкой моторики рук;
  3. создание системы взаимодействия педагог-ребёнок-родитель по здоровьесберегающему направлению;
  4. активное обобщение и трансляция положительного педагогического опыта по развитию интеллектуальных способностей детей.

  1. Литературно-методическое обеспечение Проекта

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем – М.: Издательство политической литературы, 1982.
  3. Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина - М.: 1973.
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- (Кабинет логопеда).
  5. Деннисон, П. Деннисон «Гимнастика мозга»
  6. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии – М.: Школьная Пресса, 2007.
  7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД “МиМ”, 1998.
  8. Синицина Е.И Умные пальчики – М.: “Лист”, 1998.
  9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии  - М.: ТЦ Сфера, 2001. –
  11. Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
  12. Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт.-сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–СПб., «Лань», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений»

ПРОЕКТ«Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  посредством кинезиологических упражнений»...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Проект "Кинезиологические упражнения. Умные пальчики"

   В современном мире ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами зн...

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...

Проект "Кинезиологические упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной, речевой и двигательной деятельности....

Проект "Кинезиологические упражнения в развитии физического здоровья и интеллекта детей старшего дошкольного возраста"

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами, педагогами, задачу поиска эффективных форм, приёмов, технологий в   этих нарушений.  ...